1. Автор материла | Александрова Евгения Петровна |
2. Место работы | БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии |
3.Должность | учитель начальных классов |
3. Предмет | Окружающий мир |
5. Класс | 1 |
6. Тема урока | Откуда берутся снег и лед? |
7. Продолжительность урока | 40 минут |
8. Тип урока | изучения и закрепления новых знаний |
9. Форма проведения урока | Урок-исследование |
10. УМК, авторы образовательной программы | УМК- «Школа России» под редакцией Плешакова А.А |
11. Цель, задачи | Цель: формирование представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой; обучение практическому исследованию природных объектов и явлений. Задачи: Образовательные: продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений; познакомить со свойствами снега и льда; Развивающие: развивать мышление, внимание, память учащихся; Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
12.УУД: | Метапредметные умения: Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения; целеполагание, умение оценивать правильность выполнения действий, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Познавательные: проводить по инструкции опыты по исследованию свойств снега и льда; планировать, анализировать свою работу; проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы; строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально; допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Предметные: происхождение снега и льда; знать форму снежинок и отображать её в рисунках Личностные: Бережно относиться к ценностям природы; понимать свою ответственность за состояние природы |
13. Необходимое оборудование и материалы для урока | Компьютер, проектор, экран; Презентация к занятию «Откуда берутся снег и лед?» Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011; Цветные карандаши; Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, салфетки для рук. |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3.Актуализация знаний. Постановка учебной цели (проблемы)
4. Обобщение и систематизация знаний
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5 Применение знаний и умений в новой ситуации.
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
№ | Основные этапы урока, цели | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
I | Самоопределение к деятельности (Организационный этап) | Психологический настрой на урок - Здравствуйте, ребята! Прозвенел уже звонок - Начинается урок. А теперь все повернулись И друг другу улыбнулись. Улыбнулись мне, друзьям И садитесь по местам! - Я вижу у вас хорошее настроение и желаю всем на этом уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира. Мир природы удивителен! Сколько интересного можно узнать! Сколько тайн разгадать! Но самое замечательное, что все наши открытия позволят нам лучше узнать окружающий мир, а значит сделать его для нас полезным, интересным и безопасным. - Я желаю вам удачи и новых открытий! | Проверяет готовность обучающихся к уроку, организует внимание. Создает эмоциональный настрой | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Личностные: проявляют готовность к работе на уроке; внутренняя позиция школьника; учебно-познавательная мотивация; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
II. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Слайд 2 (зима) Ребята посмотрите внимательно на картинку. Скажите, какое время года на ней изображено? По каким признакам вы определили, что на рисунке изображена зима? Сегодня у нас на уроке Муравьишка (на доску прикрепляется рисунок Муравьишки -Вопросика). - С наступлением зимы у него появились новые вопросы. Сначала он обращался с ними к Мудрой Черепахе, но она немного простудилась и крепко уснула под корягой, зарывшись в сухие листья. Он побежал со своими вопросами к друзьям. Те тоже не смогли помочь: им было некогда, ведь даже зимой трудовая жизнь в муравейнике не затихает. Тогда Муравьишка-Вопросик оделся потеплее, и потихоньку выбрался из муравейника. - Отгадайте, кого встретил Муравьишка? Слайд 3 Меня не растили, из снега слепили. Вместо носа - морковка, Глаза - угольки, руки - сучки. Холодный, большой - кто я такой? (Снеговик) - Снеговик тоже пришел к нам на урок и принес загадки. Ответив на них, вы сможете назвать и тему урока. Слайд 4 - Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось. С неба на землю свалилось. (снег) - Рыбам жить тепло, Крыша – толстое стекло (лед) - А теперь, ребята, попробуйте назвать тему урока. -Ребята, где в жизни видели снег и лёд? У Муравьишки снова возник вопрос: «Откуда берутся снег и лед?» -Как вы думаете? Это наша гипотеза, т.е. предположение. Теперь мы попробуем её доказать или опровергнуть. | Обеспечивает мотивацию, организация внимания и актуализации знаний | Актуализируют личный опыт Слушают и отгадывают загадки Формулируют тему урока Высказывают предположения (снег и лёд – это не одно и тоже) | Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Регулятивные: целеполагание; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Коммуникативные: развитие умения точно и правильно выражать свои мысли. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели |
III. | Открытие нового знания. | Практическая работа - Представьте, что наш класс научно – исследовательская лаборатория, чтобы доказать свойства снега и льда нам нужно их исследовать, провести опыты. Работать вы будете в группах, - Какие правила нужно соблюдать, работая в группе? (Уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно быть очень быть внимательными) - Чтобы проводить исследования у каждой группы на парте имеется оборудование для практической работы. Цель нашего исследования: изучение свойств снега и льда. Выдвижение гипотезы: предположим, что снег и лед – это не одно и то же. Проверим это опытным путем. Практическая работа. На каждую парту кладутся листы с цветной бумагой. На блюдца кладётся снег и кусочки льда. Опыт №1. - Положите на листы цветной бумаги снег и лёд. Какого цвета снег? А что можете сказать о цвете льда? Сравните его с листом цветной бумаги. Что вы заметили? Сделайте вывод: (Снег - белый. Лёд – бесцветный.) (Итоги опыта №1 представляет I группа, остальные оценивают) Опыт №2. - Положим снег и лед на лист цветной бумаги. Можем ли мы под снегом определить цвет этой бумаги? А под льдом? Какой сделаем вывод? (Снег непрозрачный, а лёд прозрачный.) (Итоги опыта №2 представляет II группа, остальные оценивают) Опыт № 3. Попробуйте из снега сделать горку, ямку. А теперь то же самое сделайте изо льда. - Получилось? Почему? А теперь посмотрите: я ударяю молоточком по кусочку льда. Что произошло? Какой вывод можно сделать. (Лёд хрупкий, а снег рыхлый.) (Итоги опыта №3 представляет I группа, остальные оценивают) Опыт №4. - А теперь возьмите снег или лед в руки. Что происходит? (Тает). Что остается вместо снега и льда? (Вода) Из чего же состоят снег и лёд? (Из воды.) (Итоги опыта №4 представляет II группа, остальные оценивают) Какова была наша гипотеза? Что мы предположили? -А к какому выводу пришли? Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же. Хотя у них разные свойства, снег и лед – это замерзшая вода. | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. организует исследовательскую работу обучающихся (постановка цели и практической работы); | Работают в группе. В группах выполняют практическую работу: -формулируют цель опытов; -называют предметы оборудования; -распределяют роли в группе (организатор читает инструкцию, описание опытов в учебнике; практик выполняет опыт; аналитик описывает наблюдения, делает выводы; оратор представляет итоги работы группы) По ходу проведения опытов результаты опытов записывают в таблицу. Свойства | Лёд | Снег | Твёрдость | хрупкий | рыхлый | Цвет | бесцветный | белый | Прозрачность | прозрачный | непрозрачный | Изменения в тепле | Тает, превращается в воду. | Тает, превращается в воду. | Формулируют выводы наблюдений. | Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Регулятивные: организация своей деятельности, определение ее целей и задач, выбор средств реализации цели и применение их на практике, оценивание достигнутых результатов Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество, осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы Предметные: - узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам. Метапредметные: освоение приёмов поиска нужной информации через практическую деятельность. |
| Физкультминутка | -А теперь немножечко мы с вами отдохнем вместе с Муравьишкой: На дворе у нас мороз! Чтобы носик не замерз Надо ножками потопать, И ладошками похлопать! Руки вверх, руки вниз На носочки подтянись, Глазки вправо, глазки влево И по кругу проведем. Быстро, быстро поморгаем И немножечко потрем. Руки ставим на бочок На носочках скок-скок! А затем поприседаем Никогда не замерзаем! | Обеспечивает снятие усталости, поддерживает эмоциональный настрой | Дети имитируют процесс движениями. | Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
IV. | Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). Цель: организация деятельности обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения | - Из чего состоит снег и лед? - Снег – это вода, лёд – это тоже вода. Почему они такие разные? Давайте попробуем в этом разобраться. - Как из воды можно получить лед? - А вот как образуется снег? - А к какому выводу мы пришли? Слайд 7. Работа с учебником. -Послушаем теперь Мудрую Черепаху и прочитаем вывод на странице учебника. | Выдвигает проблему. Побуждает учеников к высказыванию своего мнения. | Отвечают на вопросы, анализируют, формулируют свои выводы, Зачитывают и сравнивают свои исследования с выводом с учебника, запоминают правила | Личностные: -ответственное отношение к выполнению заданий. Регулятивные: - умение вести самостоятельный отбор информации; Познавательные: - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - умение работать индивидуально. |
V. | Применение знаний и умений в новой ситуации. | -В рабочей тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Определите какие свойства принадлежат льду, а какие – снегу. - Соедините самостоятельно стрелками. Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде. Муравьишка приготовил для вас новую загадку. Слайд 8 С неба звезды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется черная земля. Много-много звездочек — топких, как стекло. Звездочки холодные, а земле тепло. (Снежинки) «Снежинки, — образуются высоко над землей в облаках .Когда их скапливается очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю». Практическая работа: -Посмотрите, какие красивые снежинки нарисовал Муравьишка в ваших рабочих тетрадях на странице 46 в задании №3. Рассмотрите их и сравните: что у них общего, а чем они отличаются. - Вопросик не успел дорисовать снежинки. Помогите ему и дорисуйте. Первая группа – первую снежинку, вторая группа - вторую снежинку, а третья группа - третью снежинку. | Организует деятельность по применению новых знаний. Подводит обучающихся к выводу о снеге и льде Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи | Читают и выполняют задания в рабочей тетради; Отвечают на вопросы, Формулируют выводы наблюдений. | Личностные: - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Метапредметные: - выполнение работы по образцу. «Откуда берутся снег и лед?» |
VI. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | -Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего исследования. Вы должны будете ответить на вопросы, а ответы записать на листе достижений: да – зелёный кружочек, если отвечаете нет- красный, не знаю –синий. -Поменялись листочками достижений, проверили по таблице -нарисуйте смайлик, поменяйтесь тетрадями и посмотрите свои результаты. | Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации знаний; оценочные высказывания обучающихся; | Рассматривают снежинки, считают количество лучиков. Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. на листе достижений, обсуждают, высказывают своё мнение, оценивают работу одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности | Регулятивные: - оценивать достигнутые результаты. Предметные: -знание понятий по изучаемой теме |
VII. | Домашнее задание | Задание на выбор и по желанию обучающихся. 1. Рассмотреть снежинки, нарисовать или слепить ее. 2.Рассмотреть воду, образовавшуюся в результате таяния снега и льда. На основе увиденного объяснить, почему нельзя облизывать сосульки и есть снег. | Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; Регулятивные: ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес - выполнять учебное действие в соответствии с заданием. Познавательные - уметь планировать, анализировать свою работу Коммуникатив.: работать индивидуально; Предметные: умения систематизировать знания по теме. |
VIII. | Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | - Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам отгадать кроссворд. 1.Меня все растили Из снега слепили Холодный, большой – Кто я такой? (Снеговик) 2.Без рук рисует, Без зубов кусает. (Мороз) 3.Прозрачен как стекло, А не вставишь в окно. (Лёд) 4.Кто, угадай-ка, седая хозяйка Тряхнёт перинки – над миром пушинки? (Зима) 1.с | н | е | г | о | в | и | к | | | 2.м | о | р | о | з | | | | | 3.л | ё | д | | | | | 4.з | и | м | а | | | Какое ключевое слово получилось? (вода) Что такое снег и лёд? (Замёрзшая вода) Назовите основные свойства снега и льда. Муравьишка Вопросик на память о нашем уроке приготовил для вас раскраски, на которых вам нужно дорисовать снежинки, но чтобы не было более двух одинаковых. -Я вами очень довольна. Вы хорошо потрудились. Вы настоящие исследователи. К ому на уроке было интересно покажите – Кому было скучно- | Организует рефлексию. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось; на уроке было интересно или же нет) | Личностные: -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; Регулятивные: - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. |
Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Просвещение, 2012
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 1 класс.