ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Повторение изученного.
- Новая тема – вступительная беседа.
- Давайте проверим, кто сегодня будет помогать нам работать на уроке?
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Ручки – сучки,
Холодный, большой-
Кто я такой? (Снеговик)
-Смотрите, у снеговика какой-то конверт. Интересно, что в нем? Да это же загадки! Если вы правильно отгадаете их, то узнаете тему сегодняшнего урока.
Белый, пушистый
На землю ложится.
Все покрывает
Белым одеялом. (Снег)
Ночью был мороз и вот –
Мы коньками режем …(лед).
На экране высвечиваются слова СНЕГ ЛЕД
-Как назовем тему сегодняшнего урока?
Итак, сегодня мы поговорим, откуда берутся снег и лед. Но прежде, чем ответить на этот вопрос, Снеговик покажет нам небольшую зимнюю зарисовку. (3-4 минуты мультимедийного представления).
-Давайте разберем, какими же свойствами обладает снег и лед?
4. Практическая работа.
На экране слова – помощники:
ТАЮТ ВОДА БЕСЦВЕТНЫЙ ПРОЗРАЧНЫЙ ХРУПКИЙ
БЕЛЫЙ НЕПРОЗРАЧНЫЙ РЫХЛЫЙ
-Учитель показывает опыт со льдом на хрупкость, разбив молотком.
-Учащиеся составляют таблицу (2 мин.) свойств снега и льда из раздаточного материала.
СНЕГ
белый
непрозрачный
рыхлый
ЛЕД
бесцветный
прозрачный
хрупкий
- Беседа о том, откуда берутся снег и лед.
-Как вы думаете, откуда берутся снег и лед?
-Мы с вами узнали, что снег и лед имеют различные свойства, но что общего у снега и льда? (Снег и лед при таянии превращаются в воду.)
-Верно. Снег и лед образуют при таянии воду. А если вода замерзнет, что она образует? (Лед.)
-Где вы видели лед? (На реке, в луже, в холодильнике.)
-Можно ли дома увидеть лед?
-Как в домашних условиях можно воду превратить в лед?
-Рассмотрите рисунок на стр. 49. внизу. Дома можно наполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру.
-А когда из воды образуется снег? (Зимой. Это снежинки, которые падают с неба.)
-Снежинка образуется высоко над землей в облаках. Когда их скапливается в облаке очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю. Прочитайте вывод, с которым нас познакомит Мудрая Черепаха (стр. 49)
6.Физкультминутка
Ночью был мороз и вот-
Мы коньками режем лед.
Разбежались, покатились,
Поскользнулись и свалились.
Снова на ноги поднялись
На носочках приподнялись,
Вверх подпрыгнули все дружно
Но домой уже нам нужно.
7.Закрепление
Дети работают в Рабочей тетради (стр. 20, задание 2).
-Какие красивые снежинки вам подарил Снеговик! Рассмотрите их. Сколько лучей имеет каждая снежинка? (Шесть.)
-Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Нужно ему помочь!
Дети дорисовывают снежинки: первая снежинка – 1 вариант, вторая снежинка – 2 вариант, третья снежинка – 3 вариант.
8.Конкурс «Отгадай-ка»
Учитель загадывает загадки:
С неба звезды падают.
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек –
Тонких, как стекло.
Звездочки холодные,
А земле тепло. (Снежинки)
Бел, да не сахар.
Ног нет, да идет. (Снег)
На всех садятся,
Никого не боятся. (Снежинки)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед)
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой,
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось. (Снег)
Белые мухи на поле сели. (Снежинки)
Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
За каждое выполненное задание на уроке. Каждый отряд получает часть снеговика. Победит на уроке та команда., которая соберет всего снеговика.
9.Итог урока
Графический диктант. (Учащиеся при ответе на вопрос используют синий и красный карандаши. Если не знают ответ на вопрос, пропускают клеточку)
- Снег при таянии превращается в воду. (ДА)
- Если вода замерзает, она превращается в лед. (ДА)
- Снег бесцветный. (НЕТ)
- Лед прозрачный. (ДА)
- У снежинок пять лучей. (НЕТ)
- Снег рыхлый. (ДА)
- Лед хрупкий. (ДА)
- Снег непрозрачный. (ДА)
- Все снежинки одинаковые. (НЕТ)
- Снег белый. (ДА)
У детей появляется на проверочных карточках следующий рисунок:
¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡
10 Физминутка.
Руки мы сожмем немножко
И похлопаем в ладошки.
Ручки мы вперед протянем
Пальцы вытянем, потянем.
Вверх поднимем,
Вниз опустим,
Ни минутиу не упустим.
В руки кисточки возьмем
Рисовать сейчас начнем.
-Ребята. А вы видели. Какие красивые узоры мороз рисует зимой на окнах? А вы знаете, откуда берутся эти узоры? Маленькие капельки воды на поверхности стекла замерзают, соединяются между собой и образуют причудливые узоры. Сегодня мы с вами тоже представим себя художниками и разрисуем окошко. Каждая группа получает часть окошка и красками все вместе рисуем на нем узоры.
Учитель собирает окошко в единое целое. Молодцы!
10 Домашнее задание
Учебник стр. 49
-Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку? Нарисуйте свою девочку – снежинку, придумайте загадку о снежинке.