Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Откуда берутся снег и лед"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Крохалевская СОШ»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
Проект урока в 1 классе по окружающему миру.
Тема: «Откуда берутся снег и лед?»
Выполнил: учитель I категории МБОУ «Крохалевской СОШ»
Тукачева Татьяна Ильинична
2020 г.
Предмет: Окружающий мир. 1 класс.
Тема: « Откуда берутся снег и лед»
Место занятия в учебном процессе: раздел «Как, откуда и куда?»
Цели урока:
-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;
-развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
Обучающие
- Повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года – зима.
- Научить определять свойства снега и льда путём проведения опытов.
- Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию.
- Проверить уровень усвоения темы через мини - тестирование;
Развивающие
- Формировать умения детей в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией, умение увидеть проблему и найти пути ее решения.
- Формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают.
-развивать речь, наблюдательность, умение работать в группах, в паре;
-воспитывать интерес к предмету ,культуру речи, сотрудничеству, интерес и любовь к окружающему миру.
Регулятивные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.
Коммуникативные:
- предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Методы и приёмы: диалогические, алгоритмические, эвристические, наглядные, практические, анализ, обобщение.
Формы работы: фронтальная, в паре, индивидуальная.
Тип урока: открытие нового знания, урок - исследование.
Оборудование и средства обучения:
Компьютер, проектор, экран.
Презентация к занятию, снег, лед.
Этапы урока
Содержание урока
Вид деятельности учащихся
Формирование УУД
1.Мотивация.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
- Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!
- Я вижу у моих любителей природы хорошее настроение и я желаю всем на сегодняшним уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира.
Личностные:
-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Метапредметные:
- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний.
Цель:
-повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания».
- актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках;
- обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.
-Сейчас повторим пройденный материал.
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
-Как образуются реки?
-Как называется место, где начинается река?
-Чем отличаются река и море?
-Куда может впадать река?
-Какие реки нашей местности вы знаете?
- Какую тему мы сейчас повторяли?
-А что происходит с реками зимой?
Зимой реки покрыты льдом, а вся земля покрыта снегом.
-Вам нравится зима?
Девочки нашего класса подготовили стихотворения о зиме.
-Я сегодня шла в школу и любовалась зимним пейзажем, и у меня невольно возник вопрос.
-Зима, она какая? (снежная, морозная, холодная, белая, пушистая)
- Посмотрите на экран, по каким признакам можно определить, что изображена зима?
(Словарная работа).
Много чудес приготовила волшебница-природа. Каждое время года по своему красиво и интересно. У каждой свои тайны, чудеса, сказки! Но самые волшебные сказки бывают только зимой!
(картины природы)
- Без чего не возможно, представить зиму?
Создание проблемной ситуации, высказываний предположений. Умение давать полные ответы.
Личностные:
- Проявление интереса к поставленной проблеме.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные:
- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.
Предметные:
- узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам.
3. Подготовка к восприятию новой темы и сообщение темы урока.
Цели:
-обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке.
Я хочу вам причитать письмо, которое пришло в нашу школу.
Здравствуйте, дорогие первоклассники!
Здравствуйте, дорогие первоклассники!
Пишут вам две сестрички - капельки. Мы слышали, что вы много знаете и умеете. Помогите нам!
Мы дружно жили и никогда не ссорились. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна из нас съежилась и превратилась в льдинку. Вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. И очень она заважничала. Стала собой любоваться.
Снежинка не захотела признавать в льдинке свою родную сестричку. Она сказала: «Я вся из серебра и солнца – красавица, а ты из мутной воды – замарашка. И ты думаешь, что мы сестренки?»
- Ребята, хотите помочь Льдинке и Снежинке?
-О чем они нас просят? (Доказать, что они родные сестры)
- Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке?
(Дети формулируют тему урока, а затем учитель обращает внимание на слайд)
Итак, тема нашего урока «Откуда берутся снег и лед?» (открыть запись на доске)
Представьте, что наш класс – научно-исследовательская лаборатория. Мы должны с вами доказать, что Льдинка и Снежинка родные сестры. Но чтобы доказать это нам нужно исследовать свойства льда и снега.
Все выводы я буду записывать на доске.
- Кто из вас знает, что такое снег и лед? (замершая вода)
- Раз снег и лед – это замершая вода, то они должны быть одинаковые?
-Чем различаются снег и лед?
- Хотите проверить ваши предположения и узнать, кто из вас был прав?
- Как мы можем это проверить?
- Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике, самим исследовать.
- Давайте мы попробуем узнать чем различаются снег и лед, как они образуются, и определим какими свойствами они обладают?
Гимнастика для глаз.
Постановка темы урока
Личностные:
- эмоционально-ценностное отношение.
Метапредметные:
Регулятивные:
-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации.
Познавательные:
- уметь планировать, анализировать свою работу;
- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;
- умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;
4. Открытие нового знания.
Цель: - по возможности включить детей в ситуацию выбора метода решения
проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково;
- обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.
-Скажите, как образуется снег?
-Как вы думаете, а как образуется лед?
Значит снег и лед – вода в твердом состоянии.
-Прочитайте вывод в учебнике стр. 69
- Мы узнали, как образуется снег и лед.
- А сейчас мы будем определять свойства снега и льда. Сегодня вы будете учеными-исследователями. Будете проводить опыты, свои утверждения.
2. Практическая работа.
- Работать вы будете в паре, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же, быть очень внимательными.
Цель эксперимента: «Изучение свойства снега и льда»
Гипотеза: «Снег и лед одно и тоже».
Опыт 1. Рассмотрите снег и лед. Попробуйте из снега сделать горку, ямку. А теперь то же самое сделайте изо льда. Что вы заметили?
Вывод: снег рыхлый, а лед хрупкий.
Опыт 2. Какого цвета снег? А лед? Сравните его с листами цветной бумаги. Что вы заметили?
Вывод: Снег белый, а лед бесцветный.
Опыт 3. Положим снег и лед на лист цветной бумаги. Можем ли мы под снегом определить цвет этой бумаги? А подо льдом?
Вывод: снег непрозрачный, а лед прозрачный.
Опыт 4. А теперь положите снег в один стакан с водой, а лед – в другой. Что заметили? Что происходит со снегом и льдом? (они растаяли)
Вывод: В тепле снег и лед тают. Образуется вода.
- А почему же снег и лед зимой на улице не тают? (Зимой на улице холодно, мороз).
Сделайте вывод.
СнегЛед
Тает тает
Белый бесцветный
непрозрачный прозрачный
рыхлый хрупкий
Физминутка:
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.) По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.) Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.) Вьюга злится, Снег кружится, (Дети кружатся.) Заметает все кругом Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
Групповая работа. Исследование свойств снега и льда.
Личностные:
- эмоционально-ценностное отношение.
Метапредметные:
Регулятивные:
-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;
- умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;
- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
5. Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цель:
- организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения.
Работа по слайдам, проговаривание результатов опытов в громкой речи.
- Какова была наша гипотеза? Что мы предположили?
- А к какому выводу мы пришли?
2. Работа с учебником стр. 68-69
Индивидуальная работа.
Проговаривание полученных результатов
Личностные:
- ответственное отношение к выполнению заданий.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умения вести самостоятельный отбор информации;
- умение выполнять учебное действие.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Цель:
- организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;
Работа в Рабочей тетради.
- Задание № 2 в тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу.
- Соедините самостоятельно стрелками.
Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Личностные:
- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.
Метапредметные:
Регулятивные:
- оценивать достигнутые результаты.
7.Включение нового
знания в систему знаний
и повторение.
Цель:
включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
Творческое задание
Загадка
Странная звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)
-Что такое снежинка? (кристаллик снега)
-Посмотрите на экран и скажите, сколько лучей у снежинок(6)
-Сколько лучей у вас в тетради?
-Дорисуйте.(по1 снежинке в группе)
Определение значение снега и льда для живого в природе.
-для природы (согревает, дает отдых, питает водой)
-для людей (спорт, забавы, отдых, красиво)
- для животных (дом)
- А можно ли в домашних условиях воду превратить в лёд?
- Для чего?
- А где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).
- А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим на слайде.
- Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур.
- Лепят различные фигуры и из снега. Рассмотрите снежные фигуры.
- Ребята, а намсо снегом, хорошо или плохо?
- Верно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых (просмотр слайдов).
-Посмотрите на слайд и отгадайте какие зимние виды спорта изображены?
Групповая работа.
Умение давать полные ответы.
Личностные:
- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные:
Регулятивные:
- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Познавательные:
- уметь планировать, анализировать свою работу;
- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
8. Рефлексия деятельности. Итог урока.
Цель:
- совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
- Итак, подведём итоги
- Кем вы были на уроке?
-Что исследовали?
- Что запомнили?
- Как мы помогли Льдинке и Снежинке доказать, что они родные сестрички? (проводили опыты)
- И какие сделали выводы?
- А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?
Прилетел ветер. Увидел, что Льдинка горько плачет, пожалел её. Дохнул ветер теплом. Растаяла Льдинка, превратилась в очень маленькую капельку. И Снежинка растаяв, стала капелькой. Посмотрела бывшая Снежинка на свою соседку и узнала Льдинку. Обнялись сестрички. «Я тебя прощаю, - сказала Льдинка. – Думаю, что ты никогда не будешь хвастать своей красотой и унижать другого».
Обе капельки влились в ручеек и, весело переговариваясь, поплыли.
Наверное, все дети слышали веселый звонкий говорок ручейков.
У вас на партах снежинки. Прикрепите к доске снежинку, если вам понравился урок.
Получился настоящий снегопад.
Рефлексируют свою деятельность
Личностные:
-проявлять положительное отношение к учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные:
- ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию.
СнегЛед
тает
тает
белый бесцветный
непрозрачный
прозрачный
рыхлый
хрупкий
Вопросы теста:
1. Снег при таянии превращается в воду________________________
2. Если вода замерзает, она превращается в лед__________________
Х. Проверка выполнения задания. (Презентация, слайд №20).
Идет проверка выполнения задания. На экране появляются правильные ответы.
Правильные ответы у учащихся: Х, Х, О, Х, Х, Х, О, О, О, Х.
Тайна снежинок
Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды.
Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую.
Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.