II. Актуализа-ция знаний и постановка проблемной ситуации. III. Изуче-ние нового материала. 1.Формирование знаний о свойствах снежинки. IV. Физкультми-нутка. V. Постановка познавательной задачи. VI. Исследова-тельская работа. 2. Формирова-ние знаний о свойствах снега и льда. Исследова-ние 1. Исследова-ние 2. Исследова-ние 3. Исследова-ние 1. VII. Закрепление изученного. VIII. Проверка знаний. IX. Творческая работа. X. Итог урока. Рефлексия. | Ребята, о каком времени года была эта песня? (о зиме). А как вы догадались? С наступлением зимы у нашего друга Муравьишки появились новые вопросы. Выбрался он потихоньку из муравейника (слайд 3), осмотрелся, удивился тому, как изменилось всё с осени: Как? Откуда? Какие? Но никто не ответил на его вопросы. Мудрая Черепаха крепко спала под корягой, зарывшись в сухие листья. Холодно стало Вопросику, вернулся он домой, оделся потеплее. Стал оглядываться вокруг, кого спросить (слайд 4). И тут муравьишка увидел что-то большое, непонятное. Обошёл вокруг. Рассмотрел. Кто же это? Поможем муравьишке? Отгадаете загадку, узнаете, кто сегодня будет отвечать на его вопросы вместе с нами. В голове - снег, В животе – снег И в ногах - снег, И в руках снег. Что за чудо-человек? И тут чудо-человек заговорил: Меня не растили, из снега слепили Вместо носа - морковка, Глаза- угольки, руки- сучки. Холодный, большой - кто я такой? Кого встретил Муравьишка? (слайд 5) И стал спрашивать Муравьишка у Снеговика, что это вокруг произошло. А Снеговик позвал Муравьишку на урок в 1 класс. Итак, чтобы узнать тему нашего урока, мы должны ответить на вопрос Снеговика и разгадать загадку: 1. В одной африканской школе тоже проходил урок и учитель рассказывал детям, что существует такая страна, в которой люди ходят по воде. И он не шутил. Такая страна действительно есть. Ребята, что это за страна? Хотите увидеть эту страну прямо сейчас? Тихонечко подойдите к окну. По какой же воде люди ходят в России? После ответа детей (слайд 5, по щелчку появляется снег) 2. Прозрачен как стекло, а не вставить в окно. Не драгоценный камень, а светиться. (Лёд.) (слайд 5, по щелчку появляется льдинка) Итак, назовите тему урока. Муравьишка спрашивает вас: - Где образуется снег и из чего он состоит? - Послушайте, как об этом рассказал поэт В. Мусатов (чтение стихотворения): Туча по небу гуляла И случайно задремала. Ветры буйные на воле Увидали: Туча спит, Как перину, Распороли — И оттуда пух летит… Пух летит, В глазах рябит, А поймаешь — Холодит. - Как вы думаете, что это за пух, о котором говорится в стихотворении? Так, где же образуется снег? А из чего он состоит? - Послушайте загадку, о чем она? С неба звезды падают, Лягут на поля, Пусть под ними скроется Черная земля. Много-много звездочек - Тонких, как стекло Звездочки холодные, А земле тепло. Дом её на белой туче, Но ей страшен солнца лучик. Серебристая пушинка, шестигранная (…?) Рассмотрите снежинки (слайд 6) Сколько лучей имеет каждая из них? - Какую форму имеет снежинка? Все ли снежинки одинаковые? - А хотите, я открою вам тайну снежинок? Тайна снежинок. Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды. Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю. - О какой тайне снежинок вы узнали? Зимой на улице холодно, морозно. Чтобы согреться, люди на остановках приплясывают. Давайте и мы с вами вместе со снеговиком подвигаемся! (слайд 7, видеоклип «Снеговики», 2 куплета песни) Сегодня мы должны с вами определить и исследовать свойства и признаки снега и льда. Поэтому урок у нас будет не простой. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия (слайд 8). Вот и мы с вами проведём опыты, но чтобы сделать научные открытия, нужно быть очень наблюдательным. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. Работать вы будете группами. Возьмите с тарелок немного снега и кусочек льда и положите их в разные в стаканы. В каком состоянии снег и лёд сейчас? Поставьте их на время в сторону. Сравним снег и лед по цвету. Используем для этого полоски бумаги разного цвета. - Какого цвета снег? Почему снег белый? Как вы думаете? Вывод учителя после ответов уч-ся: Причина того, что снег белый состоит в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым. - Какого цвета полоска подошла ко льду? Почему? Лёд не имеет цвета. - Сделайте вывод. Проведём следующее исследование. Спрячьте пуговицу в снегу. Получилось? О каком свойстве это говорит? - Посмотрите, что я сейчас сделаю (разбиваю лёд молотком). Что произошло со льдом? О каком свойстве льда это говорит? - Сделайте вывод. А теперь посмотрите, ребята, что произошло со льдом и снегом в стаканчиках. Что вы видите? А почему так происходит? Сделайте вывод, как влияет тепло на снег и лёд. - Молодцы! Вы отлично справились с исследованиями! Посмотрим на экран (щелчком по слайду 9). - Почему появляется вода? (Снег и лёд образуются при замерзании воды) Ответьте Муравьишке, что такое снег и лёд. - А мы можем дома сделать лед? А как? - А снег мы можем сделать? Почему? - Какие открытия во время исследований вы сделали? - Повторим, что мы узнали про снег и лёд (слайд 10). Игра «Да. Нет» (слайд 11). - А теперь, ребята, предлагаю поиграть и проверить хорошо ли вы работали на уроке. Снеговик приготовил для вас вопросы. Вы должны будете ответить на них, если вы согласны со снеговиком, то на вопрос вы отвечаете «да», а если не согласны – «нет». Смотрим на экран и будем следить, правильно ответили или нет. Если правильно – то снеговик похлопает, а если – нет, то услышим шум. Вопросы для игры: 1.Снег при таянии превращается в воду (да) 2.Если вода замерзает, она превращается в лед (да) 3.Снег бесцветный (нет) 4.Лед прозрачный (да) 5.Лед хрупкий (да) 6.Снег рыхлый (да) 7.У снежинки 5 лучей (нет) 8.Снег прозрачный (нет) 9.Все снежинки одинаковые (нет) 10.Снег белый (да). - А сейчас мы узнаем, доволен ли ваши ответами Снеговик (слайд 12). - А сейчас вы выполните творческое задание, дорисуете в рабочей тетради снежинки. - Молодцы! Все сегодня отлично поработали. Кем вы были на уроке? - Какие открытия вы сделали, проводя исследования? - Вам понравился урок? - Продолжите предложения. Сегодня на уроке я удивился... Дома я... - Когда вы придёте домой, то расскажете все, о чём узнали на уроке, о том какие открытия сделали. Для этого вы откроете учебник на стр. 48-49. - Муравьишка говорит вам за урок спасибо. И Снеговик доволен вашей работой (слайд 13) и дарит вам на память снежинки (приложение 1). | Слушают учителя, смотрят слайды презентации Совещаются и говорят отгадку «Снеговик». Называют разные страны Подходят к окну, смотрят - Это Россия! - По снегу! Дети совещаются и отвечают Формулируют тему урока, сверяют с темой на доске Рассуждения детей, ответы Рассуждения и ответы детей Наблюдение, смотрят на слайд презентации Рассуждения и ответы детей Ответы детей (снежинка – это вода, у неё 6 лучиков) Дети выполняют движения за учителем Деление учащихся на 2 группы (по 3 человека); ребята расходятся к своим рабочим местам; распределяют роли. Учащиеся работают в группах В твёрдом. Учащиеся подбирают полоски по цвету Рассуждения детей. Рассуждения и ответы детей. Снег – белый, а лёд – бесцветный. - Рыхлый. Он ломается, бьётся. Снег - рыхлый, а лёд – хрупкий. - Он тает, превращается в воду. - Потому что тепло. Снег и лёд в тепле тают. Дети возвращаются к партам. Снег и лед - это вода только в твердом состоянии. Конечно, можем! В морозильник поставим воду. Рассуждения и ответы детей. Уч-ся называют эти открытия. Ответы детей Уч-ся работают в тетрадях. - Исследователями. Ответы детей. | Мотивационное начало урока. Выход на тему урока. здоровьесбере-жение Обеспечение, принятие детьми учебной задачи, понимание плана решения этой задачи. Мотивация. Эффективной формой организации учебного процесса является создание парной и групповой работы. Распределение позиций – эффективное средство обучения умениям сотрудничества. 10 минут Исследование, открытие нового – один из методов стимулирования интереса к учению. Создание ситуаций, в которых учащиеся являются субъектом деятельности. Обеспечение оптимальных условий для активной самостоятельной творческой работы: мышления, восприятия и воображения. Метод проблемного обучения наиболее полно решает задачи развития учащихся при обучении. Проверка правильности понимания учащимися вновь изученного материала. рабочая тетрадь, стр. 20 задание №2 Умение учителя давать качественную характеристику работы групп и каждого ученика. Стимулирование учащихся к рефлексии. |