kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окружающий мир 4 класс "Зона степей. Степь и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан и проведен при изучении природных зон России. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 4 класс "Зона степей. Степь и человек"»


ГКУ ЗО «Константиновская СОШ №2»МР








Урок : «Зона степей»

Окружающий мир 4 класс


















Учитель начальных классов : Квасова Т.М.






Мелитополь 2023



Окружающий мир в 4 классе

Тема: Зона степей. Степь и человек.

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир; Информационные компетенции: работать с картой, атласом.
Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

Ход урока:
1. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
И за работу получать
Только лишь оценку пять!
- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие по природным зонам России.

2. Актуализация знаний.
Работа по рядам. На ряд даются картинки с описанием.. Необходимо определить природную зону по картинке и краткому описанию. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.
1 ряд : Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)
2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)
3. Погружение в проблему:скажите пожалуйста , дети, а в какой зоне мы живем? (слушаем ответы детей) Давайте посмотрим на картинку и скажем, похоже ли это на наш край?
- Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)
Конечно же очень похоже на нашу местность. Как называют местность, в которой мы живем? (ответы детей).Природная зона в которой мы живем, называется Зона степей.


4. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему нашего урока. Тема нашего сегодняшнего урока – Зона степей.

5. Постановка учебной задачи.
-Сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник , карта и дополнительный материал, который я для вас подготовила.
.

6. Формирование новых знаний.
- Вы знаете, что. изучая любую природную зону, мы с вами рассматриваем несколько определенных пунктов. Давайте из этих пунктов составим план нашего урока
Зона степей
1) климат
2) растительный мир

3) животный мир
4) занятия населения
5) экологические проблемы
Давайте посмотрим с вами на карту( карта природных зон).
Работа с учебником стр.95- 103 .
Постарайтесь рассказать о климате степей. (в зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла).
- Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов.
Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей.

А теперь давайте поделимся с вами на команды(делятся по рядам).1я команда прочитае в учебнике все о географическом положении зоны степей. И назовем мы вас «Команда следопытов»

2я команда расскажет нам все о климате и климатических особенностях зоны степей. Назовем мы вас «Команда Синоптиков»

3-я команда расскажет нам все о растительном и животном мире зоны степей. Назовем мы вас «Команда зеленых» и об экологических проблемах нам расскажет «Команда Экологов».
7(Дети знакомятся с материалом самостоятельно по разделам)- Ну, что все готовы. Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется Следопытам .
- Где же расположена зона степей? О чем рассказала нам карта?
Покажите зону степей на карте

А теперь послушаем Синоптиков.

Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -30С, снега мало. Из-за того, что в зоне степей мало влаги — не растут деревья
( учащийся отвечает, а члены группы ему помогают).
- Совершенно верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.
- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.

- А теперь давайте послушаем, какие исследования провела Команда Зеленых.
- Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?

Посмотрите на картинки. Это степные растения
Степь- царство трав. В степи растет полынь, типчак, ковыль. В полдень горько пахнет полынью. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати – поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати – поле переносит свои семена на дальние расстояния.
Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов

(Листья у растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).
- Молодцы, команда Зеленых. Действительно, в степи встречаются теплолюбивые растения, у которых узкие листья и длинные корни для того, чтобы добывать влагу. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага.

7 Физминутка.
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело
- Ну вот, а теперь я хочу вам рассказать и показать животных степи .
Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.

Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны.

(В степях живут насекомые, птицы, много грызунов. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй).
- Действительно, ребята, животные степи все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы. Почему же животные имеют окраску земли или растительности? (прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно).
- Молодцы. А теперь давайте посмотрим на картинку и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?( земледелием). В степи очень плодородные почвы почвы. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота.

Население степей живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище — юрта.

- Почему? (Там плодородные земли)
- Что же они выращивают?
- Чем ещё занимаются? Почему? (много растительности для скота)
- Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажет наша Команда Экологов. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).
- Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

- Мы с вами живем в зоне степей и как никто лучше знаем о всех этих проблемах. Наша с вами задача беречь и защищать те земли, которые являются нашим домом.

-8 Проверка.
Рефлексия деятельности.
- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром.
- а теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей.
А) Отгадать загадки, назвать зону обитания:
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней!
Ухватил за хвост, но, ах!
Удрала, а хвост в руках! (Ящерица, степь.)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (Лось, лесная зона.)
Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Северный олень, тундра.)
11. Выставление оценок.
12. Задание на дом

-Подготовить доклады о растениях и животных степи





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Окружающий мир 4 класс "Зона степей. Степь и человек"

Автор: Татьяна Михайловна Квасова

Дата: 19.06.2024

Номер свидетельства: 653237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по окружающему миру во 2классе по теме "Засушливые зоны умеренного пояса"  с применением ТРКМЧП "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2klassie-po-tiemie-zasushlivyie-zony-umieriennogho-poiasa-s-primienieniiem-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "154911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421226577"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Итоговый тест по окружающему миру,4 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "itoghovyi-tiest-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "208641"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1430852993"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока окружающий мир 4 класс "В широкой степи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-4-klass-v-shirokoi-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "212695"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431886904"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация к уроку окружающий мир 4 класс "В широкой степи" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchii-mir-4-klass-v-shirokoi-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "212697"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431886992"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тест по окружающему миру для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(45) "tiest-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "143794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1418580895"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства