kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира 4 класс по теме " Зона степей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ознакомления с географическим положением зоны степей, её особенности, животным и растительным миром, ролью человека. Развитие интереса к предмету " Окружающий мир"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 4 класс по теме " Зона степей"»

Тема урока: «Зона степей».

Учебный предмет: Окружающий мир.

Класс: 4.

Программа: УМК «Школа России».

Номер урока в разделе: 8 урок в разделе «Природа России».

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология построения урока: кейс-технология

Методы обучения:

  • деятельностный метод обучения

  • создание проблемной ситуации;

  • поисковый;

  • наглядно-иллюстративный;

  • словесный

  • метод ИКТ

Формы организации деятельности:

  • фронтальная

  • групповая

  • дифференцированная

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представлений о природной зоне степей; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».

Планируемые результаты:

Личностные:

  • имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в равных ситуациях;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе к объектам природы.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

  • планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.

Коммуникативные:

  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные:

  • выделять существенную информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

  • моделировать различные ситуации и явления природы;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

Предметные:

  • получат представление о степной зоне; познакомятся с ее географическим положением и климатическими условиями; узнают особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения;

  • получат возможность научиться работать с учебником, с картой, дополнительной литературой, гербарием, организовать рабочее место.

Материально-техническое обеспечение:

  • карта природных зон;

  • картинки представителей животного и растительного мира степи;

  • ноутбук;

  • Учебники.





Ход урока

    1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Прозвенел звонок и смолк - начинается урок.

Вы за парты тихо сели, на меня все посмотрели.

Пожелайте всем успехов

И вперёд, за новыми знаниями.

II.Актуализация опорных знаний.

1. Игровая разминка.

- Предлагаю начать урок с игровой разминки.

- Продолжите цепочку: северное сияние, полярная ночь, белый медведь………..

- О какой природной зоне идет речь?

- Продолжите цепочку: карликовые ивы, северный олень, гагары………

- О какой природной зоне идёт речь?

- Продолжите цепочку: сосны, ели, лоси……….

- О какой природной зоне идёт речь?

2. Беседа.

- Почему на Земле разные природные зоны?

- От чего это зависит? (Это зависит от климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительный и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они согревают земную поверхность)

Ребята, напомните мне, пожалуйста, в каких природных зонах России мы уже с вами побывали на прошлых уроках. (Зоне Арктических пустынь-ледяной зоне, зоне тундры, зоне лесов)

3. Тест “Природная зона лесов”

1. Природная зона лесов состоит из…

а) пяти частей;
б) двух частей;
в) трех частей;
г) одной части.

2. Самую большую территорию занимают…

а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.

3. Лесным исполином называют ...

а) благородного оленя;
б) лося;
в) медведя.

4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх,
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

5.Фитонциды – это:

а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;
б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

6 В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;
б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы.

Цель этапа: развитие умения целеполагания

Формирование УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи принимать и сохранять учебную задачу.

- О какой природной зоне мы будем говорить? (о степях)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

(Изучить природу зоны степей.)

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Составим план наших действий.

План работы:

1. Географическое положение и климатические условия (сочетание тепла и влаги) зоны степей.

2. Растительный мир степи.

3. Животный мир степи.

4. Влияние деятельности человека на зону степей. Экологические проблемы.

- Какие источники нам помогут добыть информацию?

(Учебник, карта природных зон, информация в интернете, атлас-определитель).

Учитель:

«- Ой, ты степь широкая,

Ой ты степь привольная…»

- поётся в песне. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, вас обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.

III. Самоопределение к деятельности.

IV. Открытие нового знания.

    1. Работа с толковым словарем. Работа в парах. - Прочитайте информацию из толковых словарей. На самом ли деле степь представляет  безлесное, бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата. 

К этому вопросу мы вернемся в конце урока.

    1. Просмотр видеофрагмента «Степи».

3. Работа с картой.

1) Где расположена зона степей? (Зона степей расположена южнее зоны лесов)

2) Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? (Она тянется вдоль юго- западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.)

-Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся.

4. Работа в группах.

- Сейчас подробнее узнаем о загадочной зоне степей. Вы будете научными сотрудниками и проведёте своё исследование.

Для этого вы будете работать в командах.

1-я команда - « Географы»

2-я команда - « Ботаники»

3-я команда - «Зоологи»

4-я команда - «Экологи»

«Географы»

План выступления:

1) Где протянулась зона степей? Покажи на карте.

2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: равнина, горы, возвышенность.

3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).

4) Какая там почва?

Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно-Сибирской равнине.
Солнце в степи поднимается выше, лето в степи длинное и жаркое. Средняя температура июля +22– 23 °С (местами +40°).Чем дальше на восток, тем жарче и суше лето. Туда не доходит влажный воздух с Атлантического океана. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Степь в этот период сухая. Горячие ветры – суховеи перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Быстро испаряется влага.

Зима здесь короче и теплее, но достаточно холодная – 20–30 °С. Снега очень мало. Для этого сурового времени года характерны снежные метели - бураны.

Весна в степи начинается рано. Очень красива степь весной. Почва степей не везде одинакова. Во многих местах богата перегноем, имеет черную окраску - чернозёмы.

Климатические условия.

Средняя температура летом +22ᵒ-25ᵒ

Средняя температура зимой -20ᵒ-30ᵒ

Осадки летом: малочисленные, ливневый характер дождей.

Осадки зимой: снежный покров низкий.

«Ботаники»

План выступления:

1) Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?

2) Как растения приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? Рассказать о луковицах, корнях, листьях.

3) Почему летом в степи так пахнет травами?

Из-за того, что в зоне степей мало влаги — не растут деревья. Здесь слишком сухо для деревьев, но достаточно влаги для трав. В феврале-марте снег тает, в апреле расцветает ковер из тюльпанов, ирисов. Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов. Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье. Степь похожа на пышный красочный ковер.

Работа с гербарием растений степи.

Пользуясь гербарием, назовите приспособление растений к природным условиям степи.

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. Корни ковыля густо пронизывают всю землю и забирают из неё практически всю воду. Многие ковыли – ценное кормовое растение, некоторые - сырьё для бумажной промышленности.

Под травами образовались богатые черноземные почвы. Это позволяет выращивать в степной зоне ценнейшие культурные растения (пшеницу, кукурузу, свёклу, подсолнечник, арбузы, дыни), разводить огороды и сады.

В засушливых южных степях преобладает злаковая растительность, широко представленная травами: пырей, типчак, ковыль, житняк, зопник колючий, качим метельчатый, синеголовник полевой.

В степи встречаются: ветреница, гусиный лук, шалфей, полынь, пахучий тимьян, лапчатка, перекати-поле. Одни имеют длинные переплетающиеся корни, другие корневища или луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты восковым налётом или опушены волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет травами.

«Зоологи»

План выступления:

1) Какие группы животных обитают в степи?

2) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате?

Дрофа - самая крупная птица в России. Тяжелая, длинноногая, но быстрая в полете. Небольшими стаями или поодиночке дрофы прилетают на свои кормовые участки - ковыльные и полынные степи. Там есть муравейники, а в них - корм для птенцов - «муравьиные яйца». Здесь же можно найти множество насекомых. Водится и пища покрупнее: ящерицы, лягушки, грызуны. А уж молодых сочных побегов и семян - видимо-невидимо! На земле, в высокой траве, самка выводит птенцов. Дрофа-мать заботлива и осторожна. Если грозит опасность, птица притворяется раненой и, хромая, убегает - отвлекает внимание от выводка.

Сайгаки - степные антилопы - тонконогие, быстрые. Их стада мчатся со скоростью 70-80 километров в час, поднимая тучи пыли, но животные не задыхаются, ведь у них есть устройство для очистки воздуха - короткий нос, нависающий над ртом. Сайгаки необычайно выносливы. В поисках корни проходят огромные расстояния без отдыха. Стойко переносят жару и могут подолгу обходиться без воды. И в еде не капризны: поедают траву, лишайники, даже полынь и ядовитые растения. Оказывается, в их организме много меди, а она нейтрализует действие растительных ядов.

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи живут суслик, хомяки, мыши-полевки. В норах они делают себе запасы на зиму. Много змей, ящериц. Богат растительный и животный мир степи, когда достаточно влаги. Страшно же выглядит степь в период засухи. Все выжжено солнцем. Некоторые суслики и сурки впадают в спячку. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности.

В степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.

«Экологи»

План выступления:

1) Какие основные занятия населения зоны степей?

2) Какие растения и животные внесены в Красную книгу?

3) Какие экологические проблемы есть в этой природной зоне?

3) Что делается для охраны природы?

В степной зоне население занимается земледелием и животноводством. Но всё же основное занятие населения в зоне степей - это земледелие, так как земли степей очень плодородны. Развито растениеводство, животноводство. Выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник. Большие площади заняты бахчами, огородами, садами. Разводят коров, овец, свиней.



Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разорены во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают перед вспашкой полей и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда подрастут, выпускают в степь.

Браконьерство – ещё одна экологическая проблема в этих краях.

Распашка степей – главная экологическая проблема этой зоны.

Животных подолгу пасут на одном и том же месте (перевыпас скота) – разрушается почва, исчезают многие растения, страдают дикие животные. Степные животные вынуждены переселяться на поля.

Созданы заповедники: Ростовский, Оренбургский, Даурский.



Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить  выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

V. Включение нового в систему знаний.

- В какой природной зоне находится наш город? (зона степей)

- Слушая выступления команд, услышали ли вы названия, которые вы могли видеть в нашей местности. (ответы учащихся)

1. Работа в парах

Составь цепь питания

Р АСТЕНИЯ НАСЕКОМЫЕ ПТИЦА

2.Составление синквейна со словом « Степь»

Степь.

Красочная, весенняя.

Восхищает, очаровывает, дурманит.

Наиболее красива степь весной и в начале лета, когда она вся цветет.

Часть природы.

VI. Подведение итогов урока.

- Какие цели ставили вначале урока?

- Достигли их?

VII. Рефлексия.

Сегодня я узнал…..

Меня удивило…..

Было интересно….

Мне захотелось……

VIII. Домашнее задание

стр. 110-117 нарисовать степь, по желанию найти сведения о любом животном степи,



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира 4 класс по теме " Зона степей"

Автор: Мельниченко Виктория Александровна

Дата: 27.03.2025

Номер свидетельства: 667563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России". "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "137964"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417453723"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны нашей России Степи". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-zony-nashiei-rossii-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "137977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417454584"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по окружающему миру во 2классе по теме "Засушливые зоны умеренного пояса"  с применением ТРКМЧП "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2klassie-po-tiemie-zasushlivyie-zony-umieriennogho-poiasa-s-primienieniiem-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "154911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421226577"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация к уроку окружающего мира " Пустыни" "
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-pustyni"
    ["file_id"] => string(6) "187365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426507371"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока познания мира на тему: "Растения и животные лесов и тугаёв" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-na-tiemu-rastieniia-i-zhivotnyie-liesov-i-tughaiov"
    ["file_id"] => string(6) "204774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429722108"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства