| 
 Формирование любви и интереса к природе родного края 
 | 
 Формирование понятия о зоне степей и ее обитателях Логические УУД Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Синтез – составление цельного образа из характерных элементов 
 | Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; Составление плана и последовательности действий. Освоение способов работы с картой | Освоение способов взаимодействия в коллективе. Взаимопомощь Умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли. Формулировать свою точку зрения и отстаивать её. 
 | 
  | Оборудование | Для учащихся.   Учебник, рабочая тетрадь, таблицы для проверки знаний, раздаточный материал, карта «Природные зоны России» | Для учителя Учебник, презентация, карта «Природные зоны России» слайды, картины, фотографии с изображением природных объектов зоны степей 
 | 
  | 1 | Организационный момент и введение в урок. 
 | Здравствуйте, ребята!   Меня зовут Ксения Владимировна, и, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.   Прежде чем мы начнем, проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку и уберите со стола все лишнее. Можете садиться. 
 | Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты. | Регулятивные: Умение подчиняться правилам; Умение следить за собой и порядком у себя на парте Коммуникативные:   Формирование положительного отношения к одноклассникам | 
  | 2 | Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Завязка. | - Прежде чем мы начнем наш урок, скажите, что вы изучали на прошлом уроке? - Давайте проверим ваши знания и проведем небольшой тест. На столе у вас лежат листочки, подпишите их. На слайде будут появляться вопросы, вы должны будете выбрать только один правильный ответ и записать его в свой листочек таким образом: 1) а   (Слайд 2-6) 1) Хвойный, труднопроходимый лес называется: (слайд 2)    а) бор  б) роща  в) тайга 2) В каком лесу растут ель, сосна, пихта, лиственница: (слайд 3)  а) смешанном  б) хвойном  в) широколиственном 3) В лесной зоне не водится: (слайд 4)  а) белый медведь  б) рысь  в) бурундук 4) В лесной зоне не растёт: (слайд 5)  а) берёза  б) калина  в) ягель 5) В лесной зоне не встречается: (слайд 6)  а) глухарь  б) кедровка  в) белая куропатка 
 - А теперь давайте проверим, как вы справились с работой. (Слайд 7) - Исправляйте ошибки. Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Умнички Поднимите руку те, у кого только одна ошибка. Хорошо А у кого две? Вам нужно хорошенько все подучить. Дежурный, соберите пожалуйста листочки. Сейчас я вам предлагаю разгадать следующий кроссворд (слайды 8-13) 1) Крупное рогатое животное лесной полосы (лось) 
 2) О человеке, сравнивая его с этой птицей, могут сказать: «Глухой, как …» (тетерев) 
 3) Родственница белки, умеющая планировать между деревьями (летяга) 
 4) Мышь, живущая в наших лесах (полёвка) 
 5) Хищный зверь семейства кошачьих, имеющий кисточки на ушах (рысь) 
 - Какое слово получилось по вертикали? 
 - Подумайте и скажите, как будет называться тема нашего урока? 
 - Верно. Сегодня мы с вами поговорим о зоне степей. Откройте страницу 90 учебника 
 | Ответы детей 
 
 
 
 
 
 Записывают ответы в листочек 
 
 
 Сверяют ответы, исправляют ошибки. 
 
 Отвечают на вопрос учителя 
 
 
 Отвечают на вопрос учителя 
 
 
 
 
 
 Сверяют ответы, исправляют ошибки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Отгадывают кроссворд 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Степь 
 - Зона степей | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. | 
  | 3 | Изучение теоретического материала.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа с картой. 
 
 
 Работа по группам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа с учебником. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа в парах 
 
 
 
 
 
 
 Самостоятельная работа 
 
 | - Обратите внимание, в учебнике тема звучит иначе. Почему автор именно так назвал данную тему, как вы считаете? (Слайд 14) - Да, правильно. Степи – широкие и просторные. И сегодня мы начнем путешествие по карте природных зон со степи. - А теперь найдите на карте зону степей (слайд 15), у вас в учебниках на стр. 74 есть хорошая карта, пользуйтесь ей.   - Каким цветом обозначается зона степей? - Кто покажет мне зону степей у доски? 
 - Наша экспедиция разделится на пять научных групп: эксперты, ботаники, зоологи, экологи и ученые – экологи. (Слайд 16)   
 - Нашей экспедиции сегодня предстоит узнать много нового. (Слайд 17) Экспертам предстоит оценивать работу других групп. 
 Группе ботаников предстоит узнать: - какие растения встречаются в этой зоне? - почему они могут переносить засуху. 
  Задача для зоологов: - какие животные населяют зону степей? - чем они питаются? 
 Задача экологов:   - почему растения и животные оказались в опасности? - Что должны сделать люди, чтобы сберечь зону степей вместе с ее растительным и животным миром? 
 Задача ученых – экологов: - Вам нужно будет рассказать о растениях и животных зоны степей занесенных в красную книгу. - А помогут вам в этом ваши учебники и раздаточные материалы. 
 Каждая группа получает раздаточный материал и карточку-помощницу. Время для работы 5 минут. 
 - Первыми будут отвечать ботаники. (Слайд 19)   Эксперты слушаем внимательно, после вы будите давать оценку группе.   - Дополнительный вопрос «Каким цветом на карте обозначается зона степей» 
 Эксперты (Слайд 20) 
 - Теперь пришла очередь ученых-экологов. (Слайд 21, 22)   - Дополнительный вопрос «Какие растения есть в зоне степей?» 
 Эксперты (слайд 23) 
 - Теперь отвечают экологи. (слайд 24) - Дополнительный вопрос «Какие насекомые встречаются в зоне степей?» 
 Эксперты (слайд 25) 
 - Завершают рассказ зоологи. (слайд 26 - 31) - Дополнительный вопрос «Какие экологические проблемы существуют в зоне степей?» 
 Эксперты (Слайд 32) 
 - Хорошо, молодцы, теперь я предлагаю вам составить две цепи питания. (Слайд 33) Работаем в паре, у вас на столах лежат картинки из них вам нужно составить цепи питания. Можете приступать. 
 - Давайте проверим. (Слайд 34) 
 - Теперь я попрошу открыть ваши рабочие тетради на странице 53. Выполняем самостоятельно задание под номером 4. Проверяем друг у друга. | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - светло - желтым 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работают над полученными заданиями. Читают получившийся рассказ, сопровождая его картинками. | 
 
 
 Регулятивные:   Формирование умения слушать 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Личностные: Осваивание новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе 
 
 
 
 Познавательные: Знакомство с разными видами пасхального яйца, способами его декора и традициями, связанными с пасхальным яйцом. 
 
 
 
 
 
 Коммуникативные: Принимать активное участие в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать. 
 
 
 
 
 Личностные: участие в творческом созидательном процессе. 
 
 
 
 Регулятивные: Определение последовательности этапов урока с учетом конечного результата. Воспитание волевой саморегуляции. 
 
 Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. | 
  | 5 | Итог урока, рефлексия | Вы отлично поработали сегодня. Я очень довольна вами. – А вам понравился урок?   - Что нового и интересного вы узнали? - Как вы считаете, справились ли вы со всеми предложенными вами заданиями? - Как вы оцениваете свое сегодняшнее настроение на уроке Окружающего мира? Спасибо за урок, до свидания. | Отвечают на вопросы | Личностные: Самостоятельная оценка и анализ своей работы. Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов. |