Формирование любви и интереса к природе родного края | Формирование понятия о зоне степей и ее обитателях Логические УУД Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Синтез – составление цельного образа из характерных элементов | Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; Составление плана и последовательности действий. Освоение способов работы с картой | Освоение способов взаимодействия в коллективе. Взаимопомощь Умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли. Формулировать свою точку зрения и отстаивать её. |
Оборудование | Для учащихся. Учебник, рабочая тетрадь, таблицы для проверки знаний, раздаточный материал, карта «Природные зоны России» | Для учителя Учебник, презентация, карта «Природные зоны России» слайды, картины, фотографии с изображением природных объектов зоны степей |
1 | Организационный момент и введение в урок. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Владимировна, и, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Прежде чем мы начнем, проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку и уберите со стола все лишнее. Можете садиться. | Учащиеся готовятся к уроку и проверяют подготовку товарища. Садятся за парты. | Регулятивные: Умение подчиняться правилам; Умение следить за собой и порядком у себя на парте Коммуникативные: Формирование положительного отношения к одноклассникам |
2 | Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Завязка. | - Прежде чем мы начнем наш урок, скажите, что вы изучали на прошлом уроке? - Давайте проверим ваши знания и проведем небольшой тест. На столе у вас лежат листочки, подпишите их. На слайде будут появляться вопросы, вы должны будете выбрать только один правильный ответ и записать его в свой листочек таким образом: 1) а (Слайд 2-6) 1) Хвойный, труднопроходимый лес называется: (слайд 2) а) бор б) роща в) тайга 2) В каком лесу растут ель, сосна, пихта, лиственница: (слайд 3) а) смешанном б) хвойном в) широколиственном 3) В лесной зоне не водится: (слайд 4) а) белый медведь б) рысь в) бурундук 4) В лесной зоне не растёт: (слайд 5) а) берёза б) калина в) ягель 5) В лесной зоне не встречается: (слайд 6) а) глухарь б) кедровка в) белая куропатка - А теперь давайте проверим, как вы справились с работой. (Слайд 7) - Исправляйте ошибки. Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Умнички Поднимите руку те, у кого только одна ошибка. Хорошо А у кого две? Вам нужно хорошенько все подучить. Дежурный, соберите пожалуйста листочки. Сейчас я вам предлагаю разгадать следующий кроссворд (слайды 8-13) 1) Крупное рогатое животное лесной полосы (лось) 2) О человеке, сравнивая его с этой птицей, могут сказать: «Глухой, как …» (тетерев) 3) Родственница белки, умеющая планировать между деревьями (летяга) 4) Мышь, живущая в наших лесах (полёвка) 5) Хищный зверь семейства кошачьих, имеющий кисточки на ушах (рысь) - Какое слово получилось по вертикали? - Подумайте и скажите, как будет называться тема нашего урока? - Верно. Сегодня мы с вами поговорим о зоне степей. Откройте страницу 90 учебника | Ответы детей Записывают ответы в листочек Сверяют ответы, исправляют ошибки. Отвечают на вопрос учителя Отвечают на вопрос учителя Сверяют ответы, исправляют ошибки. Отгадывают кроссворд - Степь - Зона степей | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3 | Изучение теоретического материала. Работа с картой. Работа по группам. Работа с учебником. Работа в парах Самостоятельная работа | - Обратите внимание, в учебнике тема звучит иначе. Почему автор именно так назвал данную тему, как вы считаете? (Слайд 14) - Да, правильно. Степи – широкие и просторные. И сегодня мы начнем путешествие по карте природных зон со степи. - А теперь найдите на карте зону степей (слайд 15), у вас в учебниках на стр. 74 есть хорошая карта, пользуйтесь ей. - Каким цветом обозначается зона степей? - Кто покажет мне зону степей у доски? - Наша экспедиция разделится на пять научных групп: эксперты, ботаники, зоологи, экологи и ученые – экологи. (Слайд 16) - Нашей экспедиции сегодня предстоит узнать много нового. (Слайд 17) Экспертам предстоит оценивать работу других групп. Группе ботаников предстоит узнать: - какие растения встречаются в этой зоне? - почему они могут переносить засуху. Задача для зоологов: - какие животные населяют зону степей? - чем они питаются? Задача экологов: - почему растения и животные оказались в опасности? - Что должны сделать люди, чтобы сберечь зону степей вместе с ее растительным и животным миром? Задача ученых – экологов: - Вам нужно будет рассказать о растениях и животных зоны степей занесенных в красную книгу. - А помогут вам в этом ваши учебники и раздаточные материалы. Каждая группа получает раздаточный материал и карточку-помощницу. Время для работы 5 минут. - Первыми будут отвечать ботаники. (Слайд 19) Эксперты слушаем внимательно, после вы будите давать оценку группе. - Дополнительный вопрос «Каким цветом на карте обозначается зона степей» Эксперты (Слайд 20) - Теперь пришла очередь ученых-экологов. (Слайд 21, 22) - Дополнительный вопрос «Какие растения есть в зоне степей?» Эксперты (слайд 23) - Теперь отвечают экологи. (слайд 24) - Дополнительный вопрос «Какие насекомые встречаются в зоне степей?» Эксперты (слайд 25) - Завершают рассказ зоологи. (слайд 26 - 31) - Дополнительный вопрос «Какие экологические проблемы существуют в зоне степей?» Эксперты (Слайд 32) - Хорошо, молодцы, теперь я предлагаю вам составить две цепи питания. (Слайд 33) Работаем в паре, у вас на столах лежат картинки из них вам нужно составить цепи питания. Можете приступать. - Давайте проверим. (Слайд 34) - Теперь я попрошу открыть ваши рабочие тетради на странице 53. Выполняем самостоятельно задание под номером 4. Проверяем друг у друга. | - светло - желтым Работают над полученными заданиями. Читают получившийся рассказ, сопровождая его картинками. | Регулятивные: Формирование умения слушать Личностные: Осваивание новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе Познавательные: Знакомство с разными видами пасхального яйца, способами его декора и традициями, связанными с пасхальным яйцом. Коммуникативные: Принимать активное участие в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать. Личностные: участие в творческом созидательном процессе. Регулятивные: Определение последовательности этапов урока с учетом конечного результата. Воспитание волевой саморегуляции. Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
5 | Итог урока, рефлексия | Вы отлично поработали сегодня. Я очень довольна вами. – А вам понравился урок? - Что нового и интересного вы узнали? - Как вы считаете, справились ли вы со всеми предложенными вами заданиями? - Как вы оцениваете свое сегодняшнее настроение на уроке Окружающего мира? Спасибо за урок, до свидания. | Отвечают на вопросы | Личностные: Самостоятельная оценка и анализ своей работы. Регулятивные: Прогнозирование и предвидение конечных результатов. |