kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Не навреди животному миру. Правила поведения в лесу."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание экологической культуры, любви к природе. Обобщение знаний о лесе и его обитателях и заботливое к ним отношение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Не навреди животному миру. Правила поведения в лесу."»

Не навреди животному миру. Правила поведения в лесу.

(беседа)


Цель: расширение и углубление знания детей о правилах поведения в лесу.

Задачи: Обобщить знания о лесе и его обитателях. Формировать навыки поведения на природе, потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира. Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе. Коррекция памяти на основе упражнений на запоминание.


Ход: Орг. Момент

Вос-ль: -Мы живем в удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области, техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю.

-Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

Экология – это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животном миром и окружающей средой, влияние деятельности человека на окружающую среду.

Когда мы выезжаем на природу, очень важно, чтобы во время отдыха за городом не произошли неприятности, которые причинили бы вред нашему здоровью.

Вос-ль: Ребята, в недалеком будущем наступит весна и наступает долгожданное время для походов и экскурсий на природу. Но прежде, чем отправимся на прогулку, соберите, пожалуйста, фрагменты цветных рисунков, которые лежат у вас на парте и скажите мне, что у вас получилось.

(дети собирают фрагменты из цветных рисунков)

Вос-ль: Ребята, мы собрали с вами фрагменты рисунков и у нас получились какие рисунки?

Дети: Мухомор, клещ, дремучий лес, сокол, первоцветы, гадюка, болото, волчье лыко, вороний глаз, бузина черная, пчела.

Вос-ль: Правильно, молодцы. А как вы думаете, ребята, где растут эти растения и живут эти животные? И о чем мы будем говорить на уроке?

Дети: Растения растут в лесу и животные обитают в лесу.

Вос-ль: Совершенно верно. А вы часто бываете в лесу? Как вы думаете, когда находишься в лесу, нужно соблюдать какие-то правила или можно вести себя, как захочется?

Дети: да, нужно

Вос-ль: Верно.  Ребята, а вы готовы отправиться на прогулку в лес?

Дети: Да

Вос-ль: Но прежде, чем мы отправимся в лес на экскурсию, (звучит мелодия леса, голоса птиц, журчание ручья и на фоне этого ученица читает стихотворение)

***

  Здравствуй

 Дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою

 Что ты шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица

Всё открой не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Вос-ль: Ребята, когда мы с вами собираемся на прогулку в лес, мы должны понимать, что мы попадаем в место, которое живет по своим законам природы и мы с вами лишь гости, а гости должные вести себя, как гости и не причинять неудобства хозяину, а именно ЛЕСУ. На экране вы можете видеть пословицы и поговорки, которые выражают народную мудрость.

*Лес – богатство и краса, береги свои леса.

*Лес и воды – краса природы.

*Много леса – не губи, мало леса – береги.

*Нет милей чудес, чем наш русский лес.

*От земли – хлеб, от хлеба – богатство.

*Мать добра для своих детей, а земля – для всех людей.

*Кто мать – землю любит, тот голодным не будет.

Земля заботу любит.

Вопрос: А для этого, что мы должны с вами знать?

Ответ: Мы должны знать правила поведения в лесу.

Вопрос: Верно. Но мы должны не просто знать, но и соблюдать с вами эти правила. А почему мы должны соблюдать эти правила? С какой целью?

Ответ: В целях нашей безопасности и чтобы не причинить вреда лесу и его обитателям.

Вопрос: Совершенно верно. И, конечно, мы должны знать, какие растения ядовитые, а какие нет, как вести себя так, что бы не беспокоить понапрасну обитателей леса. В лесу растет много растений, ядовитых и полезных, цветов, водятся животные, протекают ручьи и малые реки. Давайте немного поговорим об этом и вернемся к нашим картинкам.


Мухомор – это какой гриб? Ядовитый или съедобный? Что вы можете сказать о мухоморе? Но мы должны помнить о том, что грибы ядовитые для людей, могут быть полезны для животных, как лекарство.

Клещ- Как вы считаете, клещи представляют какую-то опасность для человека?

Активность клещей начинает наблюдаться в начале апреля, а к середине мая их численность возрастает в миллионы раз. Лишь относительно небольшое число видов относится к паразитам или переносчикам заболеваний человека, но и непаразитические формы часто вызывают раздражение кожи. Всего клещей около 30 000 видов, 5000 из которых являются энцефалитными.  То есть, энцефалитный клещ это не особый вид, а клещ зараженный вирусом энцефалита. 

Сокол (птицы). В лесу много птиц и именно весной, они прилетают, вьют гнезда, откладывают и насиживают яйца, потом кормят птенцов. Птенцы, часто выпадают из гнезд. Как, по-вашему, стоит птенцов из леса забирать домой? Если нет, то почему?

Первоцветы. Весной в лесу появляются первые цветы и называют их первоцветами. Какие первоцветы вы знаете? Как вы считаете, надо рвать первоцветы или нет? И почему нельзя их рвать?

Физминутка

Вос-ль: Вы немного отдохнули и мы можем продолжить работу дальше и попытаемся с вами сформулировать правила поведения в лесу таким образом, что бы обеспечить свою безопасность и не причинить вреда растительному и животному миру леса. Но прежде, мы должны знать, что надо брать с собой в лес, как одеться и самое главное, как себя вести.

Что брать с собой в лес:

- Если вы собрались пойти в лес, предупредите об этом родных.

- Обязательно возьмите с собой спички, компас, нож и заряженный сотовый телефон.

- Идя в лес, надевайте яркую и удобную и теплую одежду, дождевик. Обувь должна быть удобной и лёгкой.

Вос-ль: Хорошо, это мы выяснили. А теперь я предлагаю, вам самостоятельно выбрать правильные варианты правил поведения в лесу и объяснить, почему надо поступить так, а не иначе.

( дети получают раздаточный материал)

Правила поведения в лесу (правильный вариант)

-Не уходить далеко от знакомых мест.

-Уметь вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричать, не пугать диких животных, птиц.

-Не рвать цветы, особенно первоцветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

-Не рвать лесные ягоды, грибы, если не знаешь, полезны они или ядовиты

-Не ломать зря деревья. От этого они сохнут и погибают.

-Не ловить ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

-Не сорить в лесу. Убирать за собой мусор и стеклянную посуду, не оставлять бутылки или осколки стекла; не разводить костры в местах с сухой травой. Помни, что пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

-Не применять для розжига костра легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

-Не оставлять без присмотра недогоревший костёр;

-Не сжигать мусор из пластмассы, полиэтилена, лучше его закопать. А вот бумажные обертки, салфетки, тканевые тряпки можно и сжечь.


     Правила поведения в лесу (неправильный вариант)

Я хожу в лес один, никого не предупреждаю

В лесу мы громко смеемся, кричим.

В лесу много цветов, они такие красивые, нарвем букетик для любимой мамы.

А как много грибов и ягод в лесу, я проголодался, надо попробовать.

Какая красивая зеленая ящерка, поймаю и возьму домой в аквариум.

Ну вот поели, попили, можно и домой идти, а мусор такой тяжелый, тащить его неохота, оставим здесь, ничего страшного.

Чтобы костер быстрее разгорелся ,

Костер почти потух, можно и не заливать его водой;

Пластмассовые бутылки.

( затем дети зачитывают правильные варианты ответов)


ИТОГ: Вос-ль: Наш занятие подходит к концу.

Ребята, для чего нужен лес? ( ответы детей )

- Лес играет огромную роль в жизни человека.

- «Лес – легкие нашей планеты»? 

Постарайся запомнить нехитрые правила, соблюдать которые совсем несложно.

• Растениями и цветами можно сколько угодно любоваться, но ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения.

Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны! Не ловите бабочек, стрекоз, жуков! Не ломайте ветки деревьев и кустарников! При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли! Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!

• Во время походов и загородных прогулок нельзя причинять вред природе!

• Если ты развёл костёр, то, уходя, не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар. Костёр обязательно нужно залить водой или засыпать песком.

• Не ломай деревья, не разоряй птичьих гнёзд — не нарушай красоту и гармонию природы.

• Не оставляй после себя мусор! На полянке, которая завалена бумажными обёртками, целлофановыми пакетами, пластиковыми коробками и бутылками, уже никому не захочется остановиться. Мусор, который нельзя сжечь (стеклянные бутылки, железные консервные банки), необходимо забрать с собой, чтобы выбросить в предназначенном для этого месте.











Работа всемирных организаций по защите природы.

(познавательная беседа)


Цель: Информировать, как происходит охрана природы на разных уровнях человеческого общества, и выработать собственные нормы экологического поведения.

Задачи: Расширять кругозор воспитанников. Показать неравнодушное отношение людей всех стран к природе, к экологическим катастрофам. Дать представление об объединении всего человечества через работу всемирных организаций для защиты природы и ее богатств;

Воспитывать экологическое сознание. Коррекция пространственных представлений на основе работы с картами.

Ход: Орг. момент:

Вос-ль: Добрый день, ребята!

« Считалось, что дикая природа так же вечна, как ветер и солнечные закаты, но вот она начала исчезать под натиском прогресса. И мы теперь столкнулись с вопросом, оправдает ли ещё более высокий уровень жизни связанную с ним гибель зверей и птиц…»

О чем идет речь в этих высказываниях? (Об исчезновения растительного и животного мира)

Что необходимо предпринять человеку, чтобы избежать полного исчезновения растительного и животного мира? (Охранять, не истреблять животных)

***

Пора бы человечеству понять,

Богатства у природы отбирая,

Что Землю тоже нужно охранять,

Она как мы – такая же живая!

Вот мы и подошли к теме и целям нашего урока. Как вы догадались, тема занятия:

Охранять природу - значит охранять жизнь. 

Вос-ль: Что вы знаете об охране природы? Что значит – охранять природу?

(ответы учеников) 

Вос_ль: озвучивает задачи занятия:

-Невозможно представить себе нашу Землю без животных, птиц, деревьев, цветов, насекомых. Все они относятся к Биологическим ресурсам нашей планеты.

Различают растительные ресурсы и ресурсы животного мира. 

-А вы не задумывались над тем, какую роль в жизни нашей планеты играют живые организмы? Как человек их использует в своей жизни, деятельности? 


-Ребята, скажите: а кто занимается охраной природы? (предположения учащихся)

И, действительно в нашей стране охраной природы занимаются и государственные органы власти, и местные органы власти, и промышленные предприятия, и общественные организации, и отдельные граждане, т.е. мы с вами.

Но, к сожалению, люди не всегда следуют букве закона. Противоправные деяния, наносящие вред окружающей среде и здоровью человека, называются экологическими правонарушениями.

 И тогда в силу вступают законы, наказывающие за совершение экологических правонарушений.

Великие экологические правила:

Нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.

Научиться поступать так, чтобы не навредить природе, не причинить ей зла.

Вос-ль : Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то ещё, то, что же станет с природой?

Подведение учащихся к основной теме занятия.

-Ребята, с древних лет, потомки современных людей понимали насколько важно изучить окружающий мир. Люди жили в тесной связи с природой. До зарождения цивилизаций человечество лишь подчинялось законам природы. Впоследствии люди осознали необходимость изучения окружающего мира. Хотя первые шаги к знакомству с природой были интуитивными, они постепенно привели к толчку зарождения и развития цивилизации.

На смену охоте пришло скотоводство, собирательство сменило земледелие.  Были выкопаны первый водоканалы, проведены водопроводы. Человечество буквально научилось частично управлять одной из четырех стихий. Сейчас прогресс дошел до такого уровня, что ученные смогли использовать солнечную энергию, течение воды и даже ветер для получения энергии. Все больше и больше природных ресурсов добывается каждый день. И это безусловно не могло не оставить следа на окружающей среде.

2.Актуализация темы

Вос-ль : - С начала двадцатого века было вырублено больше лесов, чем за всю историю человечества. Многие реки высохли, озера заболотились. Птицы и животные вынуждены покидать территории своего обитания. Там, где раньше были леса да поля, находятся огромные города и работают крупные промышленные заводы. Развитие промышленности и технологий привело к новым проблемам. Химические, технические и бытовые отходы накапливаются и причиняют огромный вред природе. Ученные говорят о серьезном изменении климата, причиной которому является загрязнение природы человеком. С лица земли по вине людей исчезли многие виды животных и птиц. По вине браконьеров многие виды находятся под угрозой полного исчезновения. Так что же можно сделать для того, чтобы окончательно не погубить нашу планету?

В середине двадцатого века ученые всерьез обеспокоились проблемами охраны природы. Необходимость огородить природу от полной гибели осознали и лидеры всех стран.

Физкультминутка.


Вос-ль : Для этого были придуманы международные правила, которым все должны строго соответствовать. Были выдвинуты определенные ограничения владельцам заводов на выброс вредных веществ в мировой океан и атмосферу. Также редкие и вымирающие виды животных перешли под особую охрану государств. Люди осознали, что охраняя природу, мы охраняем собственный дом.  

-Дети, знаете ли вы, что делает государство для охраны природы?

 (Ответы учеников)

Заповедники.

Заповедник – строгий природоохранный режим. Они позволяют сохранить биологическое разнообразие и поддерживать в естественном состоянии природу охраняемых территорий.

Для охраны природы государством созданы специальные охраняемые зоны. В этих зонах запрещена какая-либо хозяйственная деятельность для сохранения природы в начальном виде. Такие территории называются заповедниками.

Всего на территории России имеется более ста заповедников.

Первое подобие заповедников на территории современной России появились еще во времена Киевской Руси. В некоторых зонах запрещалась охота на зубров, туров и других животных.

Заказники и национальные парки.

Национальный парк – это охраняемая территория с малонарушенными природными комплексами, но сюда допускается посещение туристов по специальным маршрутам).

В отличие от заповедников на территории заказников та или иная хозяйственная деятельность запрещается на время. Однако заказники также находятся под охраной для сохранения природы.

Национальный парк –  это обширная территория,  которая включает природные ландшафты, находящиеся под особой охраной. В отличие от заповедников, в национальные парки открыт доступ людей для отдыха. На территории нашей страны существует множество национальных парков



Красная книга.

Из-за нарушения природной среды обитания многие виды животных вымерли или находятся под угрозой вымирания. За период от начала 16ого века до начала 21ого каждый год исчезает по одному виду животных.

Также с лица земли исчезают многие виды растений. Из-за потребностей человека все больше и больше растений находятся на грани исчезновения и под особой охраной человечества.

Первым шагом для решения данных проблем стало создание Красной книги. Работа над созданием книги началась в 1946 году, а вышла она через 20 лет.

Красная книга – это сборник включающие редкие виды растений и животных, находящихся на грани исчезновения и нуждающихся в особой охране. Красная книга – это главный документ по охране природы. В книги описана территория и естественные условия обитания животных и растений. В каждом государстве и материке есть своя Красная книга.

Законы и экологические нормы.

Однако главной проблемой является сосуществование человека с природой. Для того, чтобы сократить  вред, наносимый человеком окружающей среде, были приняты законы по охране природы. Данные законы запрещают вести какую-либо хозяйственную деятельность, способную нанести серьезный вред окружающей среде, или же способную привести к непредсказуемым результатам.

Также введены определенные экологические нормы, чтобы ограничить количество загрязнений по вине человека.

-Ребята, а что мы с вами должны делать, чтобы помочь природе?

-Чего нельзя делать, чтобы не навредить природе? 

Подведение итогов:

Вос-ль: Прекрасен мир природы, а люди – его часть. Нам надо сообща беречь, умножать и познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и Человека в самом высоком смысле этого слова! А что каждый из нас может сделать в деле охраны природы?









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Не навреди животному миру. Правила поведения в лесу."

Автор: Белорус Светлана Павловна

Дата: 14.01.2020

Номер свидетельства: 535644

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока с презентацией на тему: " Лес- природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-na-tiemu-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "158528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421758313"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-bud-prirodie-drughom"
    ["file_id"] => string(6) "142879"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418385761"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Что будет, если мы не будем беречь природу?"
    ["seo_title"] => string(41) "chtobudietieslimyniebudiembieriechprirodu"
    ["file_id"] => string(6) "321403"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461266066"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Что будет, если мы не будем беречь природу?"
    ["seo_title"] => string(42) "chtobudietieslimyniebudiembieriechprirodu1"
    ["file_id"] => string(6) "321404"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461266073"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Экологическая игра "Живая планета""
    ["seo_title"] => string(40) "ekologhichieskaia-ighra-zhivaia-planieta"
    ["file_id"] => string(6) "259194"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448686151"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства