Занятие внеурочной деятельности
Тема: "Что будет, если мы не будем беречь природу?"
Программа «Растём здоровыми и сильными», 3 класс
Подготовила и провела: Цыганкова Е.Н.
Цель: формирование у обучающихся ответственного отношения к природе, привитие любви к родному краю.
Задачи:
Образовательные: формировать представление об экологии, её роли в жизни людей; формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение.
Развивающие: расширять кругозор о природе, развивать логическое мышление и познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; формировать гражданскую позицию: «Земля – это наш дом. Дом всегда нужно беречь и защищать».
Планируемые результаты:
Личностные: эмоционально-ценностное отношение к природе родного края
Метапредметные: ставить учебные задачи, оценивать собственную учебную деятельность и умение практически применять полученные знания
Формирование УДД:
Личностные действия: развитие познавательных интересов, формирование позитивного отношения к родной природе
Регулятивные действия: определять и формулировать цель и задачи своей деятельности; отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу и работу одноклассников
Познавательные действия: понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ, систематизировать информацию, подводить итоги работы, формулировать выводы
Коммуникативные: развивать умение учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками, понимать позицию одноклассников в дискуссии, умение
общаться в классном коллективе
Методы и методические приёмы обучения: словесный, наглядный, оценивание, рефлексивный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, круги желтые, красные, зеленые для игры «Экологический светофор», альбомные листы, карточки с пословицами, фломастеры, карандаши, «Ромашка» (цветок с заданиями) и рисунок на ватмане дерево для рефлексии, музыка: “Голоса птиц”, «релаксация».
Технология обучения: обучение в сотрудничестве (групповая работа); информационно-коммуникационные технологии.
Оформление на доске:
Эпиграф:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете вы останетесь одни.
Д.Родович.
Название темы: "Что будет, если мы не будем беречь природу?"
Ход занятия
- Психологический настрой
Учитель: Я очень рада,
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда -
Вниманье ваших умных глаз!
Ребята, сегодня я к вам пришла с хорошим настроением. Посмотрите - какое сегодня прекрасное утро. Давайте поприветствуем окружающий мир и друг друга: посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.
II. Постановка цели занятия
Учитель:
-Тема нашего занятия будет такова … Я предлагаю вам отгадать загадки и тогда я думаю, поймете какова.
1) Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут.
Что это? (дождь).
2) Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, и не пекарь, а печет?
(солнце).
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!
Учитель: Ребята, что это все?
Ученики: - Природа.
Учитель: Да, это природа.
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
Учитель: Что может быть с нашей природой, если мы не будем её беречь и охранять? (ответы детей)
Учитель: Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего занятия?
Ученики: "Что будет, если мы не будем беречь природу?"
Учитель: Да, это и будет темой нашего занятия. Вы сами сформулировали её
(Открывается запись на доске "Что будет, если мы не будем беречь природу?", эпиграф)
Учитель: Какова же цель нашего занятия? (ответы детей)
Учитель: Да, сегодня мы постараемся выяснить и ответить на вопрос: «Зачем же надо любить и беречь природу». Это и будет наша задача.
Учитель: Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна!
Посмотрите! Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг - природа!
Учитель: Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была всегда - мы должны природу. (охранять и оберегать).
Чтобы оберегать природу, надо ее. (любить).
А чтобы любить надо ее. (знать).
А чтобы знать многое о природе надо знать «экологические правила поведения в природе».
III. «Мы твои друзья, Природа!» (проблемные ситуации)
Учитель: Сейчас я предлагаю вам разобрать несколько ситуаций (класс делится на группы, решают проблемные ситуации, записанные на карточках, высказывают свои мысли).
1 группа: «Отправляясь в гости к природе, не будьте только просителями ее даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами». Как вы это понимаете?
2 группа: Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую березу, которая от потери сока может погибнуть. Что будете делать?
3 группа: Отдыхая в лесу, вы подошли к родничку и увидели начавшийся разлив на склоне. Что вы сделаете?
IV. Игра «Экологический светофор» (класс разбит на 3 группы, у каждого ученика кружки 3 цветов: зеленый, желтый, красный)
Учитель: Давайте с вами поиграем в игру «Экологический светофор». Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей части дороги.
Красный свет - природе вред!
Желтый - осторожно!
Свет зеленый - как красиво!
Скажет лес тебе «спасибо!».
Итак, красный свет - зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.
Желтый свет - чтобы мы соблюдали определенные правила поведения.
Зеленый свет - это, когда мы для природы делаем добрые дела.
Ситуация такая:
Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно
обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду
рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.
Мальчик взял:
* Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера (желтый свет).
* Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра (красный
свет).
* Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра (красный свет).
* Магнитофон, чтобы послушать новые записи (красный свет).
* Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он
посадил прошлый раз по краю оврага (зеленый свет).
* Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере (зеленый свет).
* Сачок для ловли бабочек (красный свет).
* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (желтый свет).
Учитель: Молодцы ребята, вы хорошо знаете что надо брать в лес чтобы не навредить природе!
V. Физкультминутка «Покажи мне мир природы»
Учитель: А сейчас небольшая разминка - повторяйте за мной:
Здравствуй, солнце золотое! - рисуем руками круг.
Здравствуй. Небо голубое! - руки поднимают вверх, машут кистями.
Здравствуй, вольный ветерок! - обмахивают кистями рук лицо.
Здравствуй, милый мой дружок! - поднимают руки вверх и машут ими.
VI. Игра «Сорви лепесток»
Учитель: Ребята посмотрите на доске цветок с лепестками, на лепестках которых написаны правила поведения в природе. Я предлагаю вам по очереди срывать лепесток с цветка, на которых написаны правила поведения в природе, но не до конца. Вам нужно эти правила договорить до конца.
1) В лесу ходи по тропинкам и дорожкам. Помни. (в траве обитает много
маленьких животных, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того от
ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие
растения).
2) Не рви цветы охапками. (сорванные растения быстро погибнут и не дадут
семян. Не будет семян - не будет и цветущих растений).
3) Не разрушай муравейники… (муравьи по хвоинке, по соломинке, долго
строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи - санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым-вредителям).
4) Не оставляй мусор в лесу. Помни. (это дом для животных, в нем должно
быть чисто. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки).
5) Не лови зайчат, ежат, бельчат и других животных… (лес - их родной дом, им будет плохо в твоей квартире).
6) Многие не любят эту птицу, она губит чужих птенцов. И все-таки она очень полезная - уничтожает много опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы. Что это за птица? (кукушка).
Учитель: Хотелось бы, чтобы вы о этих правилах не забывали и напоминали
окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета - Земля, зависит от каждого из нас – от людей.
Учитель: А сейчас я предлагаю взять карандаши фломастеры и каждой команде нарисовать на листах листовку призывающую беречь и любить природу.
Учитель: Листовки готовы? Выходя к доске вешая свою листовку я предлагаю вспомнить и напеть любую песенку о природе.
Учитель: Итак, вначале занятия мы поставили цель: беречь, любить и охранять природу. Зачем нам это надо? (чтобы жить, а это, чтобы воздух, вода были чистыми, птицы, звери, растения - не вымирали), т.е. чтобы природа была жива, а для этого нужен порядок и чистота. Все в природе взаимосвязано. Поэтому надо природу.? – (беречь и любить).
VII Подведение итогов занятия:
Учитель: Беречь природу – дело каждого человека. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас будет бережно относиться к ней. Ребята, а кто из вас может ответить на вопрос: как охрана природы может быть связана с нашим здоровьем? (ответы детей).
Рефлексия. (Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который нужно будет наклеить листочки определенного цвета):
Учитель: И в заключении нашего занятия я предлагаю каждому из вас наклеить на наше дерево листочки, но листочки не простые:
Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.
Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.
Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.
Учитель: наше занятие «Береги и люби природу» заканчивается. Так давайте же беречь и любить природу! Спасибо, ребята, за работу!