Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
(На доске объёмная картина- аппликация «Сказочный осенний лес»
Один художник решил нарисовать лес.
Что такое лес?- размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, дубы, осины и липы, а в углу, как и положено, нарисовал старичка – Лесовичка.
- Это не лес! – послышался голос старичка - Лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник и траву и цветы.
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос Лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Нужны птицы, а еще кусты и ягоды,- не унимался старичок - Лесовичок. И это дорисовал художник.
- Нарисуй жабу и ящерицу.
- Нет. Сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно и художник хотел зажечь свет и вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
- Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они и есть лес.
- Ребята, а чем является лес для человека?
- Какая связь между лесом и человеком?
- Посмотрите на картину и скажите, лес какого времени года изображен?
- Почему вы так решили? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Выявление места и причины затруднения.
Чтение сказки «Волшебница Осень»
Пришла волшебница Осень и взмахнула кистью. Появился вот такой круг.
- Что это за круг? (ГОДОВОЙ КРУГ- рисунок)
- Стала она махать кистью и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
- Что это за имена? (ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ).
Взмахнула первый раз и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
- Что это за птицы? (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ).
Взмахнула второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ).
Взмахнула осень третий раз и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали жать рожь.
- Что это за птицы? (ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ).
- Взмахнула осень четвертый раз и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
- Какие полетели последний три птицы? (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ).
Построение проекта выхода из затруднения.
- Так о чем мы будем говорить на уроке?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Что же мы должны узнать об осенних месяцах?
- Давайте спланируем свою деятельность.
Во-первых, научимся находить отличительные признаки осенних явлений каждого месяца осени.
Во-вторых, определим труд людей осенью.
Реализация построенного проекта.
- У осени три брата и у каждого свой характер. Давайте посмотрим на фотографии и определим у кого какой характер.
- Кто знает откуда к нам пришли названия месяцев?
Сентябрь. Происходит от латинского: September.
«Septem» - семь, так как это был 7-й месяц старого римского календаря. В то время год начинался с марта.
Октябрь. Происходит от латинского: October. «Octo» - восемь. Это был 8-й месяц старого римского календаря.
Ноябрь. Происходит от латинского: November.
«Novem» - десять, так как это был 9-й месяц старого римского календаря.
- Сейчас я буду перечислять осенние месяцы по их старинным названиям.
(ХМУРЕНЬ, ГРЯЗНИК, БЕЗДОРОЖНИК).
- Какие из названий соответствуют современным?
- А теперь откройте учебник (СТР.55) , прочитайте их и постарайтесь объяснить, о чем они говорят.
Сентябрь
Ревун – часто идут дожди
Хмурень – угасание солнечного света
Зоревник – старинное название сентября
Дождезвон – идут звонкие дожди
Октябрь
Позимник – преддверие зимы
Грязник – осенние дожди, ненастье, распутица
Хлебник – убран весь хлеб
Свадебник – справляют свадьбы
Капустник – рубят и заготавливают капусту
Листопад – начинается листопад
Ноябрь
Полузимник – месяц борьбы осени с зимою, в течение которого стужи со снегом перемежаются с периодами тепла и ненастья.
Бездорожник – плохо проехать. Дороги размыты.
Листокос – ветер и мороз вершат золотой покос последних листьев: листва старых деревьев уже облетела, только отдельные молодые березки сохраняют увядшие листья, но лес готовится к продолжению жизни, это время сева лесных семян, месяц зимних прилетных гостей.
Физ.минутка .
Игра-пантомима «Люди и деревья».
Руки похожи на веточки, туловище – на ствол, а ноги – на корень. Больше деревья похожи на больших людей.
- Представьте, что вы превратились в деревья. Возьмите в руки осенние листья.
Стоят деревья, протягивают веточки к небу и тихо покачиваются.
«Кукла из соломы».
- К нашим братьям пришла в гости осенняя кукла.
- Почему такую куклу могли сделать осенью? (К ОСЕНИ СОБРАЛИ УРОЖАЙ С ПОЛЕЙ; СКЛАДЫВАЛИ НА ЗИМУ В СТОГА СКОШЕННЫЕ НА КОРМ ЖИВОТНЫМ ТРАВУ).
- Какое имя можно дать этой кукле? (Неразлучники).
- Как можно описать ее характер? (ЩЕДРАЯ, ХЛЕБОСОЛЬНАЯ, ГОСТЕПРИИМНАЯ, ДОБРАЯ, РАБОТЯЩАЯ).
- О чем говорят названия октября «капустник» и «свадебник»?
- А какой православный праздник отмечался 14 октября? (ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) (ПОКАЗ СЛАЙДОВ)- храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, икона Пресвятой Богородицы.
- Работа по учебнику стр.57 КУКЛЫ НЕРАЗЛУЧНИКИ.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Выполнение заданий в рабочей тетради стр.36-37 №1,2,3.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Ответы на вопросы из рубрик «Обсудим», «Проверим себя». (Уч.стр.57)
Включение в систему знаний и повторение.
-Рассмотрите репродукции картин А.А. Левитана «Золотая осень» и А.П. Пластова «Первый снег».
-Постарайтесь мысленно войти в картину, прогуляться золотой левитанской осенью вдоль берега реки или постоять на крылечке дома рядом с ребятишками, изображенными на картине Пластова. Осмотритесь вокруг, вслушайтесь, почувствуйте запах осенней травы и первого снега, ощутите прикосновение ветра.
- Попробуйте определить, в какие осенние месяцы природа могла так выглядеть.
Рефлексия учебной деятельности.
- Красота осени вдохновляла поэтов, художников, музыкантов на создание произведений искусства.
Чтение стихотворения
В ЛЕС ХОДИЛИ ЗА ГРИБАМИ,
НО НАЙТИ ИХ НЕ СМОГЛИ,
А ЗАТО БУКЕТИК МАМЕ
ОЧЕНЬ ЯРКИЙ ПРИНЕСЛИ:
И РЯБИНОВАЯ ГРОЗДЬ, ЛИСТИК ДУБА - ОН ЗЕЛЕНЫЙ-
РВАТЬ НА ДЕРЕВЕ ПРИШЛОСЬ.
ОТ ЧЕРЕМУХИ ЛИСТОЧКИ-
ЯРКО-КРАСНЫЕ, КАК МАК,
И ЗАСОХШИЕ ЦВЕТОЧКИ-
БЕЗ ЦВЕТОЧКОВ НАМ НИКАК!
МАМА СПРОСИТ О ГРИБОЧКАХ,
МЫ -БУКЕТ БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ,
НАШЕ ЧУДО ИЗ ЛИСТОЧКОВ
ЛУЧШЕ ТЫСЯЧИ ГРИБОВ!
- Посмотрите, какой букет из осенних листьев на урок составила я.
- Изображения осенних листьев, ягод можно увидеть и на старинных предметах домашнего быта. (ХОХЛОМА).(Выставка старинных предметов домашнего быта с росписью хохламы).
- Если вам было на уроке интересно, все получалось и было понятно, а потому урок понравился – поднимите красный листик.
- Если что-то было непонятным, остались вопросы, то поднимите желтый листик.
- Если на уроке вам было скучно, неинтересно, то поднимите коричневый листик.
- Ребята, судя по вашему настроению, которое вы сейчас отразили в листиках, можно считать, что урок удался.
- Откройте дневник и запишите домашнее задание:
Прочитать текст в учебнике страница 54-57; устно составить мини-сочинение по картинам; выполнить задания № 4,5 в рабочей тетради.