kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Природные зоны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квест-игра по природным зонам России. 4 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Природные зоны"»

Тема: Путешествие по природным зонам России (игра-квест)

Цели: учить сравнивать растительный мир разных природных зон, особенности приспособлений к условиям жизни животных различных природных зон, перечислять природные зоны,

Развивать умение анализировать, работать в группе,

Воспитывать интерес к природе нашей Родины.

Ход урока

  1. Организация класса.

  2. Сообщение темы, целей урока.

Интересная игра сегодня у нас,

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много узнать,

Уметь думать, логически рассуждать.

- Сегодня на уроке мы должны преодолеть множество препятствий: «Географический остров», «Ботанический сад», «Игровое поле», «Зоологический лес», «Экологическое озеро», «Горы успехов» и «Море знаний».

Рассмотрите карту путешествия

- На «Географическом острове» мы проверим знания и умения по географии. В «Ботаническом саду» нас встретят растения природных зон России. На «Игровом поле» вы сможете отдохнуть. А в «Зоологическом лесу» вас уже ждут животные из всех природных зон России. Мы будем решать экологические проблемы и купаться в «Экологическом озере». А в конце нашего путешествия на «Горах успеха» вы узнаете итоги своего путешествия, получите отметки и сможете смело плыть по «Морю знаний».

3. «Географический остров»

- И вот мы на «Географическом острове». Впереди испытание – разгадайте кроссворд.



















2



5

6






11












8


10




1







7











3

4






9





в


д

о

б

р

ы

й


п

у

т

ь



































-























































г















о















р



г












ы



о















р















ы





























Вопросы к кроссворду:

  1. Самые высокие горы России. (Кавказские)

  2. У этой равнины плоская поверхность. (Западно-сибирская)

  3. Река, впадающая в Каспийское море. (Волга)

  4. Самая длинная река в России. (Обь)

  5. Самая северная природная зона России. (Арктика)

  6. Название гор, которые находятся рядом с горами Алтай. (Саяны)

  7. Озеро, которое внесено в список Всемирного наследия. (Байкал)

  8. Природная зона, которая находится южнее зоны лесов. (степь)

  9. Самая жаркая природная зона. (пустыня)

  10. Природная зона, которая расположена на Черноморском побережье. (субтропики)

  11. Каменным поясом называли… (Уральские горы)


4. «Ботанический сад»

- Здесь нас ждёт хитрое задание – филворд. В нём спрятались названия растений из разных природных зон России. Я прочту задание, ответ найдите в строчках филворда.


л

д

у

б

л

и

п

а

к

и

л

и

с

т

в

е

н

о

ш

в

л

ю

я

о

с

н

в

а

е

о

ч

г

с

а

и

ы

й

р

к

к

е

и

к

ц

л

н

б

я

а

л

н

с

а

ь

и

л

ь

и

ь

а

а

у

л

к

ю

ж

к

а

ш

т

а

н


  1. Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах (лишайник).

  2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листья, а плодами любят лакомиться кабаны, белки (дуб).

  3. Это таёжное дерево имеет не гниющую древесину, зимой полностью «раздевается» (лиственница).

  4. Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель – живёт до 1000 лет. Плоды человек употребляет в пищу. (каштан).

  5. Это растение за год вырастает на толщину спички, похожее на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей (ягель).

  6. Это травянистое растение с корнем «метёлочкой», узкими листьями и мягкими волосками (ковыль).

  7. У этого растения твёрдый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких палочек, похожи на спицы. (саксаул).

  8. Дерево с листьями в форме сердечка. Летом при цветении распространяет аромат. (липа).

  9. Лиственное дерево, листья которого дрожат от ветра (осина).


- Следующее задание: по особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение. Соедините стрелками.

корни-луковицы Арктика

длинные корни тундра

деревья-долгожители зона лесов

карликовые деревья степи

живут на камнях пустыни

субтропики


5. «Игровое поле»

Учитель бросает мяч, называет детям природную зону, а ученики – растение, которое можно встретить в этой природной зоне.

Например: лес- сосна, пихта, клён…

- Разгадайте ребусы – названия растений и животных, а потом назовите природную зону их обитания.




См. приложение

Ответы: краб, бук, волк, дятел, верблюд, заяц, дуб, магнолия, рысь, морж, тигр, дрофа, орёл, пальма.

6. «Зоологический лес»

- Вам предлагается игра «Зоологическое лото». Каждый ряд получает набор карточек (их нужно заранее разрезать по линиям). Победит та команда, которая быстрее соберёт цепочку.


белый медведь

журавль-

красавка

ушастый

ёж

амурский

тигр

зубр

тушканчик

дрофа

морж

сайгак


Ящерица – круглоголовка


- Нас ждёт следующее испытание в зоологическом саду. Расселите животных по природным зонам, соединив стрелкой животное и среду обитания.


Кит

Богомол

Косуля

Лось

Лемминг

Кобылка

Северный олень

Тупик

Рысь

Суслик

Дельфин

Корсак

Глухарь

Ушастый ёж

Жук-скарабей

Тюлень



Арктическая пустыня



Субтропики



Тундра



Зона лесов



Степи



Пустыня


Ответ: Арктика – кит, тюлень, тупик. Субтропики – богомол, косуля, дельфин. Тундра – лемминг, северный олень. Степь – кобылка, суслик. Зона лесов – рысь, глухарь. Пустыня – корсак, ушастый ёж.


7. «Экологическое озеро»


Задание 1.

Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

Ива – белая куропатка – кречет (тундра)

Дуб – сойка – сова (лесная зона)

Растения – тушканчик – змея (пустыня)

Рыба – тюлень – белый медведь (Арктика)

Растения – косуля – барс (субтропики)

Растения – суслик – беркут (степь)

Задание 2.

Вставьте пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание.

… лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. … земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнёзда, которые погибают во время полевых работ. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их … . Неумеренное … приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается … .

Ответы: вырубка, распашка, загрязнению, орошение, поверхность почвы).


8. Итог урока: «Горы успехов» и «Море знаний»





















«Географический остров»




















2



5

6






11












8


10




1







7











3

4






9





в


д

о

б

р

ы

й


п

у

т

ь



































-























































г















о















р



г












ы



о















р















ы






























Вопросы к кроссворду:

  1. Самые высокие горы России.

  2. У этой равнины плоская поверхность.

  3. Река, впадающая в Каспийское море.

  4. Самая длинная река в России.

  5. Самая северная природная зона России.

  6. Название гор, которые находятся рядом с горами Алтай.

  7. Озеро, которое внесено в список Всемирного наследия.

  8. Природная зона, которая находится южнее зоны лесов.

  9. Самая жаркая природная зона.

  10. Природная зона, которая расположена на Черноморском побережье.

  11. Каменным поясом называли…














Филворд


л

д

у

б

л

и

п

а

к

и

л

и

с

т

в

е

н

о

ш

в

л

ю

я

о

с

н

в

а

е

о

ч

г

с

а

и

ы

й

р

к

к

е

и

к

ц

л

н

б

я

а

л

н

с

а

ь

и

л

ь

и

ь

а

а

у

л

к

ю

ж

к

а

ш

т

а

н


  1. Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах.

  2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листья, а плодами любят лакомиться кабаны, белки.

  3. Это таёжное дерево имеет не гниющую древесину, зимой полностью «раздевается».

  4. Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель – живёт до 1000 лет. Плоды человек употребляет в пищу.

  5. Это растение за год вырастает на толщину спички, похожее на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.

  6. Это травянистое растение с корнем «метёлочкой», узкими листьями и мягкими волосками.

  7. У этого растения твёрдый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких палочек, похожи на спицы.

  8. Дерево с листьями в форме сердечка. Летом при цветении распространяет аромат.

  9. Лиственное дерево, листья которого дрожат от ветра.







Соедини с помощью стрелок:


корни-луковицы Арктика

длинные корни тундра

деревья-долгожители зона лесов

карликовые деревья степи

живут на камнях пустыни

субтропики









белый медведь

журавль-

красавка

ушастый

ёж

амурский

тигр

зубр

тушканчик

дрофа

морж

сайгак


Ящерица – круглоголовка



белый медведь

журавль-

красавка

ушастый

ёж

амурский

тигр

зубр

тушканчик

дрофа

морж

сайгак


Ящерица – круглоголовка








Кит

Богомол

Косуля

Лось

Лемминг

Кобылка

Северный олень

Тупик

Рысь

Суслик

Дельфин

Корсак

Глухарь

Ушастый ёж

Жук-скарабей

Тюлень



Арктическая пустыня



Субтропики



Тундра



Зона лесов



Степи



Пустыня






Задание 1.

Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

Ива – белая куропатка – кречет

Дуб – сойка – сова

Растения – тушканчик – змея

Рыба – тюлень – белый медведь

Растения – косуля – барс

Растения – суслик – беркут



Задание 2.

Вставьте пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание.

… лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. … земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнёзда, которые погибают во время полевых работ. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их … . Неумеренное … приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается … .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Природные зоны"

Автор: Елена Владимировна Веснина

Дата: 17.04.2023

Номер свидетельства: 629764

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока  «Природные зоны России . Путешествие по тайге». "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prirodnyie-zony-rossii-putieshiestviie-po-taighie"
    ["file_id"] => string(6) "108078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403544355"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока географии по теме:"Рельеф дна Мирового океана" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-riel-ief-dna-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "104843"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402762315"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Методическая разработка урока по теме "Природные зоны Австралии". "
    ["seo_title"] => string(69) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-prirodnyie-zony-avstralii"
    ["file_id"] => string(6) "100366"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402378626"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Урок географии в 7 классе по теме "Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_geografii_v_7_klasse_po_teme_prirodnye_zony_svoeobrazie_organicheskogo_mira"
    ["file_id"] => string(6) "509795"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1557644229"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "конспект урока по теме Природа Австралии"
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekturokapotiemieprirodaavstralii"
    ["file_id"] => string(6) "316101"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460021653"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства