Урок знакомит с общими признаками и разнообразием рыб; учит описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.Развивает коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.Развивает интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания. Воспитывает любовь к природе, бережное отношение к ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Кто такие рыбы?"»
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
В 1 КЛАССЕ
НА ТЕМУ:«КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»
Карпенко И. М., учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29
с углубленным изучением отдельных предметов имени И.Н.Зикеева»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока (предметные):
Обучающие:
- познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб. Особенностями строения;
- развивать умение детей работать с учебником;
- расширение кругозора детей.
Развивающие:
- развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развивая умение следовать заданному алгоритму действий , соблюдая инструкции учителя;
- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, аналогии сопоставления;
- воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе обучения, любви к окружающему миру.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
- проводить сравнения и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
-строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Необходимые оборудование и материалы:
- видеопроектор, компьютер, экран;
- план экспедиции, раздаточный материал для парной работы – рыбки и чешуйки в контейнерах (пластиковые тарелки);
- карточки с изображением разнообразных животных, живые рыбки, аквариум.
Ход урока
Психологический настрой детей на урок.
- Добрый день, друзья мои! Я рада видеть ваши улыбки, добрые лица, думаю, что этот урок принесет вам радость и удовольствие. Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!».
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Мы хотим им показать,
Как умеем наблюдать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы не много.
Постановка цели и задач урока с последующей мотивацией.
(Ученики загадывают загадки, отгадавший показывает картинку)
Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!
И покраснела … (Божья коровка)
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый … (Светлячок)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
Долгорукий старичок
В уголке сплел гамачок.
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!» (Паук)
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка-
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
- Можно ли объединить этих животных в одну группу?
- Почему паук не насекомое?
- Назовите главные признаки насекомых.
- Назовите животных с которыми мы познакомились.
(вывешивается на доске)
Животные
звери
птицы
насекомые
?
-Стрекоза долго кружилась над водоемом и кого она могла увидеть?
(слайд № 1)
(слайд № 2)
- Предположите о чем или о ком пойдет речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие учебные задачи поставим перед собой? (стр. 52 учебника – прочитайте тему)
Актуализация знаний (восприятие и осмысление)
- Самое удивительное и замечательное явление природы – жизнь. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь:
в знойных пустынях (слайд № 3)
в вечных снегах (слайд № 4)
на суше (слайд № 5)
в воздухе (слайд № 6)
в воде
- А кто живет в воде?
Рыбы обитают в озёрах, прудах, в реках, морях и океанах, и даже в аквариумах.
- Я приглашаю всех вас приоткрыть голубое покрывало Земли и заглянуть в подводное царство. Итак, мы отправляемся в подводную экспедицию.
-Согласны?
- Кто знает, что такое экспедиция?
- А где мы можем узнать точное лексическое значение слова? (см. словари на столах)
- Экспедиция – это путешествие с определённым заданием.
(слайд № 7 – читаем хором)
В этой экспедиции
На вас я буду полагаться,
На ваши знания и эрудицию
В дороге опираться!
Задача в экспедиции –
Для вас для всех, для всех.
От её решения быстрого
Зависит наш успех!
- Как вы думаете, на чем можно путешествовать в подводное царство?
- А направимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате – батискафе.
- Для чего предназначен этот аппарат? (слайд № 8)
- Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения морского дна. Батискаф – маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определенные правила: (вывешиваются на доске)
1. Не шуметь.
2. Быть внимательными.
3. Отвечать на поставленные вопросы.
- От четкого выполнения этих правил зависит успех всей нашей экспедиции.
- Подводное путешествие будет проходить по плану, который записан в боровом журнале.
- Дата отправления: «___» ________ 20__года. (число, день недели и время года)
План экспедиции: (вывешивается на доске и лежит на каждом столе)
Установить, чем рыбы отличаются от других животных.
Ответить на вопрос: «Морской конёк – это рыба?».
Познакомиться с многообразием рыб.
Посоветовать людям, как сохранить окружающую среду.
- Наши экспедиция буде проходить род девизом:
«Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!» (слайд № 9 – читаем хором)
- Все готовы?
- Начинаем погружение на морское дно. Закройте глаза. (видео морского дна, музыка, шум волн – слайд № 10)
- Посмотрите в иллюминатор! ( на столах в аквариумах живые рыбки)
(слайд № 11)
Исследование:
- Рассмотрите рыбок.
- Что вы знаете о глазах рабы? (хорошее зрение, нет век, вода увлажняет и очищает глаза).
- Какое строение имеет рыба? (слайд № 12, 13)
- Назовите части тела. ( стр. 52 учебника)
- А как приспособлена? ( слайд № 14, 15, 16)
- Как дышит?
- А что ещё есть у рыб, чего нет у людей, животных на суше? (плавательный пузырь) Это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину.
- Вывод. Каковы же отличительные черты признаки рыб? (жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь) (выступают представители от группы) (слайд № 17, 18)
Активная минутка. (слайд № 19)
Как приятно в речке плавать (Плавательные движения)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево вправо)
Речка лентой впереди. (Потягивание – руки вперед)
Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)
Чтобы плыть ещё скорей
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
А теперь пора нам братцы,
На песочке поваляться.
Мы их речки вылезаем (Ходьба на месте)
И на травке отдыхаем. ( Дети садятся за парты)
Первичное усвоение новых знаний (исследовательская работа в парах)
- На нашем батискафе есть научная лаборатория. Здесь в контейнерах лежат рыбки, исследуйте их.
- Что заметили? (нет чешуи)
- Зачем она? (это защитный слой)
Чешуя – это дополнительная защита, а основной защитой является слизь, которая покрывает кожу рыб.
- Чешуйки расположены правильными рядами, плотно прилегая друг к другу.
Чтобы это запомнить предлагаю вам прикрепить к нашим рыбкам чешуйки. (Показ на доске, как прикрепляются чешуйки. слайд № 20) Работать будем в парах.
-Приготовьте свои рабочие места. Вспомним правила работы с клеем.
Будьте аккуратны.
Работаем на клеёнках, чтобы не испачкать парты.
Клей наносим в небольшом количестве на край чешуйки.
После работы вытираем руки.
- Какие красивые рыбки!
- Чем покрыто тело рыб?
- Для чего рыбе нужна чешуя?
- Положите своих красивых рыбок в контейнеры.
Физминутка для глаз (слайд № 21)
-Наша экспедиция продолжается. Посмотрите в иллюминатор! Как здесь красиво!
- Кого вы узнали? (слайд № 22)
-Кто владеет информацией?
(Рассказы детей об акуле, скате и мурене)
Акула
Существует много различных акул. Одна из самых опасных – белая акула достигает более 12 метров в длину и может весить три тонны. У неё более сотни острых зубов, которые расположены в несколько рядов.
Скат
Он родственник акулы. Плавники у ската похожи на крылья. Питается скат мелкими рыбёшками. У некоторых скатов на хвосте есть ядовитая игла, которой они могут сильно ранить. Существуют даже электрические скаты.
Мурена
Очень похожа на змею! Некоторые достигают 4-х метров в длину. У неё острые зубы и если её потревожить, то она может нанести ныряльщикам серьёзные раны.
- А какие же бывают рыбы в зависимости от места обитания?
- На какой вопрос мы должны ответить? (найти в плане экспедиции, которые лежат на столах)
- Морской конёк – это рыба? (слайд № 39)
- Чтобы ответить на этот вопрос нужно ещё раз вспомнить о чем мы говорили и внимательно послушать рассказ. (слайд № 40)
- Как вы можете ответить на поставленный вопрос? Докажите.
Вывод: Морской конёк – это рыба, так как его тело покрыто видоизмененными чешуйками, у него есть жабры, плавники, плавательный пузырь, размножается с помощью икринок.
VI.Первичное закрепление(экологическая сказка)
-А теперь послушайте сказку. (слайд № 41)
- В тёплом море жил конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих плаваний, он стал размышлять, хорошо ли живется морским обитателям. И тут стали подплывать разные рыбы и рассказывать о своих бедах.
- А вы знаете этих рыб? (сообщения детей)
Рыба-молот (слайд № 42)
Её глаза и ноздри располагаются по бокам широкой, как молот, головы. Это помогает рыбе видеть и чуять добычу даже на расстоянии.
Рыба-ёж
Эта рыба вся покрыта колючками, как ёжик. Чтобы запугать своих врагов она принимает форму огромного колючего шара.
Рыба- клоун
Чудесная окраска, похожа на наряд клоуна. Она живет среди растений, щупальца которых ядовиты. Горе тому животному, которое прикоснется к этим щупальцам. А рыба-клоун покрыта толстыми слоем слизи, который защищает её от яда.
И заговорили рыбы человеческим голосом (рассказывают дети)
I Теплоход по морю плыл
Вдаль туристов увозил.
На борту они гуляли
И отходы вниз кидали.
II Баржа мимо проплывала
Нефть по корпусу стекала.
Но люди там не понимали,
Что природу засоряли.
III Много жителей морских
Так погибло из-за них.
- Опечалился морской конёк, грустно стало ему, ведь помочь своим друзья он ничем не мог.
- А как вы думаете, кто виноват в бедах морских жителей?
- Какие советы (последний пункт плана) вы можете дать людям?
Не загрязнять окружающую среду.
Любить и охранять окружающую природу.
(слайд № 16 – «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»)
VII.Рефлексия деятельности на уроке.
- Экспедиция подошла к концу и нам пора возвращаться.
а) Какие открытия для себя вы сделали?
б) Можно ли считать наше исследование законченным?
в) С какими рыбами познакомились в пути?
г) Скажите, а где можно найти интересующую вас информацию по какому либо вопросу?
- По данной теме мы организовали выставку книг. Кто желает, к следующему уроку можете приготовить сообщение о наиболее понравившемся подводном жителе, используя данную литературу.
- Наш батискаф всплывает на поверхность. Я рада, что вы на уроке испытали радость познания нового! Вы хорошо потрудились. Как вы думаете, кого из вас я могу похвалить за урок? Кто себя хочет похвалить, за что?
- Всем хочу сказать большое спасибо за урок!
- Молодцы! (слайд № 44)
На доске вывешен нарисованный аквариум.
Детям предлагается выбрать рыбку: цветная рыбка – я узнал много нового и полезного для себя, желтая – я скучал, мне было трудно и не интересно.
Использованные источники и литература:
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир учебник для 1 класса. Издательство «Ассоциация 21 век». 2011 год.
Дьячкова Г. Т. Окружающий мир 2-4 классы. Внеклассные занятия. Издательство «Учитель» Волгоград. 2007 год.
Титкова Т. В., Горбачева Э. З., Цыганок Л. В., Открытые уроки 1-4 класс. Москва, «ВАКО». 2007 год.
Гостимская Е. С. Открытые уроки в начальной школе, проведенные в рамках конкурса «Учитель года» - 2006 год, Москва.