kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Кто такие рыбы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок знакомит  с общими признаками и разнообразием рыб; учит описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.Развивает  коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.Развивает  интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания. Воспитывает  любовь к природе,  бережное отношение к ней.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Кто такие рыбы?"»



КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 1 КЛАССЕ

НА ТЕМУ: «КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»

Карпенко И. М., учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29

с углубленным изучением отдельных предметов имени И.Н.Зикеева»























Тип урока: изучение нового материала.


Цели урока (предметные):


Обучающие:

- познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб. Особенностями строения;

- развивать умение детей работать с учебником;

- расширение кругозора детей.

Развивающие:

- развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развивая умение следовать заданному алгоритму действий , соблюдая инструкции учителя;

- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, аналогии сопоставления;

- развивать психические процессы, память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.

Воспитывающие:

- воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе обучения, любви к окружающему миру.


Прогнозируемые результаты


Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить сравнения и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Необходимые оборудование и материалы:


- видеопроектор, компьютер, экран;

- план экспедиции, раздаточный материал для парной работы – рыбки и чешуйки в контейнерах (пластиковые тарелки);

- карточки с изображением разнообразных животных, живые рыбки, аквариум.


Ход урока


  1. Психологический настрой детей на урок.


- Добрый день, друзья мои! Я рада видеть ваши улыбки, добрые лица, думаю, что этот урок принесет вам радость и удовольствие. Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!».


Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы хотим им показать,

Как умеем наблюдать.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы не много.


  1. Постановка цели и задач урока с последующей мотивацией.

(Ученики загадывают загадки, отгадавший показывает картинку)

Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!

И покраснела … (Божья коровка)


То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый … (Светлячок)


На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза)


Долгорукий старичок

В уголке сплел гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!» (Паук)


Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)


Прыгает пружинка-

Зеленая спинка-

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик)

- Можно ли объединить этих животных в одну группу?

- Почему паук не насекомое?

- Назовите главные признаки насекомых.

- Назовите животных с которыми мы познакомились.


(вывешивается на доске)


Животные


звери

птицы

насекомые

?


-Стрекоза долго кружилась над водоемом и кого она могла увидеть?

(слайд № 1)

(слайд № 2)

- Предположите о чем или о ком пойдет речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие учебные задачи поставим перед собой? (стр. 52 учебника – прочитайте тему)


  1. Актуализация знаний (восприятие и осмысление)


- Самое удивительное и замечательное явление природы – жизнь. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь:

в знойных пустынях (слайд № 3)

в вечных снегах (слайд № 4)

на суше (слайд № 5)

в воздухе (слайд № 6)

в воде

- А кто живет в воде?

Рыбы обитают в озёрах, прудах, в реках, морях и океанах, и даже в аквариумах.

- Я приглашаю всех вас приоткрыть голубое покрывало Земли и заглянуть в подводное царство. Итак, мы отправляемся в подводную экспедицию.

-Согласны?

- Кто знает, что такое экспедиция?

- А где мы можем узнать точное лексическое значение слова? (см. словари на столах)

- Экспедиция – это путешествие с определённым заданием.

(слайд № 7 – читаем хором)


В этой экспедиции

На вас я буду полагаться,

На ваши знания и эрудицию

В дороге опираться!

Задача в экспедиции –

Для вас для всех, для всех.

От её решения быстрого

Зависит наш успех!

- Как вы думаете, на чем можно путешествовать в подводное царство?

- А направимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате – батискафе.

- Для чего предназначен этот аппарат? (слайд № 8)

- Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения морского дна. Батискаф – маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определенные правила: (вывешиваются на доске)

1. Не шуметь.

2. Быть внимательными.

3. Отвечать на поставленные вопросы.


- От четкого выполнения этих правил зависит успех всей нашей экспедиции.

- Подводное путешествие будет проходить по плану, который записан в боровом журнале.

- Дата отправления: «___» ________ 20__года. (число, день недели и время года)

План экспедиции: (вывешивается на доске и лежит на каждом столе)

  1. Установить, чем рыбы отличаются от других животных.

  2. Ответить на вопрос: «Морской конёк – это рыба?».

  3. Познакомиться с многообразием рыб.

  4. Посоветовать людям, как сохранить окружающую среду.

- Наши экспедиция буде проходить род девизом:

«Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!» (слайд № 9 – читаем хором)

- Все готовы?

- Начинаем погружение на морское дно. Закройте глаза. (видео морского дна, музыка, шум волн – слайд № 10)

- Посмотрите в иллюминатор! ( на столах в аквариумах живые рыбки)

(слайд № 11)

Исследование:

- Рассмотрите рыбок.

- Что вы знаете о глазах рабы? (хорошее зрение, нет век, вода увлажняет и очищает глаза).

- Какое строение имеет рыба? (слайд № 12, 13)

- Назовите части тела. ( стр. 52 учебника)

- А как приспособлена? ( слайд № 14, 15, 16)

- Как дышит?

- А что ещё есть у рыб, чего нет у людей, животных на суше? (плавательный пузырь) Это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину.

- Вывод. Каковы же отличительные черты признаки рыб? (жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь) (выступают представители от группы) (слайд № 17, 18)



Активная минутка. (слайд № 19)


Как приятно в речке плавать (Плавательные движения)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево вправо)

Речка лентой впереди. (Потягивание – руки вперед)

Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)

Чтобы плыть ещё скорей

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения)

А теперь пора нам братцы,

На песочке поваляться.

Мы их речки вылезаем (Ходьба на месте)

И на травке отдыхаем. ( Дети садятся за парты)



  1. Первичное усвоение новых знаний (исследовательская работа в парах)


- На нашем батискафе есть научная лаборатория. Здесь в контейнерах лежат рыбки, исследуйте их.

- Что заметили? (нет чешуи)

- Зачем она? (это защитный слой)

Чешуя – это дополнительная защита, а основной защитой является слизь, которая покрывает кожу рыб.

- Чешуйки расположены правильными рядами, плотно прилегая друг к другу.

Чтобы это запомнить предлагаю вам прикрепить к нашим рыбкам чешуйки. (Показ на доске, как прикрепляются чешуйки. слайд № 20) Работать будем в парах.

-Приготовьте свои рабочие места. Вспомним правила работы с клеем.

Будьте аккуратны.

Работаем на клеёнках, чтобы не испачкать парты.

Клей наносим в небольшом количестве на край чешуйки.

После работы вытираем руки.


- Какие красивые рыбки!

- Чем покрыто тело рыб?

- Для чего рыбе нужна чешуя?

- Положите своих красивых рыбок в контейнеры.


Физминутка для глаз (слайд № 21)


-Наша экспедиция продолжается. Посмотрите в иллюминатор! Как здесь красиво!

- Кого вы узнали? (слайд № 22)


-Кто владеет информацией?

(Рассказы детей об акуле, скате и мурене)

Акула

Существует много различных акул. Одна из самых опасных – белая акула достигает более 12 метров в длину и может весить три тонны. У неё более сотни острых зубов, которые расположены в несколько рядов.


Скат

Он родственник акулы. Плавники у ската похожи на крылья. Питается скат мелкими рыбёшками. У некоторых скатов на хвосте есть ядовитая игла, которой они могут сильно ранить. Существуют даже электрические скаты.


Мурена

Очень похожа на змею! Некоторые достигают 4-х метров в длину. У неё острые зубы и если её потревожить, то она может нанести ныряльщикам серьёзные раны.


- А какие же бывают рыбы в зависимости от места обитания?

(стр. учебника 52) (слайд № 23)


- Разгадайте кроссворды! (слайды с №24 по № 38)


  1. Первичная проверка понимания (постановка проблемного вопроса)


- Наша экспедиция продолжается?

- На какой вопрос мы должны ответить? (найти в плане экспедиции, которые лежат на столах)

- Морской конёк – это рыба? (слайд № 39)

- Чтобы ответить на этот вопрос нужно ещё раз вспомнить о чем мы говорили и внимательно послушать рассказ. (слайд № 40)

- Как вы можете ответить на поставленный вопрос? Докажите.

Вывод: Морской конёк – это рыба, так как его тело покрыто видоизмененными чешуйками, у него есть жабры, плавники, плавательный пузырь, размножается с помощью икринок.


VI.Первичное закрепление(экологическая сказка)

-А теперь послушайте сказку. (слайд № 41)

- В тёплом море жил конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих плаваний, он стал размышлять, хорошо ли живется морским обитателям. И тут стали подплывать разные рыбы и рассказывать о своих бедах.

- А вы знаете этих рыб? (сообщения детей)


Рыба-молот (слайд № 42)

Её глаза и ноздри располагаются по бокам широкой, как молот, головы. Это помогает рыбе видеть и чуять добычу даже на расстоянии.

Рыба-ёж

Эта рыба вся покрыта колючками, как ёжик. Чтобы запугать своих врагов она принимает форму огромного колючего шара.

Рыба- клоун

Чудесная окраска, похожа на наряд клоуна. Она живет среди растений, щупальца которых ядовиты. Горе тому животному, которое прикоснется к этим щупальцам. А рыба-клоун покрыта толстыми слоем слизи, который защищает её от яда.

И заговорили рыбы человеческим голосом (рассказывают дети)

I Теплоход по морю плыл

Вдаль туристов увозил.

На борту они гуляли

И отходы вниз кидали.

II Баржа мимо проплывала

Нефть по корпусу стекала.

Но люди там не понимали,

Что природу засоряли.

III Много жителей морских

Так погибло из-за них.


- Опечалился морской конёк, грустно стало ему, ведь помочь своим друзья он ничем не мог.

- А как вы думаете, кто виноват в бедах морских жителей?

- Какие советы (последний пункт плана) вы можете дать людям?

Не загрязнять окружающую среду.

Любить и охранять окружающую природу.

(слайд № 16 – «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»)


VII.Рефлексия деятельности на уроке.


- Экспедиция подошла к концу и нам пора возвращаться.

а) Какие открытия для себя вы сделали?

б) Можно ли считать наше исследование законченным?

в) С какими рыбами познакомились в пути?

г) Скажите, а где можно найти интересующую вас информацию по какому либо вопросу?

- По данной теме мы организовали выставку книг. Кто желает, к следующему уроку можете приготовить сообщение о наиболее понравившемся подводном жителе, используя данную литературу.

- Наш батискаф всплывает на поверхность. Я рада, что вы на уроке испытали радость познания нового! Вы хорошо потрудились. Как вы думаете, кого из вас я могу похвалить за урок? Кто себя хочет похвалить, за что?

- Всем хочу сказать большое спасибо за урок!

- Молодцы! (слайд № 44)



На доске вывешен нарисованный аквариум.

Детям предлагается выбрать рыбку: цветная рыбка – я узнал много нового и полезного для себя, желтая – я скучал, мне было трудно и не интересно.


Использованные источники и литература:


  1. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир учебник для 1 класса. Издательство «Ассоциация 21 век». 2011 год.

  2. Дьячкова Г. Т. Окружающий мир 2-4 классы. Внеклассные занятия. Издательство «Учитель» Волгоград. 2007 год.

  3. Титкова Т. В., Горбачева Э. З., Цыганок Л. В., Открытые уроки 1-4 класс. Москва, «ВАКО». 2007 год.

  4. Гостимская Е. С. Открытые уроки в начальной школе, проведенные в рамках конкурса «Учитель года» - 2006 год, Москва.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Кто такие рыбы?"

Автор: Карпенко Инна Михайловна

Дата: 03.12.2019

Номер свидетельства: 530066

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по окружающему миру в 1" Б" классе   " Кто такие рыбы?"   "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-1-b-klassie-kto-takiie-ryby-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "126855"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415216680"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Кто такие рыбы "
    ["seo_title"] => string(15) "kto-takiie-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "135987"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417014372"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Самоанализ  урока окружающего мира на  тему" Кто такие рыбы?" "
    ["seo_title"] => string(65) "samoanaliz-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-kto-takiie-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "127815"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415378547"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Открытый урок "Кто такие рыбы" 1 класс"
    ["seo_title"] => string(36) "otkrytyi_urok_kto_takie_ryby_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "535720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1579009506"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Проект урока по теме: «Кто такие рыбы? » "
    ["seo_title"] => string(39) "proiekt-uroka-po-tiemie-kto-takiie-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "123649"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414521304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства