- Вы все умные ребятки! Отгадаете загадки? (слайды) - А знаете ли вы? Загадки о рыбах. 1. Ах, какой же ты колючий! Плавники и хвост — липучки! Ты меня не проведёшь! — Я тебя поймаю,...! (Ерш) 2. Поймать его не просто, Не любит рисковать. В песок всегда зароется И от погони скроется. (Пескарь) - Почему пескаря так назвали? 3. Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. ( Щука) 4. На рыбалку мы ходили, Рыбу дружно все удили. Свой рассказ ты как не крась, Но ловился лишь ... (Карась) - Какое слово у нас получилось? Значит рыбы: ёрш, пескарь, щука, карась, где обитают ? ( В реке) Это речная рыба. - Рассмотрите в учебнике на с. 35 на левом рисунке речных рыб. Какую рыбу мы не назвали? (Сом) - А что вы знаете о соме? - На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются два толстых, хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка, подплыла. В тот же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и проглотила рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе, а рыба сом. И червяки – тоже не червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи. По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан. Это хищник. - Сом- неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду. Дети называют по порядку рыб. (Карась, ёрш, щука, окунь, сом) - А тепрь мы проверим как знаете других обитателей. (Отгадывают кроссворд о морских рыбах) (слайды) Загадки о рыбах. Вот так рыба – просто чудо! Очень плоская, как блюдо. Оба глаза на спине, И живёт на самом дне. Очень странные дела. Эта рыба … (Камбала). 2. Словно сказочный герой, Под водой живёт тот конь, Гривы нет, копыт, хвоста, И не ржёт он никогда! (морской конёк) 3. Красная рыба из семейства лососевых (горбуша) 4. Блещет в море чистом, Спинкой серебристой. (Сельдь ) - Какое слово у нас получилось? ( Море) Значит рыбы: конёк, горбуша, камбала, сельдь, где обитают? (В море) Это морская рыба. - Рассмотрите в учебнике морских рыб. Каких рыб мы не назвали? - Среди этих рыб есть хищница – акула. - Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы. - Авторы учебника предлагают вам рассказать об одной из рыб по плану на с. 35. (работа в парах) Рассказы детей об одной из рыб. Щука – речная рыба, бывает больших и средних размеров. Тело удлинённое, стекловидное, с большой головой и широкой пастью. Окраска туловища пятнистая, с тёмными полосами. Камбала – морская рыба. Встречаются большие и маленькие рыбки. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. - Откройте тетради на с. 24, найдите № 1. Проведём игру «Узнай рыб по силуэтам». (слайд) - А сейчас проведём игру на внимание. «Найди отличия в этих картинках». (слайд) - Молодцы! Справились с заданием. - О ком сегодня говорили на уроке? (О рыбах) - Кто такие рыбы? (слайд) - Приведите примеры речных рыб. - Приведите примеры морских рыб. |