II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | – Ребята, давайте вспомним, что вы проходили на предыдущим уроке? – Сегодня мы продолжим наблюдение за предметами и их движением. -Назовите предметы и объясните, что это такое, сравните их: а) по форме; б) по размеру; в) расскажите об их взаимном расположении и движении. – Летом вы наблюдали восход Солнца, а ночью – появление Луны и звёзд. Назовите и объясните, что они собой представляют, сравните их: а) по форме; б) по размеру; в) расскажите об их взаимном расположении и движении. -Давайте посмотрим с вами на экран. Проверим ваши знания. – Послушайте диалог Лены и Миши и скажите, кто прав. Лена: Звёзды такие маленькие, что не все можно увидеть. А может быть, это планеты? Миша: Звёзды очень большие, намного больше, чем Земля. И вообще, в космосе очень интересно! – Какие вопросы у вас возникают? 1. Какой размер имеют звёзды? 2. Чем звёзды отличаются от планет? 3. Что такое космос? – Чем мы сегодня на уроке будем заниматься? - Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего с вами урока? – Можно ли сказать, что тема сегодняшнего урока: Земля в космосе? – Составим план урока. План: 1)Земля, Солнце и Луна. 2)Планеты. 3)Звёзды. 4)Космос. – Что мы сейчас с вами делали? – Какое умение формировали? | - Земля имеет шарообразную форму, что глобус – модель Земли Ребята отвечают на вопросы .Что именно? - Мы ответим на эти вопросы Варианты ребят -Планировали нашу деятельность | Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4 План висит на доске. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | – Как вы думаете, как движутся, относительно друг другу, Солнце, Земля и Луна. Какие версии можно выдвинуть? – Вы много читаете, что об этом написано в энциклопедиях. Что же движется, а что стоит? – Хорошо, можно ли подтвердить версию вашими летними наблюдениями? – Сколько версий существует? – Откройте Рабочую тетрадь и найдите в задании 5 эти версии. Как вы думаете, кто из учёных оказался прав? -На это задание у вас 5 минут. Кто закончит выполнять работу, положите ручки на стол и сядьте ровненько. – Чтобы понять, почему возникли эти версии, проведём наблюдение. Для этого нам понадобятся двое желающих. Один в паре будет изображать дом, а другой поезд. Остальные наблюдатели. Попробуйте определить, что перемещается, а что остаётся неподвижным? – Итак, что перемещалось, а что оставалось неподвижным? – Теперь спросим у того, кто изображал поезд: что ты видел в окно? – Что же двигалось, по мнению ученика, изображавшего поезд? – Вспомним свои наблюдения от поездки в поезде. – Обратимся к тем, кто наблюдал за этим процессом со стороны. – Кто же передвигался, а кто стоял на месте? – Значит, от чего будет зависеть результат наблюдения? Работа в учебнике. – Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на с. 38. Расскажите, что вы видите. -Сейчас у нас будет задание на доске. Вы видите у меня в руках планеты и Солнце. Вам необходимо будет разместить их в правильно порядке. – На все ли вопросы мы получили ответы? – Скажите, когда вы наблюдали за звёздами , сумели вы различить звёзды и планеты, отметили их движение? – А почему нельзя наблюдать за звёздами днём? – Давайте прочитаем о звёздах на с. 36. Сколько времени даёте на чтение текста? – Предложите, как можно лучше рассмотреть звёзды? – Этот прибор называется телескоп. – Давайте вернёмся к заданию, которое вызвало у нас затруднение в начале урока. Летом вы наблюдали восход Солнца, а ночью – появление Луны и звёзд. Назовите и объясните, что они собой представляют, сравните их: а) по форме; б) по размеру; в) расскажите об их взаимном расположении и движении. -Как вы думаете, как называется, то пространство, в котором располагаются Солнце, планеты, звёзды? – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? | -Земля неподвижна, а Солнце и Луна перемещаются. Или Земля перемещается, Солнце и Луна нет; или движется всё. - Солнце находится в центре, а Земля вращается вокруг него, Луна вращается вокруг Земли. Она – её спутник -Нет, нам кажется, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна перемещаются - Мы считаем, что две. Книги говорят, что Земля и Луна вращаются вокруг Солнца, а наблюдения с Земли свидетельствуют, что Солнце и Луна перемещаются по небу и Земля неподвижна. - Мы считаем, что поезд перемещался, а дом стоял - Сначала ко мне приблизился стол, потом доска, затем окно - Ему казалось, что двигаются окружающие его предметы. - От положения наблюдателя. – Мы заметили, что первым с края изображено Солнце. Потом располагаются на линиях Меркурий, Венера, Земля, Марс. Далее находится много маленьких предметов. Дальше следуют большие по размеру Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. – Наша Земля является частью Солнечной системы, которая окружена бесконечным космическим пространством. В центре нашей системы располагается огромный раскалённый светящийся шар – Солнце. Это звезда. Вокруг него обращаются планеты. Планеты сами не светятся, они движутся в определённом порядке вокруг Солнца по орбитам. Ближе к Солнцу находятся небольшие по размеру планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Луна – спутник Земли – вращается вокруг нашей планеты. Далее располагаются Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. - Нет, мы не узнали, что же собой представляют звезды, которые появляются на небе ночью - Мы наблюдали за звёздами ночью. Звёзды и планеты различить нельзя - Наверное, Солнце такое яркое, что из-за его света не заметен свет остальных звёзд Что делают дети? -Солнце, Луна и Земля – это небесные тела. Солнце – это звезда, светящийся огненный шар. Земля – планета Солнечной системы. Луна – спутник Земли. Они не могут светиться сами, а только отражают свет Солнца: а) по форме они одинаковы – это шары; б) Солнце намного больше Земли, а Земля больше Луны; в) Луна, являясь спутником Земли, вращается вокруг неё, и вместе они вращаются вокруг Солнца, как и другие планеты Солнечной системы | 5 мин. Карточки с надписями (поезд, дом) Слайд 5 Ученики размещают предварительно вырезанные планеты на плакате «Земля в космосе» из комплекта наглядных материалов для 2-го класса. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предпо-ложение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |