У: Ребята, на ясном небе ночью видны звезды. Вы наверняка не раз замечали их. Скажите, какими мы видим их? Д: маленькими, в виде желтых точек. У: А с чем это связано? Д: звезды находятся на большом расстоянии от нашей планеты. У: Как вы считаете, что такое звезды? Ответы детей У: Ребята, откройте ваши учебники на 36-ой странице. Давайте прочитаем определение, что же такое звезды. один ученик читает вслух У: Какие созвездия вам уже знакомы? Д: Большая Медведица и Малая Медведица У: Как вы думаете, можно ли увидеть Солнце и звезды одновременно? Почему? Ответы детей У: Ребята, днём звёзды не видны, так как Солнце светит намного ярче, поэтому мы не можем видеть их одновременно. У: Скажите, а можно ли назвать Солнце звездой, если мы видим его днем? Ответы детей У: Прочитайте еще одно определение звезд на странице 37. Читают определение У: Так можем ли мы назвать Солнце звездой? Д: Можем У: Верно, ребята, Солнце-это звезда, запомните. Солнце представляет собой гигантский огненный шар очень высокой температуры. Это источник света, тепла и жизни в солнечной системе. По своей массе Солнце превышает массу планет в 750 раз. У: Ребята, вот мы с Вами говорим, планета Земля, мы живем на планете... А что такое планета? Варианты детей У: Давайте откроем в учебнике страницу 38 и найдем определение планета Читают определение «планеты» У: Планеты не светятся сами, а только отражают попавший на них свет. По сравнению со звездами планеты очень малы. Путь движения планеты вокруг звезды называется орбитой. Вокруг Солнца обращаются 8 планет. Вместе они образуют Солнечную систему. У: Давайте хором прочитаем названия всех планет на иллюстрации в порядке удаленности их орбит от Солнца. Д: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун У: А сейчас давайте поговорим про каждую планету отдельно. И первая планета про которую я хочу Вам рассказать – это Меркурий Меркурий-самая ближайшая планета к Солнцу. И самая маленькая планета солнечной системы. Это самая быстрая планета, она делает оборот вокруг солнца за 88 дней. На солнечной стороне планеты очень жарко, а не противоположной очень холодно. Следующая планета – Венера, про нее нам расскажет… Венера-2-ая планета от Солнца. Размеры этой планеты такие же как и у Земли. Она окружена толстым слоем облаков. Под облаками сильная жара. Оборот вокруг Солнца Венера делает за 243 дня. Следующая планета – Земля. Земля- 3-я планета от Солнца. Ее называют «Голубой планетой», потому что на ней много воды и она имеет атмосферу. Оборот вокруг Солнца наша планета делает за 365-366 дней. У нашей планеты есть спутник. Кто мне скажет, как называется спутник нашей планеты? (Луна) Верно. Луна, ребята, вращается вокруг нашей планеты. Давайте рассмотрим иллюстрацию на странице 39. Что мы видим? Д: Нашу планету Земля У: Верно, мы видим, как выглядит наша Земля с поверхности Луны. Видите яркий ободок вокруг нашей планеты? Это воздух, освещенный Солнцем. На Луне, ребята, воздуха нет. Про Марс нам расскажет… Марс- 4-ая планета от Солнца. Он имеет 2 спутника. Оборот вокруг Солнца эта планета делает за 687 дней. Итак, следующая планета – Юпитер. Юпитер-5-ая планета от Солнца. Это самая большая планета Солнечной системы. У Юпитера 16 спутников. Оборот вокруг Солнца эта планета делает за 12 лет. Сатурн, про него нам расскажет… Сатурн- 6-ая планета. Это вторая по величине планета Солнечной системы. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Оборот вокруг Солнца планета совершает за 29 лет. Уран- 7-ая планета Солнечной системы. Состоит из маленького каменного ядра и замерших газов. Оборот вокруг Солнца совершает за 84 года. А про восьмую планету Солнечной системы нам расскажет… Нептун- 8-ая планета Солнечной системы. Она мерцает голубоватым светом. На поверхности Нептуна очень холодно. Минус 270 градусов по Цельсию. Оборот вокруг Солнца планета делает за 164 года. А ещё я хочу вам рассказать о Плутоне. Плутон является одним из дальних маленьких объектов Солнечной системы (с 2006 года статус планеты был заменен на статус карликовой планеты). Эта небольшая карликовая планета располагается в 5900 миллионов км от Солнца и совершает один оборот вокруг небесного светила за 247,7 лет. Вот мы с вами и расширили знания о планетах. У: А теперь давайте проведем с Вами небольшую практическую работу. Для того, чтобы представить размеры Солнечной системы, мы составим её модель: -Возьмите лист бумаги с изображением солнечной системы, чашку с предметами, которые заменят нам планеты. Солнце- мяч, тогда Меркурий- пшено, Венера-рис, Земля –рис, Марс-горох, Юпитер-ракушка, Сатурн-ракушка, Уран-фасоль, Нептун-фасоль. -Ребята, возьмите в руки мяч. -Мяч-это наше Солнце. Положите мяч туда, где написано слово Солнце. -А теперь возьмите в руки рис. -Вы заметили, что у нас два зернышка риса? -Это потому что две планеты: Венера и Земля одинаковых размеров. Рис положите туда, где написано Венера и Земля. -Покажите мне пшено. Это будет Меркурий. -Как вы думаете, куда мы положим пшено? -Умнички! Вы правильно догадались -Достаньте горох. Это будет планета Марс. Горох положите туда, где располагается планета Марс. -Фасоль- это Уран и Нептун, а ракушка это Юпитер и Сатурн. Значит фасоль мы положим туда, где написано Уран и Нептун, а ракушки туда, где Юпитер и Сатурн. -Выполнив практическую работу, что вы можете сказать о планетах? -Назовите самые большие планеты? Меркурий, Венера, Земля, Марс. -Да, вы правильно назвали эти планеты. Также эти планеты называют планеты гиганты. -А теперь назовите самую маленькую планету. -Это Меркурий. -Верно, также эту планету называют планета кролик. У: -Ребята, молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Физкультминутка Один, два, три, четыре, пять | Ходьба на месте | В космос мы летим опять | Соединить руки над головой | Отрываюсь от земли | Подпрыгнуть | Долетаю до луны | Покачать руками вперед-назад | На орбите повисим | Руки в стороны, покружиться | И опять домой спешим | Ходьба на месте | У: Тихонечко присаживаемся У: Ребята, мы в Вами поговорили про планеты, звезды про космос в целом, а ведь это все можно назвать одни словом, а вот каким Вы узнаете прочитав текст на странице 39. Дети читают абзац от слов «Звезды, планеты и другие…» до «…называют Вселенной, или космосом» У: Итак, кто прочитал, покажите мне свою готовность. У: Так каким же словом мы можем объединить космическое пространство? Д: Космическое пространство и все, что в нем есть, называют Вселенной У: А теперь давайте выполним задания в рабочей тетради на странице 12, под номером1. Задание прочитает…, У: выполняем самостоятельно, а потом проверим. У: Итак, … прочитай первое предложение Д: Звезд гораздо больше, чем планет. У: верно, второе предложение прочитает … Д: Читает У: Спасибо, здесь нам ничего вставлять не нужно было, следующее прочитает… Д: Читает У: Верно, планеты вращаются вокруг Солнца. А сейчас давайте вспомним, как расположены планеты от Солнца. Выполняем задание 3 на странице 12 Проверяем У: Молодцы все справились с заданием Давайте теперь, обратим внимание на задание 4 в тетради. Вам нужно подписать по какой орбите движется Земля, а по какой орбите Луна. Итак, по какой орбите движется Луна ? Вокруг Земли или Солнца? Д: Вокруг Земли У: Подписываем У: Значит Земля движется по орбите вокруг .. Д: Солнца У: Подписываем. У: А для повторения и закрепления полученных знаний, давайте решим небольшой тест. Д: Решают. У: Кто все выполнил покажите мне свою готовность. У: Давайте проверим |