Ход урока.
I.Психологический настрой.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
II. Проверка домашнего задания.
Но, прежде чем к изучению
Нового приступить,
Нужно пройденную тему повторить.
Игра: «Крестики – нолики».
Дети выполняют задание на листочках. Правильный ответ – х, а неправильный – о.
1.Я утверждаю, что окружающий Землю мир, называется Вселенной, или космосом
2. Земля – не космическое тело.
3. Космическое пространство не имеет границ.
4. В ночном небе планеты смотрятся как светящиеся звёзды.
5.Солнце – одна из рядовых звёзд, которая не распространяет вокруг себя тепло и свет.
6. Земля – не шарообразное тело.
7. Солнце – центр Солнечной системы.
8. В состав Солнечной системы входит более 9 планет.
Ключ к вопросам.
1 2 3 4 5 6 7 8
х о х х о о х о
Взаимопроверка. Дети друг у друга проверяют выполненное задание и выставляют оценки.
III.Открывается доска, на которой расположены детские рисунки о космосе, фотографии космонавтов, плакаты с изображением планет, космический корабль.
О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Ассоциативное восприятие слова КОСМОС.
Что мы уже знаем о космосе?
КОСМОНАВТ
ПЛАНЕТЫ
ЗВЁЗДЫ
КОСМИЧЕСКИЙ
КОРАБЛЬ
ЛУНА
СОЛНЦЕ
IV.Знакомство с темой урока.
Почему Казахстан считают космической державой? С чем это связано?
Когда мы говорим о космосе, то представляем бескрайнее небо, Луну, Солнце, множество сверкающих звёзд. С космосом ассоциируется и казахская земля – Байконур.
Байконур – космодром, с которого стартуют корабли, уходящие в необъятный мир звёзд. Почему-то раньше люди думали, что Байконур – это ракеты, звёзды, космос. Всё смотрит в небо. И даже дома и деревья. Неба там действительно много. Но главное в Байконуре – это земля.
Сухая, красноватая, бесконечная. Но попасть на Байконур не так-то просто. Найти месторасположение космодрома с первого раза не получится. Потому что существует два Байконура. Один на северных отрогах хребта Алатау, другой – в Кызылординской области.
Оказывается, расположение космодрома было выбрано не случайно. Во-первых, отдалённость от больших трасс и железнодорожных путей. Во-вторых, с точки зрения климата этот район для стартов ракет самый благоприятный – более 300 солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность, короткая зима. Поэтому Кызылординская область стала местом строительства Байконура. А для того, чтобы сохранить месторасположение такого секретного объекта в тайне, было начато строительство мнимого космодрома. На северных отрогах хребтов Алатау был расположен посёлок Байконыр (по-русски Байконур). Но настоящий космодром имел кодовое название «Тайга». Параллельно строили город Ленинск. Космодром – это целый комплекс, удивительно-технический город, где трудятся замечательные люди. В настоящее время комплекс Байконур сдан в аренду Российской Федерации.
V.Первый полёт человека в космос.
Какое событие потрясло весь мир 12 апреля 1961 года?
Назовите фамилию первого космонавта.
Ю. А. Гагарин вышел на околоземную орбиту (108 минут,1 виток вокруг Земли) и благополучно вернулся на землю. Впервые человек победил силу притяжения земли и шагнул в космос.
VI. Исследовательская работа.
Работа в группах. На гранях куба даны задания: опишите, сравните, ассоциируйте, проанализируйте, аргументируйте, измените. Каждая группа получает своё задание.
Карточки с заданием.
1.Обратите внимание: каждая страна старается расположить свой космодром ближе к экватору. Вот Байконур расположен на юге Казахстана. В США космодром находится в самом южном штате Флориде. Почему это так. Ответ обоснуй.
2. Все запуски космических кораблей происходят только в одном направлении: не на запад, не на юг и не на север, а только на восток. Почему?
3. Для мягкой посадки космического корабля на Землю нужен большой парашют. Такие же парашюты применяют, когда сажают корабли на другие планеты – на Марс, Венеру. А вот для посадки на Луну парашют не годится. Почему на Луне не пользуются парашютом?
4. С космодрома Байконур стартовал Космический корабль. На первом витке его орбита проходила над Алтаем, Красноярском, Якутском. Однако на следующем витке он уже не пролетал над этими городами, его маршрут сместился на запад. При этом руководители полёта ничего не меняли, корабль летел в том же режиме и по той же орбите. Почему это произошло?
5. Когда показывают по телевизору запуск космонавтов, можно заметить одну интересную вещь. Прямо перед глазами на тонкой верёвочке висит небольшая детская игрушка. Она свободно раскачивается и, казалось, совсем не нужна космонавтам. Можно подумать, что кто-то повесил её для забавы. Но это не забава. Игрушка очень нужна. Космонавты внимательно глядят на неё в тот момент, когда корабль взлетает. Почему они смотрят на игрушку?
6. На космической станции, где долго живут космонавты, много всякой еды. Есть там борщи, окрошки, котлеты, компоты. Но нет ни одной ложки – ни большой, ни маленькой. Почему?
VII. Работа с учебником. Страница 169. Самостоятельное чтение.
Использовать индивидуальную карту пометок.
+ - знаю
? – вызвало удивление
- - узнал
V – противоречит знаниям.
После чтения проводится работа по прочитанному. Если есть в тексте новые сведения о космосе, то их нужно записать в кластер. Обратить особое внимание на космонавтов Казахстана – Тохтара Аубакирова и Талгата Мусабаева. Рассмотреть фотографии космонавтов.
VIII. Чтение отрывка из поэмы Олжаса Сулейменова «Земля поклонись человеку».
IX. Разгадай кроссворд.
По горизонтали.
- Самая маленькая планета Солнечной системы.
- Самая большая планета Солнечной системы.
- Планета, имеющая кольца.
- Планета, случайно обнаруженная Уильямом Гершелем в 1781 году.
- Самая яркая звезда в Солнечной системе.