Тема: Животные. Дикие и домашние животные
Цель: дать представление о животных, делении животных на диких и домашних, их сходстве и различии; отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних; познакомить с особенностями ухода за ними, условиями, необходимыми для их жизни; познакомить учащихся с некоторыми видами домашних и диких животных, со значением домашних и диких животных в жизни человека; воспитывать бережное отношение к животным; воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников; воспитывать мотивацию к учению; развивать устную речь, память, мышление, внимание, воображение учащихся.
Ресурсы: фотографии животных, презентация.
Ход урока:
Организационный момент. Постановка учебной цели.
- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесёте, это зависит от вас.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о животных, об их делении на диких и домашних животных, узнаем, почему они так называются и чем дикие животные отличаются от домашних.
Актуализация опорных знаний.
Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя-натуралиста Николая Сладкова:
"Главное богатство природы - её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным".
- И сегодня на уроке мы откроем еще одну тайну этого удивительного мира.
- Но для начала проверим, какими знаниями вы обладаете сейчас. Ребята, дайте определение природы. Природа - это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.
- На какие две группы можно разделить природу? Живая и неживая природа.
На доске появляются картинки: шмель, окунь, вода, ящерица, воздух, облако, журавль, камень, автомобиль, сова, песок, лошадь, лягушка, карандаш, волк.
- Назовите признаки тел живой природы. Рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают. Перечислите только тела живой природы.
Дети называют тела живой природы, из которых выстраивается буква Ж.
- На экране вы видели изображения тел живой природы. Что у них общего? Это животные.
- Я прошу вас подойти по очереди к столу, выбрать себе животное и сказать, за что вы выбираете это животное. Начните свое выказывание так: «Я выбираю …, потому что …» Позвольте начать мне. Я выбираю белку, потому что она красивая и ловкая.
Коллективная учебная деятельность
Открытие новых знаний, умений и навыков.
Закрепление изученных знаний, умений и навыков.
Повторение изученных знаний, умений и навыков.
- Итак, все это животные. А кого же называют животными? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассуждать.
Рассматриваются животные - корова, пчела, крот и дельфин.
- Это всё животные. Они разные, но всех их объединяет общая черта. Чем они похожи? Какое действие они выполняют в своей жизни? Они все ищут себе пищу.
- Конечно, все эти животные добывают себе пищу, для этого передвигаются на разные расстояния. Как ищет себе пищу корова, пчела, крот, дельфин? Корова ходит по лугу и щиплет траву; пчела берёт нектар с цветков, для этого перелетает с цветка на цветок; крот роет под землёй ходы и питается червями; дельфин предпочитает в пищу преимущественно рыбу и кальмаров, креветок и других ракообразных.
Рассматривается следующая группа животных: заяц, мышь, паук, лиса.
- Ребята, скажите, а есть ли враги у этих животных? Что помогает им спастись от врагов?
- Как видите, животные могут жить везде: под землёй, в воде, на земле. В поисках пищи могут летать, плавать, бегать, рыть землю. Укрываясь от врагов, используют скорость, хитрость и маскировку. Что же объединяет все эти живые существа? Все они живые и двигаются в поисках пищи и укрываясь от врагов. Так кого можно назвать животными? Животные – это живые существа, обладающие способностью двигаться в поисках пищи и укрываясь от врагов.
- Как вы думаете, на какие две группы можно разделить этих животных? Дикие и домашние животные.
Учитель крепит на доску карточки «Дикие животные» и «Домашние животные».
- Почему же их так называют? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам сыграть в ролевую игру «Великий совет диких и домашних животных». Представьте себе, что вы - то животное, которое выбрали в начале урока. Вы должны рассказать о своем животном, об условиях его жизни, определить, к какой группе относится, и ответить на вопрос, который вы услышите на совете.
На каждой карточке дана краткая характеристика этого животного по плану:
Как называется?
Внешний вид.
Чем питается?
Где живет?
Приносит ли пользу людям, какую?
Дети прочитывают ее самостоятельно в течение 2 минут.
- Итак, начинаем.
Жили на свете домашние и дикие животные. И вот однажды собрались они на большой совет, и между ними возник спор: почему их разделили на две группы и кому живётся лучше - диким или домашним животным?
По мере своего выступления дети крепят изображения животных на доске, распределяя их по группам: дикие и домашние животные.
- А теперь мы можем с вами ответить на вопрос, почему животных разделили на эти группы? Закончите предложения:
Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются… (дикими животными)
Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются … (домашними животными)
Рассказ учителя о появлении домашних животных.
- С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, ловили рыбу, охотились. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Хорошо зная повадки диких животных, первобытные люди сумели приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали охотиться, охраняли, перевозили тяжести и спасали запасы от грызунов. И, конечно, снабжали человека молоком, мясом, шерстью, кожей и многим другим. Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило несколько сотен лет.
- Считается, что самым первым домашним животным стала собака. Это произошло около 10 - 15 тысяч лет назад. Но некоторые исследователи уверены, что на это почетное место могут претендовать и овца, и коза, и свинья. Они рядом с человеком около 10 тысяч лет. Потом пришла очередь быков, буйволов, лошадей...
- Но человек одомашнил не только зверей. В его хозяйстве появились птицы: утки, гуси, куры, фазаны, индейки. Есть даже домашние насекомые. Например, труженица пчела и тутовый шелкопряд. Животные привыкли к человеку и к условиям жизни, которые создаёт человек для них. Да и человек не может обойтись без домашних животных. Домашние животные часто становятся домашними любимцами. Собака, например, не только помощник на охоте или сторож, но и товарищ для игр и проказ. А современной кошке не обязательно ловить мышей. Да и мышка для иного - тоже домашний любимец. А кто-то души не чает в своем хомячке, морской свинке, попугае или рыбках. И этот список можно продолжать.
- Почему этих животных называют “домашними”?
Вывод: домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают за ними, строят им жилища, заботятся о потомстве, оказывают медицинскую помощь.
- А для чего человек разводит домашних животных? Чем платят животные людям за их любовь, ласку, внимание? На доске появляется таблица:
продукты питания;
шерсть;
транспортное средство;
охрана жилища;
декоративное значение.
Рассказ учителя о диких животных.
- В природе множество животных, которые сами добывают для себя пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство. Это дикие животные.
- Кто заботится о диких животных? Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?
Вывод: дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.
- Как вы думаете, ребята, так кому из животных живется труднее: диким или домашним?
- Ребята, очень интересно изучать жизнь животных. Вот, например, только верблюды могут передвигаться по рыхлому песку, в котором другие животные вязнут. Интересно узнать о жизни сов. Ведь они глотают пищу целиком. Становитесь, ребята исследователями, узнаете, сколько видов сов в мире. Чем питаются совы-сипухи? Из какого необычного материала строят они свои гнёзда. Почему отличный отец пингвин? Почему некоторые виды овец могут жить в жарком климате – в пустынях, а другие, наоборот, живут в холодном климате. Когда были приручены первые овцы? О том, что некоторые животные, такие как слоны, могут быть, как домашними, так и дикими. Прочитайте книги, посмотрите телевизионные передачи, поищите сведения о жизни слонов. Узнайте, в каких странах слоны являются домашними животными. Для чего люди приручили слонов, сделав их домашними животными? Приятных поисков вам и новых знаний, дорогие мои друзья. А ответы на все эти вопросы вы найдёте, обратившись к книгам и энциклопедиям.
Домашнее задание: стр. 55-56, читать, пересказывать.
Подведение итогов урока.
- На какие две группы мы сегодня научились распределять животных? Чем отличаются домашние животные от диких животных?
- Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир - прекрасен!"
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока; теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.