Куандыкова Алтын Сериковна
учитель начальных классов. СШ №23
Предмет: познания мира
Тема: Охрана животного мира
Цель: формирование у младших школьников бережного отношения к животным; осознания необходимости рационального использования животных и их охрана.
Задачи:
- Ознакомление с причинами, породившим необходимость защиты и охрана животного мира.
- Развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуальной (способность к анализу экологической ситуации); эмоциональной (отношение к природе, как к универсальной ценности); нравственной (воля, настойчивость и ответственность).
- Воспитание и формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности. Здоровый образ жизни.
1.Организационный момент.
2.Индуктор (мелодия из передачи «В мире животных»)
- Когда вы слышите эту мелодию, что вы себе представляете?(запись учителем на доске ассоциаций детей)
- Составьте, используя эти слова каждый по предложению (чтение предложений, вывешивание их на доске)
2. Деление на группы (на доске рисунки животных)
- Мы заканчиваем раздел «Многообразие животных» и знаем о том, что существуют несколько групп животных. Разделите этих животных по видам: птицы, рыбы, насекомые. ( бабочка, окунь, цапля, кузнечик, попугай, щука, карась, паук, гусь, жук, аист, оса, сазан, ласточка)
3. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы говорили о роли животных в природе и жизни людей. Сейчас каждая команда подготовиться к пересказу домашнего задания в виде тезисов, схемы, объяснит взаимосвязь между животным и растением, животным и человеком, животным и животным:
1 - группа «Животное - растение» (растения кормят животных; животные удобряют землю, переносят семена, тем самым способствуют росту и размножению)
2 – группа «Животное - человек» (животные кормят, одевают, обувают человека; человек ухаживает и охраняет животных )
3 – группа «Животное-животное» (грифы – санитары; птицы питаются насекомыми).
4. Природоведческая разминка
А) Вопрос – ответ.
- Команды задают друг - другу вопросы. Это все те вопросы, которые вы составляли на прошлых уроках из различных источников в качестве дополнения к домашней работе. Отвечают командой, за правильный ответ получает команда жетон.
1 команда.
1. Где обитает жук-олень? (в дубовых рощах)
2. Кто такой шатун? (медведь, который бродит зимой)
3. О ком это? Рассердившись, это животное поднимает хвост, широко расставляет лапки, шипит и воет. Если этого не достаточно, оно направляет на врага струю невероятно вонючей жидкости из желёз, расположенных у него под хвостом. (скунс)
4. Почему яркую божью коровку птицы клюют? ( выбрасывают вонючую жидкость)
5. Кого называют сохатый? (лось)
6. Природа делиться на: (живую и не живую)
7. Назови условия, необходимые для жизни всех живых организмов. (Их 5: воздух, вода, свет, тепло, питьевая вода)
8.Какие птицы не летают? (страус, пингвины)
2 команда.
1. Сколько пар ног у бабочки? (3)
2. Почему лисица, когда сворачивается клубком, нос прячет под хвост? (под хвостом у лисы пахнет фиалкой)
3. Это животное может изменять окраску и рисунок своей кожи, чтобы лучше замаскироваться на дереве, где оно охотиться на насекомых. Ему удается достичь этого при помощи особых отражательных клеток. (хамелеон)
4. Какой зверь самый чистоплотный? (барсук)
5. Строят ли перелетные птицы гнезда на юге (нет)
6. Собака с головой кошки? (гепард)
7. Какую птицу назвали «плохой мамой»? (кукушка)
8. Что такое среда обитания? (благоприятные условия для их существования)
3 команда.
1. Что делают пчелы со входом в улей с наступлением зимы? (закрывают воском)
2. Как называют зайчат, родившихся осенью? (листопаднички)
3. Она является чемпионом среди рыб по камуфляжу. Распластавшись на дне, она всего за несколько минут меняет свою окраску под цвет грунта и даже создает на коже узор из пятен и крапинок, воспроизводящий рисунок того участка дна, где она находится. ( камбала)
4. Сколько гнезд у белки? (от 3 до 5)
5. Сколько раз рождается бабочка? (4: яйца, гусеница, куколка, бабочка)
6. Как оберегает своих детенышей крокодил в минуту опасности? ( прячет их во рту)
7. Самое крупное млекопитающие? (Кит)
8. Какие группы животных вы знаете? (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся)
Б) Решение командами задач.
Задача №1. Сова съедает за ночь 8 мышей. Сколько мышей 3 совы уничтожат за 2 недели?
Задача №2. Кукушка съедает 40 гусениц, личинок майского жука в 8 раз меньше, а также 50 личинок других насекомых. Сколько всего насекомых уничтожат кукушка?
Задача № 3. По стеблю растения, высота которого 1м., ползет улитка. Днем она поднимается на 4 дм, а ночью спускается на 2 дм. На какой день она будет на вершине?
5. Предварительная беседа
- Вот вы прорешали задачи. О чём они?(об уничтожении мышей совами, кукушкой гусениц)
- Что можно сказать об этих птицах, какие эти птицы?(полезные).
- Задумайтесь, что произойдёт, если не будет этих полезных животных?
- Какой можно сделать вывод? (охранять их)
- Правильно, сегодня мы будем говорить об охране животных.
6. Сообщение темы урока.
- Ребята, давайте подумаем над этими вопросами:
1 - группа «Что может угрожать животным»
2 – группа «Чем человек вредит животным»
3 – группа «Чем может помочь человек животному»
6. Чтение текста. Работа с учебником. Дополнение высказываний.
7. Презентация групп.
8. Вывод: на территории Казахстана для сохранения в естественном состоянии всего природного комплекса, типичного для данной географической зоны создано 9 заповедников. ( демонстрация заповедников).
9. Домашнее задание.
- Это и будет вашим домашним заданием : каждая группа подготовит по 3 реферата о заповедниках.
1 группа: Алматинский, Аксу- Жабаглинский, Барсакелмеский.
2 группа: Кургальджинский, Наурызымский Маркакольский.
3 группа: Устюртский, Западно- Алтайский, Алакольский.
10. Оценивание.
11.Рефлексия.
- Понравился ли урок? О чём говорили? Что нового узнали?
- В завершении нашего урока мы все возьмёмся за руки и споём песню «Не дразните собак». (Исполнение песни).