Конспект урока окружающего мира, проведённого во 2 классе
Тема урока: «В гости к зиме»
Цель:познакомить учащихся с изменениями, происходящими в мире живой и неживой природы в зимнее время года.
Задачи:
Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях;
Развивать мышление, наблюдательность, любознательность
учащихся, учить анализировать, обобщать, сравнивать.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Формируемые УУД.
Познавательные УУД:
- устанавливать закономерности, строить рассуждения;
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;
- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;
- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;
Коммуникативные УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать свое предположение;
- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;
- настраивать себя на продуктивную работу;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
- планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке;
- принимать и сохранять учебную цель и задачи;
Оборудование урока:
Для учителя:
• Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.
• Презентация к уроку;
• Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс учебник;
Для учащихся:
• Плешаков А.А.Окружающий мир 2 класс учебник;
• Карточки с заданием.
Используемые приёмы на уроке:
«Корзина предсказаний»
«Собери пословицы»
Игра «Хлопни»
Анаграммы «Что за зверь?»
Театрализация
«Слова-помощники»
Ход урока.
1.Организационный момент.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
2. Самоопределение к деятельности.( Приём «Корзина предсказаний». На доске корзина, в ней лежат слова «снег», «лёд», «мороз», «вьюга». Дети поочередно читают слова вслух.)
У: - Ребята, вы догадались к чему могут относиться все эти слова. К какому времени года?
- Предположите о чём пойдёт речь на уроке?
- Да, вы правы. Я вам предлагаю сегодня отправиться в гости к зиме.Слайд № 1
3. Усвоение новых знаний. Работе по теме урока.
- Прежде, чем отправиться, узнаем сводку погоды.(Учащиеся описывают погоду)
У:- В зимнем царстве живут три месяца. Какие?(декабрь, январь, февраль)
В старину декабрь называли «ветрозим», «снежень». Месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Народ говорит так: Декабрь год кончает, зиму начинает. (Объясните, как понимаете.)
Январь называли «студень», самый холодный месяц в году. Январское солнце очень яркое зимой. За это январь назвали «просинец». А за то, что январь стоит между декабрём и февралем посередине и делит зиму пополам - его называли «сечень», от слова «сечь», «рассекать». Январь – году начало, зиме середина. (Объяснение пословицы.)
Февраль прозвали «лютый», «крутень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. А так как за февралём идёт весенний месяц март его ещё называли «межа», «граница», «рубеж» т.к. находится между зимой и весной. Говорят: Вьюги да метели под февраль прилетели.
Работа в парах:«Собери пословицы о зиме» (На парте у учащихся конверт, в котором находятся по две «рассыпавшиеся» пословицы. После выполнения задания 3-4 пословицы читаются классу.)
У:- Как вы думаете, когда наступает зима?(Предположения детей)
У:- По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Кто знает, что это за день? (Возможные ответы.)
Это день зимнего солнцестояния. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
У:Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Что относится к живой природе?
- Что относится к неживой природе?
У:- Что изменилось в природе с приходом зимы?
Игра «Хлопки».
-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.
У: Зима – это трудный период для животных и растений. Вспомните, на какие группы делятся все растения?(Деревья, кустарники, травы.)
- Какие бывают деревья?(Лиственные и хвойные.)
- Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют.
- Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
- Как вы думаете, какую роль выполняет снег для этих растений?
У:Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.
У:А теперь поговорим о животных.
Работа в группах. Выполни задание на листке. (Каждая группа получает текст и к нему задания. Отчёт групп. Один ученик из группы читает текст вслух и называет правильные ответы)
Физкультминутка.
- А знаете ли вы животных, которые поменяли цвет шерсти. Перечислите их. (Белка, заяц)
У: Назови животных, которые впали в спячку. (Медведи, ежи, барсуки, змеи, ящерицы, лягушки, многие грызуны – хомяки, сурки, суслики, бурундуки.)
У:Да, ребята, есть еще одна группа зверей. Мы их не видим зимой в лесу, потому что они спят.
Игра анаграммы «Что за зверь?»(Найди лишнего и объясни, почему он лишний.) Слайд
АСЛИ
ДЕДМЕВЬ
ЯЦАЗ
КЕЛАБ
У: Приведи примеры животных, которые родились зимой.(Возможные ответы: клесты, медвежата.)
Посмотрите сценку и вы познакомитесь с животным, которое выводит своё потомство именно зимой.
Дети в шапочках дятла и клеста разыгрывают сценку.
Дятел: Чего ты, клёст, визжишь? Обидели тебя,что ли?
Клест: Да нет, дятел, это я радуюсь!
Дятел: Нашёл время радоваться…
Клёст: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!
Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!
Клёст: Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха – мать греет их своим телом, вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
Дятел: А есть – то чего они у тебя будут? Ни комаров, ни мошек нет. Червячки и те спят.
Клёст: Зимой созревают семена шишек ели, сосны, пихты. Я нажую им «еловой каши» из семян, вот они и сыты. А едят птенцы много и быстро растут.
У: Какое животное выводит своих птенцов зимой?
Итог урока.
У: Мы много сегодня говорили о зимних изменениях в природе, а теперь я хочу узнать, насколько вы были внимательными.
Вставь недостающие слова, чтобы получился рассказ о зимних изменениях в природе. (Приём «Слова – помощники».) Слайд
Все лиственные деревья в зимнем лесу стоят … . Только … и …хвастаются зелёным нарядом. Травянистые растения зимуют … . Не слышно в лесу птичьего щебета. Только далеко – далеко разносится стук … . В зимнем лесу можно увидеть прыгающую по деревьям пушистую красавицу … .
( ель и сосна, дятла, голые, под снегом, белку)
У:Заканчивая урок, хочется вам напомнить, чтобы вы не забывали подкармливать зимой животных и птиц. Для них это самое трудное время в году.
Рефлексия.
Д/з.стр. 130-131 читать, тетрадь № 1, 2, 3.
Дятел: Чего ты, клёст, визжишь? Обидели тебя, что ли?
Клест: Да нет, дятел, это я радуюсь!
Дятел: Нашёл время радоваться…
Клёст: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!
Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!
Клёст: Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха – мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
Дятел: А есть – то чего они у тебя будут? Ни комаров, ни мошек нет. Червячки и те спят.
Клёст: Зимой созревают семена шишек ели, сосны, пихты. Я нажую им «еловой каши» из семян, вот они и сыты. А едят птенцы много и быстро растут.
Медведь устраивает берлогу в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнем пнем. С детства вы слышите о том, что медведь зимой сосёт лапу. Это не так. Он ее не сосет, а лижет. Зимой у медведя на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком.Если медведь летом мало ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой медведь встает и начинает искать пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с таким голодным медведем очень опасна для жизни человека.
У:Зима – трудное время в жизни животных. Зверям нередко бывает зимой голодно. Белка не всегда находит свои запасы. Ветки, кора деревьев и кустарников малопитательны по сравнению с травой. Трудно кормиться после сильных снегопадов, когда кустарники и низкие деревца находятся под снегом. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставя стога сена, раскладывают морковь, капусту, желуди. Так люди помогают животным перенести голодное зимнее время.