kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 3 классе на тему "Зимние изменения в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение наблюдениий над зимними природными явлениями. Конспект разработан для обучающихся специальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 3 классе на тему "Зимние изменения в природе"»

Тема урока: Зимние изменения в природе.

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о зиме;

  • дать учащимся представления о зимних месяцах;

  • познакомить с особенностями зимней жизни растений и животных;

  • учить распознавать деревья зимой, следы на снегу;

Коррекционно-развивающие:

  • формировать навык словообразования;

  • корригировать и развивать связную устную речь учащихся;

  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;

  • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

Воспитательные:

  • формировать навыки учебной деятельности;

  • формировать положительное отношение к ответам других учащихся.

Планируемые результаты

Предметные: обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; вести наблюдения в природе.

Формируемые БУД:

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.

Необходимое оборудование и материалы:

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, презентация.

  • Матвеева Н.Б. Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. - М.: Просвещение, 2017.



  • Раздаточный материал для парной и индивидуальной работы

  • Снежинки синего, голубого и белого цвета у каждого ученика.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Планируемые результаты

  1. Организация начала урока.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Я хочу узнать какое у вас сейчас настроение. Поднимите смайлик который соответствует вашему настроению. Очень хорошо у всех хорошее настроение. Я думаю, у нас всё получится на уроке.



Дети настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками



  1. Актуализация знаний.

- А вот о чём мы сегодня будем говорить на уроке, узнаете из загадки:

Скаждым днем все холоднее

Греет солнце все слабее

Всюду снег, как бахрома,

Значит, к нам пришла……………….Зима

Итак, о чем будем говорить на уроке? Правильно, о зиме, о зимних изменениях в природе.


Отгадывают загадку


Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.

Работа над новым материалом с использованием презентации « В гости к зиме». (Слайд 2-8)

Сколько месяцев длится зима?

Назовите-ка ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый Год. (Декабрь)



Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

Брызнешь в воду - упадет не вода уже, а лед.

Даже птице не летится. От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?

(Январь)



Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега

То бураны, то метели на деревню налетели

Поночам мороз силен, днем капели слышен звон.

День прибавился заметно. Ну, так что за месяц этот?

(Февраль)

Назовите все зимние месяцы.

3. Основная часть урока

Слайд 9. «Неживая и живая природа».

- Какая бывает природа?

Посмотрите внимательно на фотографию какие объекты неживой природы могут заинтересовать нас зимой?

- О чём мы будем говорить, рассматривая живую природу зимой?


Фронтальная работа

Высказывают свои предположения на проблемный вопрос учителя


Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.



Слайд 10. «Изменения в неживой природе».

- Ребята, а скажите, какая температура воздуха бывает обычно зимой?

- А какие осадки выпадают зимой?

- Что можно сказать о положении солнца?

- Что происходит с реками, озёрами, прудами?

Дети, зима – самое холодное время года. Температура опускается ниже нуля градусов. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе, поэтому дни самые короткие, а ночи самые длинные. Замерзает почва и водоёмы. Осадки выпадают в основном в виде снега, поэтому земля покрывается снежным покровом.



Формулируют выводы наблюдений.


Высказывают свое мнение, называют объекты неживой природы.



Познавательные: умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы;формируем умение устанавливать аналогии.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Слайд 11. «Зимние явления в природе».

А сейчас мы поработаем по группам. Ребята у вас на столе лежат карточки с определениями. Давайте посмотрим на фотографии и расскажем, какие явления природы можно наблюдать зимой?



- Что это за явление? (фото 1)

Снегопад – выпадение снега из облаков. Сильные

снегопады зачастую приводят к заносам на дорогах, повреждению строений.







Метель - перенос снега над поверхностью земли сильным

ветром. Метель, вьюга, буран, пурга – все эти понятия относятся к одному и тому же явлению.

- Что это за явление? (фото 2)



Бывает, что зимой температура поднимается выше нуля градусов, пригревает солнце, снег начинает подтаивать, становится влажным. Это оттепель.

- Что это за явление? (фото 3)



Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег затем замерзают. Так на дорогах образуется гололедица Гололёд – это лёд на проводах, ветках, заборах.

- Что это за явление? (фото 4)

- Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.

Поведение во время метели и вьюги. Можно ли выходить на улицу?

Что делать если снежная буря застала вас на улице?

Беседа о том, что гололед является причиной аварий на дорогах и травм пешеходов; а падающие во время оттепели с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим.






Работа впарах

Личностные: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, понятия.

Познавательные:

умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

.

Слайд 12. Закрепление

Вставляют пропущенное слово в предложения о зимних явлениях в природе


Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание

Слайд 13.Физминутка. Снег идет

Ребята, я думаю, что пришло время отдохнуть. Отдохнули? А теперь продолжим наш урок



Ребята выполняют движения под музыку.


.


Слайд 14. «Растения зимой».

-А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений.

Давайте ответим на вопрос, как зимуют лиственные деревья, хвойные деревья?

- Как зимуют с кустарниками?

- Что происходит с травами?



Лиственные деревья сбросили листву, хвойные деревья остались зелёными, кустарники сбросили листву.

Дети,а вы любите тайны? Одну из тайн я вам и расскажу некоторые травы пожелтели вы правы, а вот некоторые зимуют под снегом зелёными -земляника, рожь озимая, пшеница озимая). Снег для них, как теплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не дает им замерзнуть.



Делятся результатами своих наблюдений.


Познавательные:

умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам

Слайд 15. «Что это за дерево?»



А следующий вопрос, который я хочу задать вам это

- Как определить зимой, какое это дерево? Начто нужно обратить внимание? Посмотреть на листики, кору, плоды.

Фото 1 – сосна, фото 2 – липа, фото 3 – ель, фото 4 – клён, фото 5 – берёза, фото 6 – дуб.


Делятся результатами своих наблюдений.


Познавательные:

умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам

Слайд 16. «Зима в жизни зверей».

Ну вот, ребята, мы и до леса добрались. А о каких секретах живого мира он поведает нам, мы и узнаем. Дети,

зима – трудный период в жизни зверей.

- Сравните, как выглядят некоторые звери летом и зимой и ответьте на вопрос, как приспосабливаются звери к морозам; к снегу?

С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.

- Зимой трудно найти корм. Рассмотрим, как по-разному животные приспосабливаются к жизни в тяжёлых зимних условиях.



А сейчас мы поработаем по группам. Каждая группа подготовит сообщение. Итак, 1 группа подготовит сообщение на тему: «Звери, которые делают запасы».

2 группа«Звери, которые ищут корм».

3 группа «Звери, которые зимой спят».

Перед вами лежат конверты. Прочитайте текст, вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова.













Работа в группах





Выступают с подготовленными сообщениями о жизни диких животных зимой )





Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений





Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;



Слайд 17. «Животные, которые делают запасы».

- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами 1 группы.А о ком будет первое сообщение, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.

- Отгадайте, что за зверь.

Кто соперничал красой с рыжей модницей лисой?

Хоть немного ниже ростом, прокормиться ей непросто.

Запасает впрок орешки, жёлуди и сыроежки.(белка)

- Как изменяется шерсть у белки с приходом зимы?

- Как белка готовится к зиме?

Белка летом готовится к зиме, несколько килограммов орехов и грибов запасает она, причём среди них не бывает ни одного гнилого.К зиме белка меняет рыжую шерсть на серую, незаметную среди стволов деревьев. Еловую шишку белка распотрошит за 3 минуты, а сосновую за минуту.



- Отгадайте, что за зверь.

Зверьки малы, шубки у них серы,

Хвосты длинны, глазки черны, зубки остры.(мыши)

- Где живут зимой мыши?

- Чем питаются?

Зимой мыши почти всё время проводят под снегом. Снег защищает их от врагов и от холода. Под снегом зверьки роют ходы, в которых отыскивают корм: жёлуди, орехи, зелёную траву, ветки.



Слайд 18. «Звери, которые ищут корм».

А о ком будет следующее сообщение, вы догадаетесь, отгадав загадку

А теперь послушаем ребят 2 группы

- Отгадайте, что за зверь.

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, кур крадёт.(лиса)

- Как изменилась шерсть лисы зимой?

- Что зимой ест лиса?

Лиса охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. К добыче подкрадывается незаметно, а потом бросается на неё неожиданно. Под снегом лиса выслеживает мышей. Во время сильных морозов и непогоды лиса ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

- Отгадайте, что за зверь.

Прыгун – трусишка, хвост – коротышка,

Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,

Одёжка в два цвета – на зиму, на лето.(заяц)

- Как меняется шерсть зайца зимой?

- Чем питается заяц зимой? Почему не делает запасы?

Зайцы питаются веточками осины, берёзы, клёна, дуба, орешника. С толстых веток сгрызают кору. Могут есть и сухую траву. В сильные морозы зайцы роют в снегу глубокие норы. Спят, не закрывая глаза. От хищников их спасают быстрые лапы и белая шубка.




Слайд 19. «Звери, которые зимой спят».

- Отгадайте, что за зверь.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь)

- Что можете рассказать о зимней жизни медведя?

Берлогу медведь устраивает в сухом месте. Лапу медведь не сосёт, а лижет.Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он не может долго спать, начинает ходить, искать себе пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека.

- Кто из зверей ещё спит?

В отличие от медведя барсук просыпается – поест своих запасов и снова засыпает. Нора у него в сухом месте, глубокая и широкая.
















После работы в группе формулировка выводов















Познавательные.

умение делать умозаключения




Слайд 20. «Чьи это следы на снегу».

- В зимнем лесу очень красиво и тихо. Может показаться, что нет ни одной живой души, но это не так. На белом снежном покрывале можно увидеть следы зверей. Давайте и мы попробуем угадать кому принадлежат следы на снегу 

Посмотрите на фотографии следов разных животных. Попробуйте угадать, какие следы принадлежат белке, вороне, зайцу, лосю, лисе, мышке?

Учатся распознавать следы зверей на снегу

Познавательные:

умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Слайды 21. «Птицы зимой».

В лесу можно встретить не только растения и зверей, но и различных птиц. Вот о них мы и сейчас поговорим.

- Ребята, как называются птицы, которые остаются зимовать?

-А которые улетают?

-Почему они улетают? не могут найти корм, питаются насекомыми, замерзнут)

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Чем питаются зимой птицы?

Птицы зимой питаются семенами, плодами, почками деревьев, хвоей. Некоторые держатся поближе к жилью человека.

- Что птицам страшнее холод или голод?

Вспоминают понятия: птицы перелетные, птицы зимующие

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.




Слайд 24. «Покормите птиц зимой!»

(Вывешивается кормушка)Беседа.

- Ребята, что это? Правильно, это кормушка. А для кого она предназначена? В какое время года мы вывешиваем кормушки? Зачем?

- Правильно, птицам страшнее всего не морозы, а голод. Если у птиц будет много корма, то им не страшна холодная зима.

- Как человек может помочь птицам?

Зимой птицам приходится трудно. Когда земля покрывается снегом, птицам трудно найти корм, поэтому только люди могут им помочь пережить холодную зиму.



Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.



Сейчас нам предстоит очень интересная работа

Игра «Хлопки» Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь,вьюга, созревание ягод, прилет перелетных птиц,

радуга, оттепель, гололедица.

Слайд 23. Зимняя одежда

Как одним словом назвать эти предметы? Акакая это одежда? В какой одежде вы пришли сегодня из дома? Изменилась ли ваша одежда с приходом зимы? Как вы думаете почему?

Слайд 24. Зимние забавы.Беседа по слайду

Слайд 25. Физминутка для глаз

4. Закрепление изученного материала

Слайд 26. Дорисуй снеговика по точкам (всем детям)

Слайд 27. Восстанови очередность картинок.

Слайд 28-33. Зимние загадки

Игра «Что мы делаем зимой»

-Снеговичкупонравилось как вы работали теперь он предлагает вам поиграть в игру «Что мы делаем зимой»

Если ваш ответ – ДА – хлопаем, если ваш ответ – НЕТ – топаем.

В снежки играем мы с друзьями? - Да.

Грибы по лесу собираем сами? - Нет.

С горки на санках катаемся? - Да.

В деревне на речке купаемся? - Нет.

По лесу на лыжах бродим? - Да.

А много цветов находим? - Нет.

В саду своем грядки копаем? - Нет.

С дедом Морозом играем? - Да.

Слайд 34. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового вы узнали?
- Что было особенно интересно? - Какое задание было самое интересное?

- Что вас удивило на уроке?

Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание. Раскрасить и нарисовать зимние картинки(индивидуально)


Работают с информацией;

участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.




































Игра на внимание













Работают с информацией;

участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.




Выполняют движения глазами


Индивидуальные задания


Дети отгадывают загадки







Игра на внимание









Оценивание работы на уроке при помощи снежинок разных цветов




















Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений



Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;



















Познавательные.

умение делать умозаключения





























Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока в 3 классе на тему "Зимние изменения в природе"

Автор: Надёжина Виктория Ивановна

Дата: 25.11.2019

Номер свидетельства: 528625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока окружающего мира "Зима в природе" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "141216"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418064106"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по родам""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "306755"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458196800"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока "В гости к весне" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-v-ghosti-k-viesnie"
    ["file_id"] => string(6) "119287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413379679"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по предмету "Окружающий мир" на тему "Весна: пробуждение природы" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-na-tiemu-viesna-probuzhdieniie-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "131887"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416243389"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства