1.Самоопределение к деятельности. | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на уроке окружающего мира. Учитель спросит – надо встать, Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А лучше руку подними. | Дети правильно и тихи садятся. | Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. | - Ребята, отгадайте загадки: Опустел уютный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь) Всё мрачней лицо природы - Почернели огороды, оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спчку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь) Октябрь называли «листопадник»,»грязник», «свадебник» Как вы думаете почему? «Свадебник» потому, что раньше в деревнях, когда урожай был собран, дела в полях были закончены - молодые люди играли свадьбы. Поле чёрно-белым стало, Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек, Мёрзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи? (Ноябрь). - К какому времени года он относится? - Как вы это определили? - Ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? | Отгадывают загадки Осень. Ответы детей. Потому, что падают листья, становиться грязно. | Познавательные (осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием иллюстраций, художественных текстов) Коммуникативные: (оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета) |
3. Постановка учебной задачи. | - Вот и кончилось весёлое тёплое лето, на смену ему приходит осень. - Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите. - Сегодня на уроке будем говорить об осени. | Сентябрь, октябрь, ноябрь | Регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу.) |
4. Открытие нового. Построение выхода из затруднения. | Звучит песня “Осень”. Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают – Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машут вдали. (Чтение из методич.пособия с. 56) Работа с рисунком в учебнике с. 22 - Ребята, рассмотрите рисунок в учебнике на с. 22 и давайте сравним его с рисунком на с. 14. - Как изменились листья на деревьях? - Какое стало лето? - Что вы видите в небе? - Рассмотрите птиц, которые изображены на рисунке. - Почему они улетают на зиму в теплые страны? Птицы великие путешественники. Стаями и в одиночку летят они из мест, где родились, туда где проведут зиму. Одни улетают за километр в дальние страны, другие отлетают недалеко, чтобы с первыми весенними днями вернуться на родину. Поэтому их называют перелетными - А каких птиц вы видите и зимой? - Чем они питаются? - Как им можно помочь зимой? - как вы понимаете слово оседлые? | Слушают мелодию. Улетающих птиц Скворец, ласточка, соловей, лебеди, утка ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ | Личностные: (умеют выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе.) Познавательные (осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием иллюстраций, художественных текстов) |
6. Физминутка | Что случилось с кленами Что случилось с кленами? Закивали кронами. (руки вверх, наклоны влево, вправо) А высокие дубы (потягивание вверх) Будто встали на дыбы. И орешник сам не свой – Шелестит густой листвой.. (встряхивание кистями рук) Есть у деревьев голоса? Нет, просто ветер начался. (шаги на месте) Зашумели ветви На осеннем ветре. (вращение руками) | Учащиеся выполняют задание. | Регулятивные (осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем) |
5. Первичное закрепление. Проговаривание во внешней речи. | - Какого цвета небо осенью? - Были ли на небе облака? Рабочая тетрадь с. 18 (Нарисуйте облака - осенью) - Что нельзя увидеть осенью? - Закрасьте кружок красным цветом | Дети отвечают на вопросы учителя, выполняют задание Дуб, клен, рябина. Учащиеся выполняют задание. | Познавательные (осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием иллюстраций, художественных текстов) |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Работа в рабочей тетради С. 18 – раскрашивают рисунок «Золотая осень» | Раскрашивают рисунок | Регулятивные (осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснения учителя) |
8. Рефлексия. Итог урока. | - А теперь подведём итог урока. Мы сегодня с вами изучали какое время года? - Что происходит с деревьями осенью? Какое небо в сентябре? - Солнце светит - Птицы - В начале сентября стоят тёплые денёчки, которые называют... - Молодцы! - Спасибо за то, что были внимательными на протяжении всего урока. - Оцените свою работу на уроке. Рефлексия “Ладошки” | Ответы детей. Меняют цвет листвы, начинают её сбрасывать Бледно-голубое Уже не так ярко как летом Готовятся к отлёту Бабьим летом. | Регулятивные (подводят итоги, оценивают результаты своей работы) |