|   1.Самоопределение к деятельности.       |    - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на уроке окружающего мира.      Учитель спросит – надо встать,  Когда он сесть позволит – сядь.  Ответить хочешь – не шуми,    А лучше руку подними.   |    Дети правильно и тихи садятся.                               |    Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)   |  
  |   2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.                       |    - Ребята, отгадайте загадки:  Опустел уютный сад,  Паутинки вдаль летят,  И на южный край земли  Потянулись журавли.  Распахнулись двери школ.  Что за месяц к нам пришёл?      (Сентябрь)  Всё мрачней лицо природы -   Почернели огороды, оголяются леса,  Молкнут птичьи голоса,  Мишка в спчку завалился.  Что за месяц к нам явился?  (Октябрь)    Октябрь называли «листопадник»,»грязник», «свадебник»   Как вы думаете почему?          «Свадебник» потому, что раньше в деревнях, когда урожай был собран, дела в полях были закончены - молодые люди играли свадьбы.      Поле чёрно-белым стало,  Падает то дождь, то снег,  А ещё похолодало,   Льдом сковало воды рек,   Мёрзнет в поле озимь ржи,  Что за месяц, подскажи?  (Ноябрь).        - К какому времени года он относится?        - Как вы это определили?  - Ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?                   |    Отгадывают загадки                                                                    Осень.  Ответы детей. Потому, что падают листья, становиться грязно.   |        Познавательные (осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием иллюстраций, художественных текстов)  Коммуникативные: (оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета)   |  
  |   3. Постановка учебной задачи.       |    - Вот и кончилось весёлое тёплое лето, на смену ему приходит осень.    - Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите.   - Сегодня на уроке будем говорить об осени.       |          Сентябрь, октябрь, ноябрь       |    Регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу.)   |  
  |   4. Открытие нового. Построение выхода из затруднения.       |    Звучит песня “Осень”.   Падают, падают листья,   В нашем саду листопад.   Желтые, красные листья   По ветру вьются, летят.   Птицы на юг улетают –   Гуси, грачи, журавли.   Вот уж последняя стая   Крыльями машут вдали.  (Чтение из методич.пособия с. 56)  Работа с рисунком в учебнике с. 22   - Ребята, рассмотрите рисунок в учебнике на с. 22 и давайте сравним его с рисунком на с. 14.   - Как изменились листья на деревьях?   - Какое стало лето?   - Что вы видите в небе?   - Рассмотрите птиц, которые изображены на рисунке.   - Почему они улетают на зиму в теплые страны?   Птицы великие путешественники. Стаями и в одиночку летят они из мест, где родились, туда где проведут зиму. Одни улетают за километр в дальние страны, другие отлетают недалеко, чтобы с первыми весенними днями вернуться на родину. Поэтому их называют перелетными   - А каких птиц вы видите и зимой?   - Чем они питаются?   - Как им можно помочь зимой?   - как вы понимаете слово оседлые?             |    Слушают мелодию.                                                        Улетающих птиц  Скворец, ласточка, соловей, лебеди, утка                                ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ   |    Личностные: (умеют выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе.)  Познавательные (осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием иллюстраций, художественных текстов)                                                                             |  
  |   6. Физминутка   |    Что случилось с кленами   Что случилось с кленами?   Закивали кронами.   (руки вверх, наклоны влево, вправо)   А высокие дубы   (потягивание вверх)   Будто встали на дыбы.   И орешник сам не свой –   Шелестит густой листвой..   (встряхивание кистями рук)   Есть у деревьев голоса?   Нет, просто ветер начался.   (шаги на месте)   Зашумели ветви   На осеннем ветре.  (вращение руками)   |    Учащиеся выполняют задание.    |    Регулятивные (осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем)   |  
  |   5. Первичное закрепление. Проговаривание во внешней речи.                                   |    - Какого цвета небо осенью?  - Были ли на небе облака?  Рабочая тетрадь с. 18 (Нарисуйте облака - осенью)  - Что нельзя увидеть осенью?  - Закрасьте кружок красным цветом   |    Дети отвечают на вопросы учителя, выполняют задание                    Дуб, клен, рябина.                    Учащиеся выполняют задание.   |    Познавательные (осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием иллюстраций, художественных текстов)       |  
  |   7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону   |    Работа в рабочей тетради    С. 18 – раскрашивают рисунок «Золотая осень»   |    Раскрашивают рисунок       |    Регулятивные (осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснения учителя)   |  
  |   8. Рефлексия. Итог урока.   |    - А теперь подведём итог урока. Мы сегодня с вами изучали какое время года?  - Что происходит с деревьями осенью?   Какое небо в сентябре?    - Солнце светит  - Птицы  - В начале сентября стоят тёплые денёчки, которые называют...    - Молодцы!  - Спасибо за то, что были внимательными на протяжении всего урока.  - Оцените свою работу на уроке.    Рефлексия “Ладошки”       |    Ответы детей.  Меняют цвет листвы, начинают её сбрасывать  Бледно-голубое  Уже не так ярко как летом  Готовятся к отлёту  Бабьим летом.   |    Регулятивные (подводят итоги, оценивают результаты своей работы)       |