kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока : "Птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект для использования учителям начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : "Птицы"»


Птицы

Цели: повторить отличительные признаки птиц; рассказать о важности перьевого покрова в жизни птиц; расширить знания о питании птиц; проследить с помощью иллюстраций в учебнике взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи.

Оборудование: учебники; фотографии и рисунки с изображением птиц; загадки о птицах; кроссворд «Птица».

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово. (Птица.)

1. На болоте обитает

И лягушек поедает.

(Цапля.)

2. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

(Петух.)

3. Зимою краснеют

На голых ветвях.

Весенней порою

Опять улетят. (Снегири.)

4. На шесте дворец,

Во дворце певец.

(Скворец.)

5. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

– Тема нашего урока – «Птицы». Расскажите, каких птиц вы наблюдали в лесу, в парке, у реки, в зоопарке, во дворе.

II. Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунок в учебнике. Как вы отличаете птиц от других животных? (Главное отличие птиц от других животных – наличие перьевого покрова тела.) Поэтому их еще называют пернатыми.

– Какова особенность внешнего строения птиц? (Наличие двух ног и пары крыльев.)

– Можно ли назвать всех летающих животных птицами? (Нельзя. Могут летать насекомые (бабочки) и звери (рыжая вечерница).)

– А плавают ли птицы? (Да. Например, гусь и пингвин.)

– Бывают ли нелетающие птицы? (Да. Например, страус, пингвин, киви.) Как вы думаете, зачем птицам перья?

– Перья у птиц разные. Одни перья защищают птиц от холода, другие помогают летать. С помощью клюва птицы добывают пищу, приводят в порядок свои перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы.

– Удавалось ли вам наблюдать за волнистым попугайчиком?

– Все ли перья у него одинаковые?

– Только ли цветом они различаются?

– Рассмотрите рисунок в учебнике.

– Перья, расположенные на туловище, крыльях и хвосте птицы, – разные. Маховые перья крыльев и рулевые перья хвоста играют важную роль при полете птицы. Перья, покрывающие все тело птицы, как чешуя тело рыбы, называют покровными. Покровные перья образуют обтекаемую поверхность, облегчая полет птицы. Под покровными перьями располагаются мягкие и пушистые пуховые перья. Между ними находится много воздуха, который плохо проводит тепло. Пуховые перья защищают птиц от охлаждения и перегрева.

– Расскажите, чем отличаются по внешнему виду маховые перья от рулевых, покровные перья от рулевых. Обратите внимание на размер перьев, ширину опахала птичьего пера.

– Чем питаются птицы? На какие группы по способу питания делятся птицы? (Зерноядные, насекомоядные, хищные.)

– Назовите зерноядных, насекомоядных, хищных птиц родного края.

– Что помогает им добывать пищу? (Клюв, когти.)

Учитель рассказывает о жизни некоторых птиц нашей страны.

Глухарь – житель лесных чащоб. Летом, когда созреет черника, брусника, голубика, глухари кормятся ягодами. А на берегах ручьев глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки, как жернова, перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками.

Вальдшнеп – лесной кулик. Днем затаивается под кустами. Начнет темнеть, выберется вальдшнеп на лесную дорогу и ходит по земле, кормится. Запустит клюв в мягкую землю и клювом чувствует: если близко червячок или жучок зашевелится, он сразу же его ловит и глотает.

Сыч-воробей – маленький ночной хищник. Как стемнеет в лесу, сычик бесшумно летает над лесными полянами, огородами и прислушивается. Пискнет полевая мышь, сычик бросится на нее, схватит. Сычик приносит свою добычу в дупло старого дуба. Когда мышей много, сычик складывает их про запас на зиму. Зимой в дупле можно найти много мертвых мышей – это натаскал сычик. Мыши грызут зерно и опустошают поля, а сычик помогает сохранить урожай.

(По Г. Снегиреву.)

* * *

Над полем нередко можно увидеть небольшую острокрылую рыжую птицу. Не спеша летает она над посевами и то и дело словно останавливается в воздухе, трепеща крыльями и распустив веером хвост. Птица эта – пустельга. Она высматривает добычу – полевок и мышей.

Часами носятся над полями деревенские ласточки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой. Ласточки ловят комаров и других мошек.

На поля созревшей пшеницы вылетают полевые воробьи.
У них спинка коричневая, брюшко серое, на головке светло-коричневая шапочка. По осени полевые воробьи могут причинить вред пшенице на полях. Но зато целое лето они питаются вредными насекомыми. Потому пользы от них больше, чем вреда.

На полях летает трясогузка желтая. Это строгая, длиннохвостая птичка, грудка у нее желтая. Когда садится, она покачивает хвостиком. Питается трясогузка только насекомыми.

Чечевица – маленькая птичка, окраска у нее яркая – у самца голова и грудка огненно-красные. У самки грудь и голова зеленовато-коричневые. В песне чечевицы слышится вопрос: «Витю видел? Витю видел?» . Чечевица питается семенами разных трав. Тем и пользу приносит, уничтожая сорняки.

(По В. Флинту.)

* * *

Днем высматривают мышат, полевок зоркие глаза маленьких соколов – кобчика, пустельги, сами кормятся и детей своих кормят мышами луни, канюки. Сильные кречеты, балобаны, орлы и подорлики без промаха ловят сусликов, хомяков.

А ночью охотятся за хомяками, мышами, полевками совы и филины. И, без числа уничтожая грызунов, великую услугу оказывают хищные птицы нам, нашим полям, огородам, садам.

Часто сердятся на птиц, что они едят ягоды. Дрозды, например, и свиристели очень любят рябину, целыми стаями налетают на нее. Но и тут птицы приносят больше пользы, чем вреда. Ягоды-то они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Там косточки попадают в землю, а на будущий год из них вырастают молодые рябинки. И выходит, что птицы разносят семена и сажают для нас леса.

(По В. Бианки.)

– Выберите одну из птиц (см. рис. на с. 154) и расскажите о ней по плану:

1. Как называется птица.

2. Домашняя она или дикая.

3. Водоплавающая или нет.

4. Перелётная или оседлая.

5. Где обитает птица.

6. Чем она питается.

7. Чем примечательна.

8. Чем полезна человеку.

– Рассмотрите рисунки птиц, укажите стрелками, где они живут.

– Что подсказало вам, какие птицы живут у воды? (Перепонки на ногах.)

– Предположите, почему страус и пингвин не умеют летать.

– Назовите домашних птиц. (Курица, гусь.)

– Назовите диких птиц, обитающих в нашем крае. (Чайка, дятел, кукушка, синица.)

– О каких птицах идёт речь в стихотворении? (О перелётных.)

Потянулись гуси

На далёкий юг.

Голоса их грустные

Ловит чуткий слух.

Пролетают мимо

Стороны лесной…

Возвращайтесь, милые!

Будем ждать весной.

Г. Ладонщиков

Курица

Чайка

Дятел

Пингвин



Кукушка

Синица

Пеликан

Гусь

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

– Почему некоторые птицы улетают осенью на юг?

III. Работа по хрестоматии.

1. Учащиеся читают рассказ «Зачем птицам перья?».

– Почему в народе говорят «как с гуся вода»?

– Почему речь идет о гусе, а не о курице? (Гуси, как и другие водоплавающие птицы, при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водонепроницаемыми, не намокают при плавании. У курицы такой смазки нет, и ее перья в воде намокают.)

– Как выглядит курица, попавшая под дождь?

– Не зря в народе говорят «мокрая курица».

– Почему хищные птицы линяют постепенно, а гуси, утки, лебеди разом сбрасывают перья с крыльев и какое-то время не могут летать? (Хищные птицы ловят свою добычу в полете, и постепенно линька помогает добывать корм в период смены перьевого покрова. А гуси и утки могут добывать пищу и без крыльев, так как всегда добывают ее в воде.)

2. Учащиеся читают рассказ «Что едят птицы?».

– Расскажите о питании дятла. (Дятел питается в основном насекомыми и их личинками, пробивая кору «больного» дерева крепким и острым клювом. В получившееся отверстие дятел запускает свой длинный клейкий язык, длина которого достигает 12 см. В зимний период пищей дятла являются семена хвойных деревьев, добытые им из шишек.)

– Как питается утка-широконоска? (Утка – всеядная водоплавающая птица. У нее широкий клюв, который позволяет процеживать воду и задерживать мелкие растения и животных. Добыче питания помогают перепонки между пальцами на ногах.)

– Расскажите о питании коршуна. (Коршун – хищная птица. У него изогнутый крючковатый клюв и мощные ноги с острыми когтями, которыми он хватает и разрывает добычу.)

3. Учащиеся читают в парах рассказы «Кормит ли песня соловья?», «Что на обед у кукушки?».

– Приходилось ли вам слушать соловьиные трели? Каких певчих птиц, кроме соловья, вы знаете? (Жаворонок полевой, жаворонок лесной, садовая славка, певчий дрозд, иволга.)

– Расскажите о питании колибри.

– Как питается клест? Пеликан?

– Почему кукушонок выбрасывает из гнезда птенцов-хозяев?

– Кукушонок в течение первых четырех дней выбрасывает птенцов-хозяев бессознательно. На спине у кукушонка находятся чувствительные сосочки. Кукушонок сбрасывает с себя любой предмет, который к ним прикоснулся. Через четыре дня эта чувствительность исчезает. Если за это время кукушонок не успевает избавиться «от лишних ртов» в гнезде, то уже больше этого не сделает.

IV. Работа в тетради.

З а д а н и е 21. Вставить пропущенные слова: маховые, рулевые, покровные, пуховые.

З а д а н и е 22. Распознать птиц: сова, кукушка, дятел, скворец, ласточка; отличить насекомоядных птиц. (Кукушка, дятел, скворец, ласточка.)

З а д а н и е 24. Заполнить пропуски, вставляя слова: цаплями, воробей.

З а д а н и е 25. Написать названия птиц родного края.

– Подчеркните названия зимующих птиц. Какие птицы прилетают к кормушке возле школы? Чем они питаются?

Учитель читает стихотворение.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

А. Яшин

– Расскажите, как можно помочь птицам пережить зиму.

– Поясните, почему синиц можно увидеть летом в лесу, а зимой – в городе.

– Понаблюдайте, как птицы стараются согреться в сильные холода.

З а д а н и е 26. Учащиеся работают самостоятельно.

V. Итог урока.

– Назовите признаки птиц.

– Перечислите группы птиц по способу питания.

Домашнее задание: с. 21–23, отвечать на вопросы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока : "Птицы"

Автор: Якрен Екатерина Геннадьевна

Дата: 20.05.2020

Номер свидетельства: 550634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока  по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-kto-takiie-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "227261"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440672083"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "План-конспект урока по русс. языку 8 вид Р.Р. Составление рассказа по картинкаr"
    ["seo_title"] => string(68) "plankonspiekturokaporussiazyku8vidrrsostavlieniierasskazapokartinkar"
    ["file_id"] => string(6) "262659"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449399791"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока на тему: «Молекулярно- кинетическая теория в нашей жизни» с применением кейс технологии "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-na-tiemu-moliekuliarno-kinietichieskaia-tieoriia-v-nashiei-zhizni-s-primienieniiem-kieis-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "101339"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402414127"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Конспект урока обучения грамоте, презентация для урока по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного  в  слоге-слиянии".. "
    ["seo_title"] => string(162) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-bukva-ia-pokazatiel-miaghkosti-priedshiestvuiushchiegho-soghlasnogho-v-sloghie-sliianii"
    ["file_id"] => string(6) "160727"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422108439"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока по технологии в 6 классе"
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekturokapotiekhnologhiiv6klassie"
    ["file_id"] => string(6) "281938"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453626057"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства