Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему: "Лес и человек"»
Урок окружающего мира во 2 классе «Начальная щкола 21 век»
Учитель: Хорзова Ирина Анатольевна
Тема: «Лес и человек»
Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека.
2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.
3. Развивать познавательный интерес.
Задачи:
Образовательные: 1. Объяснить и раскрыть связи между жителями лесного сообщества, помочь составить и запомнить правила поведения в лесу.
Развивающие: 1. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся, развивать навык работы на компьютере, совершенствовать мыслительные операции.
Воспитательные: 1. Воспитание у детей бережного отношения к природе.
4. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
I. Мотивационный момент.
-Если мы сегодня будем работать быстро, отвечать дружно, то обязательно добьемся успеха. Наша «исследовательская экспедиция отправляется в путь.
(Звучит запись «Голоса леса») (Слайд 1)
Учитель: Что вы сейчас прослушали?
Ученики: Пение птиц
Учитель: Где мы можем услышать такое пение?
Ученики: В лесу. Учитель: Куда отправляется наша исследовательская экспедиция?
Ученики: В лес.
Учитель: А что такое лес?
Ученики: Лес- это природное сообщество. В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.
Учитель: Повторим, что вы знаете о лесе и его обитателях.
Викторина «Я знаю лес»
Учитель: Отгадайте загадки. Слова-отгадки помогут сформулировать вам тему нашего урока.
II Работа над новым материалом. Тема урока «Лес и человек»
Учащиеся высказывают свои предположения. ( Просмотр видеофильма «Лес»)
III. Работа в группах по исследованию взаимоотношений между лесом и человеком.
1. Какое значение имеет лес в жизни человека? Что даёт нам лес?
Каждой группе раздаются иллюстрации . Учитель: Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте, какое значение имеет лес для человека? (Слайд 8)
1 группа (Из древесины делают различные изделия. Строят дома, изготавливают мебель, учебники, тетради, школьные принадлежности: карандаши, линейки и т.д., посуду, сувениры и игрушки)
Вывод: Лес - источник древесины.
2 группа (В лесу растёт очень много лекарственных растений, которыми лечатся человек и животные)
Вывод: Лес - это зелёная аптека.
3 группа (В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи)
Вывод: Лес - источник пищи.
4 группа (В лесу человек отдыхает, совершает прогулки в лес, организует игры на свежем воздухе, т.к. в лесу чистый воздух, очень красиво.)
Вывод: Лес – это место отдыха.
Учитель: Работаем по учебнику. Отправимся в рубрику «Картинная галерея»
страницы 54-55. Рассмотрите картины. Что вы видите на картинах?
Ученики: Лес.
Учитель: Что художники передали в своих произведениях?
Ученики: Художники передали красоту лесов. Леса украшают нашу землю.
Вывод: Лес - это красота!
Подумайте и скажите, почему леса называют «лёгкими нашей планеты»?
Ученики: Растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.
Учитель: Там, где растёт лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.
Учитель: Мы с вами хорошо потрудились и у нас получилась схема значения лес.
Физкультминутка
- Кто в лесу живёт? Что в лесу растёт?
2. Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают у леса проблемы? Давайте попробуем их исследовать. Задания:
1 группе прочитать стихотворение Н. Некрасова «Саша» и обсудить, о какой проблеме идёт речь в стихотворении?
(В этом стихотворении говорится о вырубке лесов). Людям казалось, что лесов очень много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! В результате вырубки гибнут обитатели леса.
2 группе прочитать строки из песни «Просьба». Какую проблему раскрывают эти строки?
(Проблему убийства животных, браконьерство) Неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных.
3 группе прочитать стихотворение о загрязнении леса.
(Проблема загрязнения леса мусором). Пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные и другие люди.
4 группе прочитать стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар». Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
Вывод:(Лесные пожары).
Учитель: Как вы думаете, что человек должен соблюдать в лесу?
Ученики: Правила поведения в лесу.
3. Если ты пришёл в лес …
Работа в учебнике на с.87
Правила поведения в лесу:
IV. Работа на Учи.ру (работа по теме «Природа» Мир вокруг. Будь природе другом. 2 класс
V. Рефлексия. –Что узнали нового? Что было самым интересным? Дома: 1.Учи.ру (Выполнить карточки по теме «Природа. Будь природе другом.»)