– Посмотрите вокруг. Что вы видите за окном? Где вы купались летом? Кто наблюдал радугу? Видели пролетающих в небе птиц? И лес, и река, и небо, и воздух, которым мы дышим, и вода, которую мы пьем, и дождь, и снег – все это природа.
– Можно ли отнести к природе то, что сделано руками человека? (Нет.)
– Что такое природа? (Природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.)
– На какие две группы делят природу? (На живую и неживую.)
– Чем отличается живая природа от неживой?
II. Формирование новых знаний.
– На доске записаны две группы предметов. Называйте представителей этих двух групп, а также как можно больше признаков, которыми они отличаются.
Живая природа
Растения, рыбы, птицы,
животные, бабочки,
грибы, лягушки,
трава и т. д.
Неживая природа
Воздух, песок, камни, вода
Солнце, Земля и т. д.
– Представители живой природы питаются, растут, приносят потомство, умирают. А представители неживой природы не обладают этими признаками.
– Основное отличие тел живой и неживой природы заключается в обмене веществ. В процессе обмена веществ с окружающей средой живые организмы растут, развиваются и воспроизводят себе подобных. Неживое тело в результате взаимодействия с окружающей средой не самовозобновляется, а разрушается.
– А к какой группе относится человек? (Часть живой природы. Он относится к миру животных.)
– Как вы думаете, влияет ли неживая природа на живую? (Живым организмам необходимы кислород для дыхания, а также солнечное тепло, вода для питания растений, являющихся пищей для живых организмов.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Воробей с березы
На дорогу прыг,
Больше нет мороза –
Чик-чирик.
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеек,
И не зябнут лапки –
Скок, скок, скок.
прыжки на месте.
прыжки вперед, назад, влево, вправо.
плавные движения руками, имитация движения воды.
трут ладошки друг о друга.
прыжки на месте.
III. Закрепление нового материала.
– Рассмотрите рисунок с изображением осеннего и зимнего леса. Назовите предметы живой и неживой природы.
– Вы были осенью в лесу? Что вам там понравилось? Что необычного увидели? Расскажите о жизни осеннего леса.
– Кто был в зимнем лесу? Что вы там видели интересного? Как изменяется жизнь растений и животных с приходом зимы?
– Почему происходят изменения?
– Живая и неживая природа тесно связаны между собой. Прочитайте примеры, которые обсуждали на уроке одноклассники Маши (с. 37–38 учебника).
– Какие еще примеры вы можете привести?
– Почему с наступлением осени исчезают насекомые? (Они спрятались в старые пни, под кору деревьев, в опавшие листья. Насекомые осенью и зимой прокормиться не могут, так как нет листьев, цветы засохли.)
– Неживая природа может внести большие изменения не только в жизнь животных и растений, но также привести к большим разрушениям.
– Прочитайте письмо Маши и Миши. Что произошло весной?
– Как трудятся весной взрослые и дети на берегах рек?
– Сегодня мы получили письмо ещё из одной деревни. Посмотрите, какая у них произошла история.
Ч т е н и е п и с ь м а.
«Вишня всем по вкусу. Она сочна и сладка. А как красив вишнёвый сад в пору цветения. Он стоит в пышном белом наряде!
А вот какая история произошла однажды. Был около села овраг. Потоки воды размывали его склоны. Голова оврага разрезала поле и подбиралась к домам. Как помочь беде? Школьники предложили посадить вишню. Они привезли тоненькие прутики и высадили их по склонам оврага. Прутики прижились.
Прошло несколько лет. Грозный овраг стал пышным вишневым садом. Плотно корнями вишня скрепила склоны. Овраг остановился. Весной здесь цветет вишня. Летом ее ветки гнутся к земле под тяжестью крупных сочных плодов».