Организационный момент: Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. Загадывает загадку: Источники о прошлом, Наука изучает, Последовательность событий, В себе все воплощает! (история) - Что такое «История»? (История — наука о прошлом). - Кого принято считать «отцом» этой науки? (Древнегреческого учёного Геродота). - А наш с вами современник – историк и философ, генерал-полковник Дмитрий Антонович Волкогонов, сказал: «История - не просто чередование эпох и времен. Это события и бесконечная галерея исторических портретов людей, прошедших по земле». - Пусть слова Дмитрия Антоновича станут эпиграфом к нашему уроку. Работа с лентой времени. У вас в конвертах временные отрезки исторических эпох. Давайте мы тоже на нашей «Ленте времени» обозначим эти эпохи и распределим их в правильном порядке. - О какой эпохе шла речь на прошлом уроке? (Новое время) - Чтобы проверить как вы усвоили информацию, полученную на предыдущем уроке, прошу ответить на вопросы теста. 1. Назовите фамилию французского писателя, автора произведения «20000 лье под водой» 2. Кто открыл Америку? 3. Кто открыл Антарктиду? 4. Какой материк называется Новым светом? 5. Имя русского путешественника Беллинсгаузена? 6. Магеллан совершил кругосветное… 7.Имя художника, написавшего картину «Джоконда» 8. Фамилия писателя, автора произведения «Робинзон Крузо» Итак, ребята, кто выполнил все верно? Молодцы! А у кого были ошибки вам стоит повторить пройденный материал и углубить свои знания. - Все ли временные отрезки мы с вами заполнили? (Нет). - Как вы думаете, сможем ли мы восстановить картину событий за этот промежуток? Почему? (Нет. Недостаточно информации.). — Сделайте предположения: после Нового времени как может называться период истории? (Высказывания детей.) - Кто может сформулировать тему нашего урока? (Новейшее время) – Верно, сегодня нас ждет другая эпоха: Новейшее время. На уроке мы познакомимся с важными историческими событиями Новейшего времени, знаменитыми людьми ХХ века, открытиями ученых | - Слушают учителя. Отгадывают загадку - принимают участие в диалоге с учителем. - демонстрируют готовность к уроку Дети из предложенного списка выбирают название эпохи и прикрепляют на «Ленту Времени» Отвечают на вопросы. Вспоминают тему прошлого урока (В е р н) (Колумб) (Лазарев) (Америка) (Фаддей) (Путешествие) (Леонардо) (Дефо) | Фронтальная, индивидуальная работа проблемный метод | Интерактивная доска, компьютер; Презентация Интерактивная доска, компьютер; Презентация |
Читает: Рассказ о новейшем времени. – Новейшее время – самая короткая среди эпох, которые выделяются в истории человечества. Началось новейшее время в октябре 1917 года, когда в России произошла Октябрьская революция. Это жестокое время – Вторая мировая война, атомная бомбардировка японских городов. Мудрое время – человек полетел в космос, а затем и на Луну. Это время компьютеров. Время новейших материалов – пластмассы, стеклопластика и др. Это трудное время – не только для людей, но и для нашей родной планеты – Земли. Загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных, появление «озоновой дыры» над Южным полюсом. Все это результат безответственного отношения людей к природе.Сколько продлится эта историческая эпоха, зависит от нас с вами. Работа по учебнику: Текст с28-31 (учебник "Мир вокруг нас" Плешаков). Чтение по цепочке. – Какие великие географические открытия произошли за эти 100 лет? Роберт Пири (1856–1920) – американский полярный путешественник, адмирал. В 1892 и 1895 годах пересек Гренландию. А 6 апреля 1909 года на собачьих упряжках достиг района Северного полюса. Руаль Амундсен (1872–1928) – норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым достиг Южного географического полюса (14.12.1911). В 1918–1920 годах прошел вдоль северных берегов Евразии на судне «Мод». В 1926 году руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле «Норвегия». Погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции У. Нобиле. показывает на карте маршруты путешественников. – А как изменилось устройство государственной жизни в ХХ веке? – Какие изменения еще произошли в ХХ веке? – Какое открытие сделали ученые? – Какое важное историческое событие произошло в ХХ веке? (12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин полетел в космос.) Великий Гагарин простился с Землею И в космос взлетел на ракете стрелою. С «Востока» взглянул он на нашу планету – Планета казалась размером с монету! Рассказывает об освоении космического пространства Рассказывает о войнах XX века . Рассказывает об ООН | - Внимательно слушают - Читают текст в учебнике по цепочке. Отвечают на вопросы. - Работают с картой. | метод развития критического мышления через чтение и письмо | Интерактивная доска, компьютер; портреты известных путешественников, учебник Презентация Интерактивная доска, компьютер; Портрет Ю. Гагарина; карта полушарий Презентация |
Раздаёт карточки для игры (заготавливаются заранее в 3 экземплярах): Первая мировая война | Роберт Пири | Покорил Северный полюс | Юрий Гагарин | Покорил космос | Руаль Амундсен | Покорил Южный полюс | Октябрь 1917 года | Октябрьская революция в России | Самая короткая историческая эпоха | Новейшее время | Алексей Леонов | Первый вышел в открытый космос | Открытие ученых ХХ века | Мир атомов | 1 сентября 1939 года | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации Читает текст: Ещё в начале 20 столетия люди не могли себе даже представить, что такое автомобиль, телевизор или компьютер. Научные открытия оказали существенное влияние на все человечество. В 20 веке было сделано больше научных открытий, чем за все предыдущие столетия. Великие открытия и творческие взлёты — с одной стороны, великие войны и преступления против человечества — с другой. Знания человечества стремительно растут, поэтому можно с уверенностью сказать, что если такая тенденция сохранится, то в 21 веке будет совершено еще больше научных открытий, что может в корне изменить жизнь человека. Новейшее время сейчас действительно самая короткая историческая эпоха. Сколько она продлится – зависит от нас с вами. | - играют три группы. Кто быстрее соберет верно цепочку, тот и победит. - Выполняют задание. - Внимательно слушают. | эвристический метод | Раздаточный материал |
Подведем Итоги - Что вам запомнилось об эпохе новейшего времени? - Что может сделать каждый из вас, чтобы эпоха новейшего времени продлилась как можно дольше? У вас на парте есть карточки, давайте их заполним: Я раньше знал | Сегодня я узнал | Я бы ещё хотел узнать | | | | | - Подводят итоги отвечая на вопросы. - Заполняют таблицу. | Метод Рефлексии | Интерактивная доска, компьютер; Презентация |