Тема: Новейшее время: история продолжается сегодня.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема урока: «Новейшее время: история продолжается сегодня».
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Новейшее время: история продолжается сегодня».
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (ПР) |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные (Л) |
1. Мотивация учебной деятельности | Словесный | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь. - Проверьте свою готовность к уроку: у вас на столах должны лежать учебник, рабочая тетрадь и лист историка. - На листах Историка подпишите свое ФИО. Выполняйте все задания аккуратно, так как в конце урока вы сдадите мне свои работы. | Приветствуют | | | |
2. Актуализация фиксация индивидуального затруднения в проблемном действии. | Словесный Практический | - Сегодня мы продолжим изучение исторических эпох, но прежде скажите, с какими историческими эпохами вы познакомились на предыдущих уроках? - На прошлом уроке вы познакомились с эпохой «Новое время». Посмотрите на Задание №1 в листах Историка, вам нужно ответить на вопросы, выбрав правильный вариант ответа. Давайте выполним это задание. - Итак, ребята, давайте проверим, как вы выполнили это задание. Возьмите карточки с цифрами, которые лежат у вас на столах. Сейчас на слайде будут появляться вопросы и варианты ответов, ваша задача поднять цифру правильного варианта ответа. Проверяем (СЛАЙД ) | - Древний мир, Средневековье, Новое время. | | Р: оценивать правильность выполнения действия. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
3. Выявление места и причин затруднения | | - Итак, мы познакомились со знаменитыми людьми Нового времени, отважными путешественниками, техническими изобретениями 19 века. И сегодня мы продолжаем путь по дороге истории и заглянем в следующую эпоху. А для того, чтобы узнать название эпохи, мы обратимся к ленте времени. - Какие века охватывает эта эпоха? - Значит, в этой эпохе живем мы с вами, верно? - А как бы вы назвали эту эпоху? - Все вы были очень близки, давайте посмотрим, как ее назвали ученые. Прочитайте название эпохи. - Ребята, мы с вами узнали название эпохи. Может кто-то уже догадался, какая тема нашего урока? Если вы затрудняетесь ответить, откройте страницу 28 и прочитайте тему урока. - Верно, ребята, а как вы думаете, что мы сегодня с вами узнаем? - Действительно, на сегодняшнем уроке мы с вами узнаем, какие перемены произошли в ХХ и XXI веках, какие открытия и достижения в области науки и техники относятся к данной эпохе. | - 20 и 21 век. - Да. Ответы обучающихся. - Новейшее время - Новейшее время: история продолжается сегодня. Отвечают | | П: подведение под понятие; формулирование цели, планирование. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
4. Построение проекта и выхода из затруднения. | | - С начала 20 века начинается период Новейшего времени, который продолжается сегодня. Самый короткий период в истории человечества, чуть больше 100 лет. Но за эти сто лет жизнь человека, его быт, наука, техника изменилась кардинально. - К географическим открытиям можно отнести покорение человеком Северного и Южного полюсов. Все эти годы они оставались недоступными. И только в начале 20 века полярники решили бросить вызов природе. - Ребята, посмотрите на Задание №2. (Слайд) Вам нужно открыть учебник на странице 29 и отметить, кем и когда были открыты Северный и Южный полюса. - Сейчас кто-нибудь ответит нам. Посмотрите на слайд, проверьте себя. - Действительно, американец Роберт Пири в 1909 году покорил Северный полюс, а норвежец Руал Амундсен в 1911 году Южный полюс. - В 20 веке появилось много новых стран, которые отличались от стран в прежние исторические периоды. Если до Новейшего времени страной управлял один человек – монарх, то к концу 20 века власть выбирали жители страны, т.е власть стала выборной. - Города тоже изменились. Появились города с численностью жителей в несколько миллионов. Самолёты, скоростные поезда, автомобили, метро – всё это стало неотъемлемой частью жизни. - С сумасшедшей скоростью развивается технический прогресс – компьютеры, телефоны, телевизоры, разнообразная бытовая техника – всё это для нас привычные вещи. - Медицина тоже стремительно росла вперёд. Учёные нашли много средств для лечения разных болезней. Появилось много различных лекарств. - Если раньше люди, живущие в разных городах и континентах, могли общаться с помощью писем и телеграфа, то в Новейший период появилась мобильная связь, человек может в любой момент связаться с любой точкой нашей планеты. Величайшее достижения человечества – это всемирная электронная сеть «Интернет». | | Какие перемены произошли в ХХ и XXI веках, какие открытия и достижения в области науки и техники относятся к данной эпохе. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: выполнение действий по алгоритму. К: слушать и понимать речь других. | |
5. Реализация построенного проекта | | - Чтобы узнать, какие еще знаменательные события произошли в эту эпоху, вам предстоит выполнить следующее задание. На краю парты у вас лежат листочки с текстом, у каждой группы будет своя тема (на листочках указан номер группы). Вам необходимо внимательно прочитать задание и выполнить его в паре. А потом мы вместе его проверим. (1 группа - Космос, 2 группа – Интернет, 3 группа – Войны, 4 группа - ООН). - Итак, 1 группа, какому историческому событию был посвящен ваш текст? - А теперь, начиная с 1 парты, по цепочке (по одному предложению) прочитайте ваш текст. - А теперь внимание на экран. Показ видеоролика - Возьмите листы Историка и выполните Задание №3. Проверяем (СЛАЙД ) - Молодцы. 2 группа, чему был посвящен ваш текст? - По цепочке (по одному предложению) прочитайте ваш текст. - Да, ребята, сегодня мы с вами не представляем нашу жизнь без Интернета и телефона. - Ребята, а как вы думаете? Всё ли хорошо и прекрасно было в 20 веке? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте последний абзац на странице 30. - А теперь более подробно о событиях этих времен нам расскажет группа 3. - А теперь внимание на экран. Показ видеоролика - Возьмите листы Историка и выполните Задание №4. Проверяем (СЛАЙД ) - В 20 веке сбылась мечта учёных Средневековья – человек покорил космос. Вы наверное знаете, что первым человеком, побывавшем в космическом пространстве, был кто? - Назовите дату и год, когда Ю.А. Гагарин покорил космос? - Верно, ребята, 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» отправился в космическое путешествие. - Ребята, а как вы думаете? Всё ли хорошо и прекрасно было в 20 веке? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте последний абзац на странице 30. - Верно, ребята. К сожалению, 20 век вошёл в историю не только великими открытиями и изобретениями, но и страшными событиями. Две самые ужасные, кровопролитные войны прошли в 20 веке. - А какие названия носят эти войны? - Хорошо, ребята, давайте выполним Задание №3 (Слайд) и соотнесем эти две войны с их годами. - Сейчас один из вас ответит, когда началась ПМВ и когда она закончилась. - А когда началась и закончилась ВМВ нам ответит следующий. - В 20 веке люди изобрели самое разрушительное оружие во всей истории – ядерное оружие. | - Человек покорил космос. - Интернет и мобильные телефоны. Отвечают - Юрий Алексеевич Гагарин. - 12 апреля 1961 года. Отвечаю - Первая Мировая Война, Вторая Мировая войны. - Первая мировая война началась в 1914 году и закончилась в 1918 году. - Вторая мировая война, начало её в 1939 году, а закончилась 9 мая 1945 года. | | Р: учится отличать, верно, выполненное задание от неверного. К: слушать и понимать речь других. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный, наглядный | - После этих страшных событий, со временем, люди стали понимать, что важнее, чем мир на всей планете, нет ничего. Когда закончилась Вторая мировая война страны, одержавшие победу, создали Организацию Объединённых Наций. А что эта за организация, нам сейчас расскажет группа 4. - А теперь внимание на экран. Показ видеоролика - Возьмите листы Историка и выполните Задание №5. Проверяем (СЛАЙД ) , короткое называние ООН. Находится главное здание в Нью-Йорке. - В эту организацию входят почти все страны, а также флаги этих стран развеваются перед зданием ООН. От каждой страны там находится один представитель. Цель организации – сохранение мира на планете и укрепление сотрудничества между государствами. ФИЗМИНУТКА - Ребята, а сейчас я попрошу вас встать, я буду называть вам слова, которые относятся к эпохе «Новейшее время», вы будете хлопать. Если это слово относится к другой эпохе, вы топаете ногами. Например: радио, телеграф, метро, рыцарь, наскальные рисунки, средневековье (топаем); компьютер, мобильный телефон, интернет, ООН (хлопаем). | | | К: слушать и понимать речь других. | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Практический | - Ребята, а сейчас откройте рабочие тетради на странице 11, задания №2. Прочитайте задания. - Давайте хором проговорим правильные ответы. | Выполняют задание. Отвечают | ориентироваться в важнейших событиях и фактах прошлого и настоящего. | Р: учится отличать, верно, выполненное задание от неверного. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный | - Наше занятие подходит к концу. Ребята, давайте вспомним, какую цель мы перед собой поставили в начале урока? Удалось ли нам ее достичь? - Скажите, чтобы вы могли рассказать о Новейшем времени своим друзьям или родителям? - 20 столетие – это время величайших открытий и достижений в истории человечества и время двух самых кровопролитных войн. - Очень сложный и долгий путь прошёл человек, чтобы стать таким, как сейчас. Мы живём в период Новейшего времени. Каким будет это время в дальнейшем, зависит только от нас, от людей, живущих на самой красивой планете Земля. Мы должны сделать всё, чтобы на планете не было войн. Будущее зависит только от нас. | Отвечают | | К: слушать и понимать речь других. | чувство патриотизма |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | | - Ребята, а что может сделать каждый из вас, чтобы эпоха новейшего времени продлилась как можно дольше? -Я надеюсь, что тема нашего урока вас заинтересовала и в дальнейшем вы с удовольствием продолжите ее изучать. - Запишите домашнее задание – прочитать параграф стр 28-31. Стр. 32 №1-3. - Ребята, так же желаю вам успехов в дальнейшем изучении истории. Спасибо за урок. До свидания. | Отвечают | | К: формулируют собственное мнение и позицию. | |