Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»
Окружающий мир 2 класс
Раздел «ГДЕ МЫ ЖИВЁМ»
Урок №8
Тема. Родная страна
Цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о Российской Федерации.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемы образовательные результаты:
Предметные результаты:
называть полное имя нашей страны (Российская Федерация);
различать государственные символы России (герб, флаг, гимн);
отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран;
приводить примеры народов России;
объяснять, почему все народы России называют братскими;
называть свой домашний адрес с использованием сведений о федеративном устройстве страны.
Метапредметные результаты:
понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны;
извлекать из различных источников (дополнительная литература, Интернет) сведения на заданную тему;
формулировать выводы из изученного материала;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать важность уважительного отношения к государственной символике, ко всем народам России и своего края.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, объяснительно-иллюстративная.
Оборудование. Презентация, учебник
Ход урока
Мотивация и целеполагание.
Знакомство с новыми персонажами.
Рассказ о героях, сообщая подробности, отражающие их характер, любимые занятия и т. д. Серёжа — ученик 2 класса, он любит фотографировать и почти везде бывает с фотоаппаратом. Надя — младшая сестра Серёжи, она учится в 1 классе. Надя любит ухаживать за комнатными растениями, разными птицами и зверьками. Папа Серёжи и Нади — художник, он часто иллюстрирует детские книги, особенно любит рисовать животных. Мама — учёный, она работает в ботаническом саду, где выращивает и изучает интересные растения. Знакомя детей с попугаем и собакой, учитель берёт в руки игрушки, изображающие этих персонажей, и говорит от их имени: «Я — Попугай, птица умная исообразительная. И, между прочим, умею разговаривать»; «А я — Рыжик, но не гриб, а пёс. Больше всего на свете я люблю своих друзей: Серёжу, Надю, их маму, папу и весёлого Попугая».
Работа со шмуцтитулом. Учитель предлагает детям прочитать название раздела и его целевые установки. Учитель: «Ребята, скажите, что вы уже умеете (поскольку дети в 1 классе знакомились с государственной символикой и народами России, они, скорее всего, выделят первые две целевые установки). А как вы думаете, почему учебник предлагает нам продолжить знакомство с государственными символами и народами России?» Дети высказывают свои предположения, и учитель просит догадаться, какой будет тема первого урока раздела «Где мы живём».
Работа с учебником
Далее учитель предлагает открыть учебник на развороте «Родная страна» (с. 4—5) и проверить, правильно ли дети определили тему урока. Учитель обращает внимание на изображение Муравьишки и просит вспомнить, что оно обозначает (рубрику «Что узнаем, чему научимся»). По тексту учебника дети знакомятся с целевыми установками урока. Учитель: «Итак, сегодня на уроке мы узнаем полное имя нашей страны, будем учиться уважительному отношению к государственным символам России и подумаем, почему все народы России называют братскими».
. Физкультминутка
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.
Актуализация знаний и умений.
«Чтобы решить эти задачи, нам нужно вспомнить, что мы уже знаем по теме урока. Сделать это нам помогут задание и вопросы в учебнике (с. 4)». Звучат ответы детей. Учитель записывает на доске название страны («Россия»), названия народов, которые произносят дети.
Освоение нового содержания и его применение.
Первую из поставленных задач можно решить с помощью учебника. Анализируя текст учебника, дети узнают полное имя нашей страны, выясняют значение слова «федерация», учатся перечислять субъекты федерации — части единой большой страны, а также называют ту часть России (субъект федерации), где живут сами. Учитель записывает на доске полное имя нашей страны и название своего региона. На этом этапе урока используется глобус, знакомый детям с 1 класса. Пусть учащиеся научатся показывать Россию на глобусе. Следующая часть урока посвящена государственной символике России. Дети уже знакомились с ней в 1 классе, поэтому работа строится с применением их знаний.
Среди изображённых гербов дети находят герб России и закрашивают возле него кружок. Чтобы проверить правильность решения, учитель предлагает посмотреть герб на с. 4 учебника. Особенно подробно следует сравнить детали очень похожих гербов России и Черногории (герб Черногории на рисунке в левом верхнем углу). Затем на доске вывешивается демонстрационное изображение герба России, и кто-либо из учеников устно его описывает. Учитель может дополнить ответ, сообщив основные сведения о гербе (они не должны быть очень подробными, так как изучение государственной символики России будет продолжено в последующих классах).
Задание № 2 имеет дополнение со знаком восклицания. Пусть дети посмотрят в «Условных обозначениях», что этим знаком отмечены задания повышенной сложности. Следует организовать поиск в свободном информационном пространстве (дополнительная литература, Интернет). Исходя из имеющихся условий, эту работу можно провести индивидуально, в парах или группах. Пусть дети (пары, группы) определят по одному гербу, а затем коллективно обобщат результаты поиска. (К сведению учителя. Последовательность гербов на рисунке следующая: Черногория, Россия, Египет, Чили, Австралия.)
Знакомство с гербами.
Уч. (с. 4, внизу) следует познакомить учащихся с гербами своей республики (края, области) и своего города. Для поиска соответствующей информации можно предложить детям использовать краеведческую литературу.
После завершения этой работы учитель демонстрирует флаг России и просит кого-либо из учащихся устно описать его. Учитель может дополнить ответ ученика, сообщив важные сведения о флаге России.
Далее учащиеся прослушивают запись гимна Российской Федерации (при этом все встают), а затем читают его текст в учебнике. Учитель просит рассмотреть фотографии на с. 5 учебника и найти в тексте гимна строки, которым эти фотографии соответствуют:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
После этого дети стоя поют гимн России, пользуясь текстом в учебнике.
Закончить знакомство с государственными символами России можно вопросом об их значении для каждого из нас. Пусть дети свободно выскажутся, а затем найдут в учебнике предложение, в котором содержится ответ на этот вопрос. Учитель: «Как же мы проявляем уважительное отношение к государственным символам России?» (Различаем и узнаём их, стараемся больше о них узнать и можем рассказать, учимся исполнять гимн, встаём при его прослушивании и исполнении.)
Знакомство с народами России.
Работа проводится по с. 6—7 учебника. В тексте учебника следует обратить внимание на слова «Россия — многонациональная страна»; пусть дети объяснят, как они их понимают. Очень важно подчеркнуть наличие у каждого народа своего родного языка и объединяющую роль русского языка как государственного. Важный вопрос для обсуждения на этом этапе урока: почему все народы России называют братскими? Часть времени следует отвести на знакомство с народами своего края. Выполняется задание в учебнике (с. 6, внизу) В тетради учащиеся записывают названия народов, представители которых населяют их край.
Выводы и обобщения.
Обобщение внимания на изображение черепахи на с. 7 учебника, просит вспомнить, что оно обозначает (рубрику «Сделаем вывод»). Затем учитель предлагает обобщить изученное на уроке и сравнить свои выводы с выводом в учебнике.
Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью блока вопросов и заданий на с. 7 учебника.
Домашнее задание. В учебнике: повторить вывод по уроку, перечитать текст гимна России; желающие могут выучить текст гимна наизусть.