Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»
Тема урока: Про воду.
Учебник: А.А. Плешакова «Окружающий мир»
Цель: Познакомить с одним из главных богатств неживой природы, показать значение воды для растений, животных и человека.
Планируемые результаты: Учащиеся научатся различать состояния воды, свойства воды, определять значение воды для всех живых организмов, станут бережно относится к воде.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать выводы о состояниях воды и бережному ёё использованию.
Регулятивные: определять цели деятельности на уроке самостоятельно, организовывать рабочее место.
Коммуникативные: демонстрировать навыки культуры поведения при общении и выполнении заданий учителя, читать вслух и про себя текст учебника , понимать прочитанное. Слушать ответы детей, договариваться и приходить к общему мнению, работая в парах.
Демонстрационное оборудование: Компьютер, презентация. банка с водой
Ход урока:
Оргмомент
Вот звенит звонок весёлый,
Наш урок пора начать
Встали прямо все и ровно,
Вижу - можно начинать.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
-Садитесь, ребята. Начинаем урок окружающего мира.
II. Актуализация знаний.
У. Вспомните, про что мы говорили на прошлом уроке?
Д. Про воздух.
У. Продолжите мои высказывания: “Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)
У. Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания?
Д. . Кислород.
У. Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ)
У. Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать? (открывать окна и проветривать помещение)
III.Самоопределение к деятельности
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, когда отгадаете загадку
- Отгадайте загадку:
В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)
Итак, тема нашего урока…- .Про воду
IV.Работа по теме урока
- Сегодня мы с вами познакомимся с богатством природы - водой, ее некоторыми свойствами, будем говорить о значении воды в жизни человека и природы, и о формах существования воды в природе.
Узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды.
У. Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях
Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся,
лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода –
наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
У.Последние слова, которые прозвучали в стихотворении «Без воды нам не прожить». С этим не поспоришь. Вода – это самое важное вещество на планете. На воде основывается наша жизнь. Вода нужна для поддержания жизни на планете и для нашей жизнедеятельности. Даже мы с вами состоим на 80% из воды. Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Но оказывается, не так все просто в природе. В ней ещё много тайн. Ученые стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого.
Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а мы с вами будем научными работниками.
Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут 3 исследовательские лаборатории.
Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?
Д.Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. . Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.
У. Исследователи – это люди, которые занимаются научной деятельностью.
V. Этап усвоения новых знаний и способов действия
- Итак, научная лаборатория начинают свою работу.
На столе стоит глобус.
Это, ребята, испытательная площадка. Что за предмет вы видите на испытательной площадке. (Глобус)
Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Поэтому, мы можем сделать вывод … (На земном шаре воды очень много) Даже нашу планету называют голубой. . .
Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Это все водные запасы Земли.
- Какие водные запасы Земли вы знаете?
Дети перечисляют водные запасы земли:
- Моря, океаны, озера, ледники, родники, ручьи, болота.
- Но в морях и океанах вода какая? (Соленая )
- А человеку необходима какая вода? (Пресная)
- Где содержится пресная вода? (В реках и озерах)
- А ее не так и много.
- Вся ли вода пригодна для питья? (Для употребления пригодна только пресная вода, которая содержится в реках, озерах, родниках, ледниках)
- Скажите, а вы часто пьёте воду? Для чего вы это делаете? Вы бы смогли не пить её целый день? Человек может прожить несколько месяцев без еды, но не больше 2 недель без воды. Поскольку тело человека плохо сохраняет влагу, приходится постоянно восполнять запасы жидкости, которая теряется в процессе обычной физиологической деятельности, такой как дыхание, выделение пота и мочеиспускание.
- Где мы используем воду? Кому она нужна?
У. С помощью рисунков расскажите, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 60). -- Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода нужна людям для мытья, питья, приготовления пищи; животным для питья и гигиены; растения погибнут без воды, высохнут
(Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д.)
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.
VI. Лабораторная работа
У. Вернемся к исследованиям. Что будет предметом исследования?
Д. Вода.
У. Вы сидите группами. Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.
Опыт №1
У. Вы, наверное, догадались, что у вас в кружке?
Д. Вода.
У.Что можно сделать с водой?
Д.Воду можно перелить (дети демонстрируют)
У. Почему?
Д. Она текуча.
У. Сделайте вывод. Что такое вода?
Д. Вода-жидкость.
Предположите, что такое вода.
Запишем в 1 капельке, что вода это……..
На магнитную доску вешаю капельку со словом ЖИДКОСТЬ.( приложение 5)
Опыт.
- Предположите, чем пахнет вода…
- Итак, давайте проверим эти предположения. Как настоящие исследователи, вы высказали предположение (гипотезу), а сейчас его проверим опытным путём.
1.Поднесите стакан с водой к носу, понюхайте.
- Какой сделаем вывод?
- Вода ничем не пахнет.
На доске поворачиваем капельку со словами БЕЗ ЗАПАХА. (приложение 5)
Опыт
- Предположите, какого вода цвета?
Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Рассмотреть воду в стакане.
-И что же вы увидели?
Сравните цветной карандаш и воду. Что вы можете сказать о цвете воды относительно цветного карандаша?
-Вы хорошо видите карандаш? – Значит вода прозрачна.
-Какой сделаем вывод?
На доске появляется капелька со словами БЕЗ ЦВЕТА. ПРОЗРАЧНА
Опыт
- На какой вопрос мы ещё можем ответить при помощи опытов?
Пустите в воду соль и размешайте. Что происходит?( Растворяется) Значит вода для некоторых веществ и растворитель.
-Давайте подведём итоги нашей исследовательской деятельности. Что нам поможет это сделать?
Учитель показывает по листам- капелькам исследований на доске.(приложение 5)
ВОДА – жидкость. ЕЕ свойства: текучесть, без запаха, не имеет цвета, прозрачность, не имеет вкуса, растворитель, испаряется.
VI. Физкультминутка « Отдых на море»
(фонограмма «Шум моря»)
Мы с вами на берегу моря. День солнечный, песок теплый мягкий. Вокруг тихо, слышен только плеск воды и крики чаек. Вам дышится легко и свободно . Ласковые волны касаются ваших ног нежно поглаживая их, ласкают ваше тело (пауза-поглаживание детей), поглаживают … (имя ребенка). Вам приятно ощущать свежесть морской воды. Вы ощущаете свежесть во всем теле: на лбу, лице, спине, животе, руках, ногах. Ваше тело наполняется легкостью. Вы дышите легко и свободно. Ваше настроение становится жизнерадостным, хочется встать и бежать. А теперь все потянемся и на счет «три» откроем глаза. Вы полны сил и энергии.
Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.)
Опыт №2
У. Давайте узнаем, всегда ли вода жидкая?
Если мы воду поставим в морозилку. Что произойдет?
У. Я дома налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник. И вот, что получилось. (Показывает результат)
(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда)
У. Какой сделаем вывод?
Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.
Опыт №3
У. Я мокрой тряпкой почистила доску, Через некоторое время доска станет сухой, куда делись капельки воды с доски?
Д. Она испаряется.
У. Мы говорим “испарилась”, т. е. что сделала?
Д.Превратилась в пар.
У.Это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. Какой делаем вывод?
Д.Вода – это газ, пар.
У. Давайте сделаем выводы. Какие превращения имеет вода?
Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. Где в природе вода встречается в жидком состоянии?( Вода в реках, озерах, морях, океанах, дождь, роса) В природе вода в твердом состоянии –это…, (лед, иней, снег, град)Газообразное состояние?(Пар) (слайд)
VIII. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Рассмотрите фотографии на странице 63, слайды. Объясните, отчего загрязняется вода?
Д. Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.
У. Как еще человек загрязняет воду?
Д. Бросает мусор, моет машины.
У. Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, в наших речках? Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.
(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)
Д. Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других. По возможности очищать берега близлежащих рек, озер. Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоемов. Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.
У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно”? (ответы детей) (Экономить – значит нельзя расходовать воду без надобности, нельзя оставлять кран открытой)
У. Надеюсь, вы так и будете поступать.
Итоговое обобщение.
Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. Ребята! Вы настоящие исследователи! Скажите, чем мы сегодня занимались?
- Вода в природе может находиться в трех состояниях.
- Пресной воды мало.
- Нужно охранять и беречь воду.
- Пользоваться водой экономно.
Рефлексия.
Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – выберите лист жёлтого цвета. Если были иногда трудности, сомнения, не всё получилось – выберите лист зелёного цвета. Прикрепите на доску..
Домашнее задание.
Показать и рассказать родным и друзьям, что вы узнали о воде. Подобрать пословицы и загадки о воде. Прочитать в учебнике с.60 - 63
А теперь прошу, ребятки
Быстро встаньте рядом с партой.
И нетрудно всем понять,
Что урок пора кончать.
Все старались, не ленились
И многому научились.
- Урок окончен.
Спасибо всем за плодотворную, хорошую работу на уроке!