Оборудование к уроку: раздаточный материал для обучающихся, иллюстрации лесных зверей, иллюстрации следов лесных зверей, заготовки изображения зимнего леса, смайлики с различными эмоциями, кружки (красного, синего. Зеленого и желтого цвета ) на три группы, компьютерная презентация «Жизнь лесных зверей зимой»
Под руководством учителя они готовят сообщения лесных животных.
Микро группы: 9 человек.
Мебель в классе расставлена с учётом групповой работы. Учащиеся до начала занятий разделены на 3 группы, поэтому каждый ученик знает, за каким столом он будет работать.
Ход урока
Этапы урока, задачи в деятельности обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент
Организует класс на работу. Здравствуйте, ребята.
Давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть вас на уроке.
Мотивирует на положительный настрой:
Проверяют
организацию рабочего места.
Коммуникативные проявят умение слушать собеседника и вести диалог, работать в группе, составлять простую карту понятий.-
Регулятивные - сумеют сформулировать цель урока овладеют приёмами самооценивания и взаимооценивания
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
С каким настроением вы начинаете урок, готовы активно работать? Покажите мне своё настроение.
- Спасибо. У меня тоже хорошее настроение. Я думаю, что урок у нас получится интересным и увлекательным. Чтобы определить тему урока послушайте стихотворение.
Слайд.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
-Мы прослушали замечательное стихотворение И. Сурикова.
-О чем это стихотворение?
-Давайте вспомним, что вам известно о зиме.
-Какие зимние месяцы вы знаете?
-Какие признаки зимы вы можете назвать?
- Подведем итог.
Признаки зимней погоды: Слайд
1. становиться холоднее
2. осадки выпадают в виде снега
3. дни становятся короче, а ночи длиннее
Рассмотрите пейзаж зимнего леса. Слайд
Игра «Зоркий глаз». Слайд
-Сейчас вам предстоит разглядеть, кого же спрятала зима. (Ответы детей.)
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего заседания? (Ответы детей.)
Показывают карточки, с изображением смайликов.
О зиме.
Выпал снег, холодно, меньше светит солнце.
Декабрь, январь, февраль.
Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованны льдом.
Как живут, чем питаются животные зимой.
Познавательные: научаться извлекать необходимую информацию, дополнят имеющиеся знания об учебном предмете.
Чтобы более подробно познакомиться с жизнью животных зимой я предлагаю вам заслушать сообщения, которые приготовили ваши одноклассники.
Показывает слайды.
Загадывает загадки.
Слайды
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка).
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь).
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы;
Уши больше головы. (Заяц).
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса).
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув высоко. (Лось).
Одинокий, голоднющий
Всё зубами щелк да щелк.
Вы, наверно, догадались,-
Это страшный серый…. (Волк).
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж).
-Ребята, вам понравились выступления детей?
-Что же интересного вы узнали о жизни животных?
-Зима – очень серьезное испытание для лесных зверей. Чем мы с вами можем помочь животным?
Слайды.
-Люди делают специальные кормушки для животных. Летом заготавливают ветки деревьев, сено. Сооружают солонец, где оставляют для лосей соль.
Дети читают сообщения.
Приложение №1
Ответы детей.
Познавательные
Личностные.
5 Первичное закрепление учебного материала
-Зимой каждое животные обязательно “распишется” в “зимней книге” леса, т.е. оставит свои следы.
Давайте рассмотрим следы лесных животных в «зимней книге». Игра " Чей след?"
У детей картинки со следами зверей, учитель читает текст, а дети находят и показывают нужные следы.
" Книга зимы".
Показ следов на слайдах.
(Рассмотреть ещё следы в учебнике). Работа по учебнику и тетради.
Работа в группах
Познавательные
Личностные
6.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
Групповая работа «Дополните схему». Распределите животных по группам. На столе макеты леса.
1 гр. Делают запасы;
2. гр. Ищут корм;
3. гр. впадают в спячку;
Работа в группах. Создание проекта. На заранее подготовленные макеты разделяют животных на три группы.
1 .гр. Делают корм на зиму;
2 .гр. Впадают в спячку;
3. Ищут корм.
Коммуникативные
Познавательные
Личностные.
7 Рефлексия деятельности
(итог урока)
. Рефлексия деятельности.
- Что нового узнали на уроке?
-Назовите, какие животные спят зимой, а какие не спят?
-Каким животным нужна зимой помощь людей? Почему?
Ребята мы с вами достигли цели нашего урока?
Самооценка. - У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их под музыку) - Кто для себя сделал открытие? (Синий) - Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный) - Кому на уроке было интересно? (Зелёный) - Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)
Ответы детей.
Личностные
Приложение № 1
Белка: А на этом дереве у нее свой домик – дупло. Оно не очень большое, но сухое. Дупло выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло. Обычно у них не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. Белка запасла грибы и орехи еще летом и осенью, а теперь только отыскивает свои кладовые. Всегда найдет по запаху припрятанные в снегу и во мху орехи. С большим удовольствием ест и семена из еловых шишек, которых в лесу очень много. Часто ее запасами кормятся другие лесные звери.
Медведь: За осень нарастил под меховую шубу толстый слой жира. Этот жир и греет и питает его зимой. Медведь обычно устраивает себе берлогу под корнями ели и другого дерева свалившего бурей. Подкопает землю, чтоб ямка получилась по глубже и натаскает в него мох и кору ели. А потом приткнет веток к корням и заляжет спать до весны. Потом берлогу снегом занесет. Медведь на одном ухе спит, другим слушает. Медведица зимует вместе с медвежатами в одной берлоге. Зимой, в январе или феврале, у старших медвежат появляются младшие братишки или сестренки, совсем крошечные, величиной с рукавичку.
Заяц: По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его теплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. А в сильные морозы и бураны он забирается в снежные норы-пещеры под стволами поваленных деревьев, среди засыпанных снегом кустов. Запасов на зиму заяц не делает. Приходится грызть горькую кору осинок и жёсткие ветки. Живёт заяц впроголодь, ждет, когда навалит больше снега. Падает снег на ветки деревьев и кустов, пригибает их к земле. Вот теперь заяц может полакомиться молодой корой и тонкими веточками. Чем больше снега зимой, тем зайцам лучше.
Лиса: По снегу, даже глубокому, лисица ходит без труда. Из-за малого веса она почти не проваливается. Отрастает густая шуба, которая спасает от морозов. Вот с едой зимой плохо. Нет лягушек и птенцов, попрятались в норы мыши и полевки. Лиса запасов на зиму не делает. Охотится она в поле, где ветер сдувает снег. Тщательно обнюхивает снег, норки мышей отыскивает. Под снегом их не видно, но её чуткие ушки услышат, где под снегом мышка прошуршала. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Ещё она охотится за зайцами. Но не всегда может раскопать норку мышки под снегом или поймать зайца, поэтому, как и другие животные, часто голодает. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит.
Лось: Лесной великан. Вес его обычно достигает 400 килограммов. Такому зверю нужно много еды. Зимой добывать её очень сложно. Медленно бродят лоси среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Но этот корм малопитательный. Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. А потом снова за еду. День ли, ночь ли – для лося неважно: он живет по собственному расписанию. Бурая толстая шкура, хотя и не пушистая, надежно защищает его от мороза.
Волк: Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днем, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных.
Еж: В лесу тишина, все покрыто снегом. На пригорке – одинокая береза. Ее ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело небольшую горку снега. Там норка ежа. Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.
Приложение № 2
Отрывок из книги зимы
В лесу теперь очень тихо. Можно иной раз целый день ходить и не встретить ни одной живой души. Самих лесных обитателей иной раз не скоро увидишь, зато свой след никто из них не сумеет спрятать до следующего снегопада. Легко и просто разобрать и запомнить белкин почерк: она по снегу прыгает — как в чехарду играет. Короткими передними лапками обопрётся, — длинные задние далеко вперёд вынесет, широко их расставит. От передних лапок след у неё маленький. Две точки отпечатаны, обе рядом. От задних — след длинный, вытянутый, как от крошечной ручки с тонкими пальцами.
У мышей почерк хоть очень мелкий, а тоже простой, разборчивый. Вылезая из-под снега, мышь часто делает петельку и тогда уж бежит прямо, куда ей надо, или возвращается назад к себе в норку. Получаются на снегу длинные строчки двоеточий, — двоеточие от двоеточия на одинаковом расстоянии.
Волчий след похож на след большой собаки. Разница та же: лапа у волка сжата с боков. След волка получается длиннее и стройнее собачьего; отпечатки когтей и подушечек у него глубже. Расстояние между передними и задними когтями одной лапы больше, чем на собачьем следу. Передние когти волка на снегу часто сливаются в один отпечаток. У собак отпечатки подушечек пальцев сливаются, у волка — нет. (Сравни собачий след с волчьим и лисьим на рисунке.)
Вот через поляну тянется ровный следок, он будто по нитке выведен. По размеру он похож на собачий. Это разгуливала лиса.
В молодом осиннике совсем другие следы: впереди рядом два больших отпечатка, а позади них, один за другим, два маленьких. Такой след оставляет после себя заяц.
Много интересного из жизни лесных обитателей сумеете вы прочитать в белой книге зимы.