Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Где живут белые медведи?"»
Тема урока: Где живут белые медведи?
Цели: 1)Формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли; познакомить детей с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром. 2) Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы. 3) Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Планируемые достижения учащихся: усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов; 4) Учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.
Конспект урока окружающий мир в 1 классе по теме «Где живут белые медведи?»
1. Оргмомент. - Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее, - Начнём скорей урок!
2. Повторение ранее изученного.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
1) Игра «Да – Нет».
- Ребята, сейчас мы будем играть в игру «Да – Нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чём в нем говориться. То вы будете говорить «да», а если не согласны, то « нет».
- В прошлом вы выли взрослыми? (нет).
- Настоящее – это то, что происходит сейчас? (да)
- Суббота приходит после пятницы? (да)
- Первый день недели – это вторник? (нет)
- Между средой и пятницей – четверг? (да)
- Лето наступает после весны? (да)
- Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы? (да)
- Перед зимой идёт весна? (нет)
- Понедельник, вторник, среда – это месяцы? ( нет)
- После осени настанет зима? (да)
Отгадайте загадку
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет.
-Кто седой? Молодой? Какое время года скачет? А плачет?
Какое сейчас время года?
2) В годовой круг вставьте пропущенные месяцы. Раздать материал.
4)Работа в группах. -Мудрая Черепаха хочет узнать, насколько вы были внимательны на прошлых уроках. Дети получают задания для работы.
3. Актуализация знаний. - Молодцы, ребята! Мудрая Черепаха осталась очень довольна вашими ответами и приготовила вам интересные загадки о животных. Слайд2
Птица, только не летает, Ловко прыгает, ныряет. Ловит рыбу среди льдин... Как зовём его? ...(Пингвин)
Среди снега и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет. Густая белая шерсть спасает И от морозов его согревает. (Белый медведь)
- Муравьишка вас спрашивает: Что вы знаете об этих животных?
- О чём пойдёт речь на нашем уроке?
Тема нашего урока: Где живут белые медведи? Слайд 1
- Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что сверху и снизу на нем есть белые островки. Так обозначены на глобусе две противоположные части Земли - самая северная Арктика и самая Южная Антарктика. Там же расположены Северный и Южный полюсы. Слайд 2-3
- Чтобы это узнать, нам предстоит отправиться в интересное путешествие, в этом нам поможет волшебное заклинание.
Физкультминутка. Лети, лети, лепесток! Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли Быть по-моему вели!
- Хотели оказаться там, где живут белые медведи. Слайд 4-5
4. Открытие новых знаний. - Где мы оказались? - Кругом снег, лёд, здесь очень холодно. (На Северном полюсе, на Севере)
Вот что расскажет вам Мудрая Черепаха: Слайд 6
-Действительно, на Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. (Показываю на глобусе). Большая часть его постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс. Район Северного Ледовитого океана с расположенными здесь островами называют Арктикой. Температура воздуха на севере опускается до – 60 С.
- Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные?
- Кто нас встречает на Северном полюсе? Откройте учебник на стр.12, назовите животных. (морж, поморник, тюлень, треска, белый медведь)
Игра «узнай животного по его изображению» Слайд 7-8
- Так вот где живут белые медведи – на Северном полюсе! Слайд 9 Действительно, хозяин на Северном полюсе – белый медведь. - Но как жить в таком холоде? - Как вы думаете, что помогает белым медведям справляться с такими суровыми условиями обитания? (Ответы-предположения детей).
Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Весит он примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые медведи с ног до головы покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны самые лютые морозы.
- Как передвигаются белые медведи? (Ответы детей). Слайд 10 Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, поэтому они всегда остаются сухими.
Слайд 11-12 Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре мамаша-медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Слайд 13 Через 1-2 месяца на свет появляются 2-3 малыша, которые спят вместе с мамой в тёплой берлоге до наступления весны.
Слайд 14 Детёныши белых медведей остаются с матерью ещё примерно 2 года после рождения. Всё это время она их кормит, и заботится о них.
- А почему медведи белые? (Они живут среди снега, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитания). - У меня для вас есть интересный рассказ о жизни белого медведя, послушайте, а потом задам вопросы для самых внимательных.
Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался, как с капитанского мостика поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. Получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… «Сугроб» осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услышал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул…. Не повезло медведю! - На кого охотился белый медведь? - Как замаскировался медведь? - Удалось ли медведю поймать добычу? Почему?
- Итак, где же живут белые медведи? Покажите на глобусе. - А что мы видим на противоположной стороне от Северного полюса? (Южный полюс) Слайд 15 - Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Отправимся туда? Вспоминаем волшебное заклинание.
Физкультминутка.
Лети, лети, лепесток! Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли Быть по-моему вели! - Хотели, чтобы мы оказались на Южном полюсе. Слайд 16 - Итак, мы на Южном полюсе, в Антарктиде. Будем снимать тёплую одежду? Почему? - Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на карте. (белым) - Это участок суши, покрытый толстым слоем льда.
- Кто нас встречает на Южном полюсе? Обратитесь к учебнику, с. 13. - Самый яркий представитель животного мира Антарктиды – это, конечно, пингвины. - Что вы можете рассказать о пингвинах? Слайд 17
– Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают. – Как вы думаете, умеют ли они летать? – А чем они питаются? – Как природа приспособила их тело для ловли рыбы?
Вместо крыльев у них лапы – ласты. На ногах – перепонки для быстрого передвижения под водой. Тело покрыто гладким опереньем. Пуховых перьев нет. Но есть толстый слой жира, который спасает от морозов.
Чтение текста о пингвинах с доски. Слайд 18
- Основной враг пингвинов – морской леопард. Слайд 19
- Какие же ещё животные обитают в Антарктиде? Слайд 20-21
5. Первичное закрепление. - Самостоятельная работа в Рабочей тетради с.11 №1
- Белые медведи охотятся на пингвинов?
- Обозначьте свой ответ в тетради с.11 №2
- Где мы побывали сегодня на уроке?
- Какие животные нам встретились?
- Что больше всего понравилось, запомнилось на уроке?
8. Оценка работы. Самооценка
– Покажи с помощью ступенек, как ты поработал на уроке. – Кому на уроке всё понравилось, было легко и всё понятно? Поставьте человечка на верхнюю ступеньку. – Если вам что-то было непонятно, было трудно, то поставьте человечка на нижнюю ступеньку.