Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
Тема: Где живут белые медведи?
Цели:
1) Формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли; познакомить детей с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.
2) Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
3) Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоить, что на Земле есть очень холодные районы – Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать свое мнение.
Метапредметные:
- регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что еще нужно узнать;
- познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
- коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.
Оборудование: мультимедийные проектор, ПК, интерактивная доска, глобус, электронное приложение к учебнику АА. Плешакова 1 класс «Окружающий мир», учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир» 1 класс, рабочая тетрадь, картинки с изображением животных и мест их обитания, карточки с заданием.
План урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Самоопределение к деятельности.
IV. Работа по теме урока.
V. Физкультминутка.
VI. Работа по теме урока.
VII. Рефлексия.
VIII. Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас.
II. Актуализация знаний.
1. Игра «Не ошибись!» На доске записаны названия месяцев: июнь, март, май, сентябрь, февраль, апрель.
— Подчеркните названия весенних месяцев.
2. На доске записаны названия дней недели. Учащимся нужно расставить числа в пустые квадратики, чтобы получилась правильная последовательность.
Суббота □
Понедельник □
Среда □
Воскресенье □
Вторник □
Пятница □
Четверг □
3. На доске на карточке напечатана группа слов: осень, зима, весна, март, лето.
- Уберите лишнее слово (Март, так как это месяц, а осень, зима, весна, лето - это времена года.)
III. Самоопределение к деятельности.
Создание проблемной ситуации «Кто где живет?» На доске картинки с изображением животных и мест их обитания.
- Вы видите животных: лиса, дельфин, пингвин, белый медведь.
- Ребята, Муравьишке Вопросику стало интересно, где живут эти животные. Кто знает? Расселим животных по месту их обитания. (Не знаем, где живут белые медведи и пингвины.)
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (Где живут белые медведи и пингвины.).
- Сформулируйте цели урока. Посмотрим совпали ли наши предположения, прочитайте на с. 12 учебные задачи.
IV. Работа по теме урока.
1. Практическая работа.
- На уроке необходим важный предмет. Отгадайте, какой.
Чтоб изучить пустыни, горы
И океанские просторы,
Все острова, материки
И берега большой реки,
Не нужен поезд иль автобус —
Поможет славный школьный. (глобус).
- Что такое глобус? (Уменьшенная модель Земли.)
- Давайте посмотрим на глобус и найдем Северный Ледовитый океан и Антарктиду. (Учитель показывает.)
- Что вы знаете об этих районах Земли? (Ответы детей.)
- Проверьте свои ответы. Прочитайте текст на с. 84. (Учитель или кто-то из учеников читают по учебнику текст о холодных районах Земли. После прочтения учитель задает вопросы по содержанию прочитанного.)
- Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида.)
- Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (Льдом и снегом.)
- Какой полюс расположен в этом районе Земли? (Северный полюс.)
- Северный Ледовитый океан вместе с островами называют Арктикой. Это суровый край. Долгая зима. Солнца не видно, с середины октября до конца февраля царит полярная ночь. Лишь изредка полыхает северное сияние (Слайд)
- Лето здесь бывает, но оно холодное и короткое, снег не успевает растаять. (Учитель еще раз показывает Северный Ледовитый океан и Северный полюс на глобусе.)
- Как называется еще один холодный район Земли? (Антарктида.)
- Какой полюс расположен в этом районе? (Южный полюс.)
- Огромный участок суши, покрытый слоем льда, называется Антарктида. (Слайд)
- Здесь всегда холодно, летом не больше одного градуса тепла, зимой морозы бывают до 60 градусов мороза. (Учитель показывает Антарктиду и Южный полюс на глобусе.)
- Чем похожи эти районы?
- Как вы думаете, зачем мы знакомимся с этими районами Земли?
2. Работа по учебнику.
- Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправляемся в путешествие. Для этого мы разделимся на две группы. Одна группа отправится на Северный полюс, вторая - на Южный.
- Как вы думаете, что понадобится в путешествии? (Теплая одежда.)
- Правильно, и на Северном полюсе, и на Южном очень холодно.
- Какая из групп по очереди назовет больше теплых вещей? (Ответы детей.)
Далее учащиеся работают по рисункам в учебнике: первая группа - по рисунку на с. 12, вторая - на с. 13. Им нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели, по плану.
План
- Где вы побывали?
- Что увидели вокруг?
- Какие животные, птицы вам встретились?
Ученикам дается время для подготовки, затем выслушиваются рассказы обеих групп. По ходу рассказов учитель выставляет на доску рисунки или фотографии птиц и животных.
- Чем похожи эти районы? (Здесь холодно, много снега и льда.)
- Одних и тех же или разных животных можно встретить в этих районах? (Разных.)
V. Физкультминутка.
- Мы долго броди среди льда и снега и теперь нам надо согреться. А в этом нам поможет физкультминутка.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили.
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Я мороза не боюсь,
(Шаги на месте.)
С ним я крепко подружусь.
(Хлопки в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз,
(Присесть.)
Тронет руку, тронет нос.
(Показать нос.)
Значит, надо не зевать,
(Хлопки в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть.
(Прыжки на месте.)
VI. Работа по теме урока
1. Беседа.
- Подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах. (Ответы детей.)
Учитель сообщает краткие сведения о белых медведях и пингвинах (см. дополнительный материал к уроку).
2. Выполнение заданий в рабочей тетради.
№ 1 (с. 11).
- Рассмотрите рисунки в первой рамке. Назовите этих животных. Кто из них лишний? Почему? (Пингвин, так как остальные животные являются обитателями Северного ледовитого океана.)
- Назовите животных во второй рамке. Кто из них лишний? Почему? (Белый медведь, так как остальные животные являются обитателями Антарктиды.)
- Выполните задание.
№2 (с. 11).
(Работа в парах. Проверка.)
3. Работа с электронным приложением к учебнику.
VII. Рефлексия.
– Покажите с помощью смайликов, как вы поработали на уроке.
– Кому на уроке все понравилось, было легко и все понятно? Покажите улыбающегося смайлика.
– Если вам что-то было непонятно, было трудно, то покажите грустного смайлика.
VIII. Подведение итогов урока.
- Какая задача стояла перед нами на уроке?
- Выполнили мы эту задачу?
- Какое задание сегодня на уроке вам больше всего понравилось выполнять?