Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Где живут белые медведи?"»
Проект «Шажара» Генеалогическое древо
Подготовила:
Хамидуллина Р.В
учитель начальных классов
Тип проекта: групповой, исследовательский, творческо-информационный.
Вид проекта: комплексный Сроки реализации: среднесрочный, с 21 сентября по 26 октября 2020г. Участники проекта: учитель, ученики и родители.
Возраст детей: 7-8 лет
Предмет исследования: изучение истории семьи.
Объекты исследования: воспоминания и рассказы дедов и прадедов о жизни.
Фотографии, документы, письма.
Актуальность проблемы:
Каждый человек рождается, растет, стареет, умирает, но, проживая жизнь, оставляет после себя след. Продолжение каждого из нас - это дети. Дети – самое дорогое, что есть в жизни. У детей рождаются свои дети, у тех – свои. И если человек даже не совершил никаких открытий, просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.
Мы плохо знаем свои корни, забывается наш родной башкирский язык. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной, к родному языку – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, ни своего родного языка, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Ведь изучая историю своей семьи, каждый знакомится, таким образом, с историей России.
Цель работы - изучить родословную своей семьи.
-Укрепление связи поколений в семье, сплочения членов семьи.
-Формировать познавательный интерес к изучению своей семьи.
-Воспитывать любовь и уважительное отношение к предкам, к родным и близким,
и к родному языку.
Задачи работы :
-Составить генеалогическое древо семьи.
-Выяснить происхождение своей фамилии.
-Собрать исторический материал о своих предках.
-Обращаться к родным на башкирском языке: 2с2й, атай, 0л2с2й, 7арттай, 7устым, апай, а4ай.
Методы исследования :
Опрос родственников.
Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей своего рода.
Анкетирование.
Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.
Предполагаемый результат:
По итогам данного проекта обучающиеся знают свое имя, отчество,
домашний адрес.
Имя, отчество своих родителей, бабушек и дедушек.
Имеют представление о родственных связях.
Проявляют заботу и уважение ко всем членам семьи, уважительно относятся к
их труду. Обращаются к ним на башкирском языке.
Совместная деятельность будет способствовать укрепления детско-родительских отношений, сплочению поколений в семье, и научит общаться на родном языке и
не забывать свой родной язык.
Обучающиеся вместе с родителями создают Генеалогическое дерево
Значимая для обучающихся проблема, на решение которой направлен проект:
Кто я?
Как появилась моя семья?
Кто были мои предки?
Откуда я родом?
Что такое Шажара?
Формы и этапы работы по организации проекта:
Подготовительный
Основной
Заключительный.
Подготовительный этап с 21.09 по 28.09
Подбор методической литературы по данной теме;
Диагностическое исследование по выявлению знаний учащихся о своей семье; Подбор художественной литературы (стихи, рассказы, сказки) и произведений устного народного творчества (пословиц, поговорок) по теме «Семья»;
Подбор иллюстративного материала;
Подбор дидактических, развивающих игр по данной теме;
Подбор материала для продуктивной деятельности;
Создание предметно-развивающей среды в классе;
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Составление плана работы проекта.
Совместная деятельность детей и родителей
Поиск необходимой информации для составления родословных своих семей. Беседы родителей с детьми об истории своей семьи.
Рассказ о своём детстве, школьных годах, о профессии, «Стихи, пословицы, поговорки о семье».
Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», Л.Толстой «Старый Дед и внучок», «Честное слово».
Просмотр видеофильмов: «Цветик-семицветик», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».
Совместное составление «Генеалогического древа».
Мультфильм на башкирском языке «Шалкан» (Репка)
ОСНОВНОЙ ЭТАП с 29.09.2020 по 15.10.2020
Содержание деятельности педагога: Беседы с детьми: «Моя семья», «Рядом или вместе?», кл.час «Моя родня», «Что такое род, родня», «Что такое Шажара?», «Как я помогаю дома»; Чтение художественной литературы о семье; Разучивание песен, стихов, пословиц на семейную тематику; Ролевое проигрывание семейных ситуаций; Познавательно-речевое занятие «Наши имена и фамилии..»; Опрос детей: «Что я знаю о семье?» Дидактические игры: «Цепочка поколений», «Кто старше»;
Речевая игра «Кто как трудится в семье?». Уроки башк.языка на тему «Семья», «Дом»; Пальчиковые игры: «Гаилэ» «Мамин праздник»; Конструирование «Дом в котором я живу»; Физкультминутки про семью «Три медведя»;
С родителями: Консультация для родителей «Способы оформления родословной».
Вся эта работа укрепила и сплотила всех членов семьи, которые принимали участие в этом проекте.
У детей сформировался познавательный интерес к изучению своей семьи, и к родному языку.
Дети стали уважительнее относиться к своим родным и близким.
Составив генеалогическое древо семьи, узнав происхождение своей фамилии, не только у детей, но и у родителей открылся интерес собрать в будущем исторический материал о своих предках и собрать свою родословную шажару. Ведь каждый башкир должен знать свой род минимум до 7 поколения!