2.Актуализация знаний учащихся | Учитель: - Наш урок окружающего мира начинается прямо сейчас. А начнем мы его с упражнения «Звездопад». Закройте глазки и представьте звездное небо. Бесчисленное количество звезд окружает нас. И вдруг мы видим, что одна из них падает. А когда падает звездочка можно загадывать желание. Откройте глазки и загадайте, каким вы хотели бы видеть наш урок. - А подсказкой вам послужат фразы, напечатанные на красных листах интересным увлекательным познавательным содержательным (слайд) - Выберете то, что вы считаете самым точным. - А что нам с вами нужно сделать, чтобы урок получился именно таким? - Подсказкой вам будут фразы на слайде. размышлять наблюдать работать слаженно, дружно преодолевать трудности оказывать помощь друг другу (слайд) - Выберете то высказывание, которое, по вашему мнению, более подходит к уроку. - Замечательно. - Ребята, давайте с помощью стихотворения узнаем тему урока. Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Птицы, звери и леса. Человек и время года. Это всё вокруг природа! - О чём мы будем говорить с вами на уроке? - Где находится природа живая и неживая? - Вот мы и определили тему нашего урока: «Посмотри вокруг». (открываю на доске тему урока) - Что вам хотелось узнать на уроке? Давайте сформулируем задачи урока (на слайде) | Учащиеся: Слушают учителя и отвечают на вопросы. - об окружающем мире, о природе живая и неживая. - вокруг нас | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность Личностные: -выражать положительное отношение к познавательной деятельности; -проявлять желание узнавать новое Коммуникативные: -формирование умения слушать и слышать |
3.Изучение нового материала Беседа по содержанию: Работа с рисунком в учебнике. 4. Физкультминутка. 5. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий. Этап выявления и причины затруднения | Учитель: - Ребята, внимательно послушайте загадку Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется… -На какой планете мы с вами живём? -Что вы знаете о нашей планете? Человечество существует многие тысячелетия. Древние жители нашей планеты не умели читать и писать, не знали, откуда пришло их племя, не подразумевали, что существуют другие земли. Но они знали местность, в которой жили, знали, где лес, где горы, водоёмы, трудно проходимые тропы, знали, куда пойти охотиться. Человечество развивалось, люди начали путешествовать и узнавать новое о нашей планете. И все свои знания передавали потомкам. Уже в древности мудрецы размышляли о строении мира. Они думали, что Земля- это плоский остров, окружённый океаном, а над ним находится купол, по которому движутся солнце и луна. - Так представляли Землю на трёх слонах другие жители планеты. (показываю на слайде) - Так выглядела Земля глазами народов севера. (показываю на слайде) - Как вы думаете, правы ли были мудрецы? - В том, что земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль. - Прошло много лет с тех пор, как отважный Капитан Фернан Магеллан и его товарищи отправились в кругосветное путешествие. - Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны. -Что доказывает это кругосветное путешествие? - А как называется модель Земли? А ещё люди стали изображать поверхность Земли на карте. (слайд) - Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми географическими понятиями, чтобы узнать какими, предлагаю вашему вниманию ребус, отгадка которого и будет одним из новых для вас понятием. Рассмотрите внимательно ребус. (слайд) - Что же это? - Правильно, это «горизонт». Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом. - Горизонт в переводе от греческого означает «кругозор», т.е. то, что мы видим вокруг себя. - Откройте учебник на странице 70 и найдите в нём определение горизонта, прочитайте. -Что же называют горизонтом? - Ответили мы с вами на первый вопрос? - Почему на земле существует горизонт? - Ребята, у вас в учебнике представлены две фотографии. Давайте их сравним. Что в них общего и чем они различаются? - А как будет называться линия, где небо как бы сходится с землёй? Что получилось на месте их соединения? - Это еще одно новое географическое понятие. - Ваши предположения, что такое линия горизонта? - Покажите друг другу линию горизонта на фотографиях в учебнике. - Давайте подумаем, каким же свойством обладает линия горизонта? У линии горизонта есть одна особенность – ее нельзя достичь. Насколько мы будем к ней приближаться, настолько она будет от нас удаляться, манить, вести за собой до бесконечности. - Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? Почему нельзя? - В какой местности можно лучше увидеть линию горизонта? - Как изменится линия горизонта при подъеме? - Что вы увидите, если будете двигаться в каком – нибудь направлении? Сделайте вывод: Можно ли дойти до линии горизонта? Учитель: Встали. По дорожке шли, шли, Много камешков нашли. Нагнулись, присели, Собрали и дальше пошли. По дорожке, по дорожке Прыгаем на левой ножке, И по этой же дорожке Прыгаем на правой ножке. Побежали на лужайку. На лужайке, на лужайке Прыгаем как зайки. Стоп! Немножко отдохнем! И работать мы начнём. - Все чаще жители древних стран надолго уплывали от своей родины, отправляясь в далекие путешествия по Земле. - Как в старину мореходам удавалось плыть всё время в нужном направлении, не сбиваясь с пути? - Как же они находили дорогу домой? Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться. Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны, а закатывается, садится с противоположной. Кто из вас ответит Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет? Кто из вас любит солнце? А кто знает, где встает солнце? А где заходит? - Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце восходит, где заходит? Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг. То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта». Всё это объединили в схему Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. -Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта. -Посмотрите на схему. (Слайд) - На схемах и картах север всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. - Как обозначаются названия сторон горизонта на русском языке? - Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее? - Послушайте сказку. Сказка про Север, Юг, Запад, Восток. (инсценирование сказки чтение по ролям) Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее. Север: - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу! Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю. Восток : - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я! Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я! Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете! Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее? - Какие стороны горизонта вы знаете? - Зачем нужно их знать? Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами. - Откройте учебник на стр. 71. - Подумайте, какая сторона горизонта будет находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком? СЗ – северо-запад ЮЗ - юго-запад СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток - Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках географии в старших классах. | Учащиеся: - Земля - Все ранние представления о Земле оказываются неверными - земля имеет форму шара - глобус (демонстрация глобуса на слайде) - горизонт - Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонтом. - да - Горизонт существует на Земле потому, что она имеет форму шара. - на обеих фотографиях есть небо, но отличаются они тем, что на одной изображено поле, а на другой океан, море. - линия горизонта - Это воображаемая линия, где небо сходится с землей - Земля имеет форму шара, это воображаемая линия. - На открытых поверхностях Земли - чем человек выше поднимается над поверхностью Земли, тем больше пространства он охватывает взглядом - Солнце Дети затрудняются ответить. - На картах их обозначают одной начальной буквой слова. - чтобы правильно определять свое местонахождение и найти путь домой. | Познавательные: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - ориентироваться в учебнике; - сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; Коммуникативные: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
6. Практическая работа. 7. Подведение итогов. Дом. Задание. Рефлексия. | Учитель: Работа в парах. 1 задание - У вас на парте лежит набор карточек. Прочитайте слова на карточках. Разделите их на 3 группы. - Подумайте, по какому основанию вы их разделите на группы. Прямо, час, север, вверх, месяц, восток, неделя, год, запад, назад, секунда, юго-восток ОТВЕТ К ЗАДАНИЮ: НАПРАВЛЕНИЕ Прямо, вверх, назад ВРЕМЯ Час, месяц, неделя, год, секунда СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА Север, юг, запад, восток 2 задание. - Итак, представьте, что мы с вами отправились в путешествие. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия. (Работа в тетрадях) За один день мы проходим расстояние, равное одной клетке. В первый день, выйдя из точки О, мы пошли на север. Во второй день - на запад. В третий - на запад. В третий на север. В четвертый, пятый и шестой шли на восток. В седьмой – на юг. В восьмой день – на запад. В девятый – на юг. В десятый - снова на запад. - Куда мы вернулись? Если вы двигались в правильном направлении, то у вас должен получиться тот вид транспорта, на котором мы с вами путешествуем – корабль. 3 задание. Тест. 1. Что такое горизонт? а)все предметы окружающего мира б) видимое вокруг нас пространство в) все пристройки вокруг 2. Как называется воображаемая линия, где земля соединяется с небом? а) ось симметрии б) линия горизонта в) прямая линия 3.Где можно увидеть линию горизонта? а) в поле б) в огороде в) в лесу 4.Укажи основные стороны горизонта а) запад, юго-запад, восток б) север, юго-запад, восток, северо-восток в) восток, запад, юг, север 5. Подпиши стороны горизонта: 6. Если двигаться вперед, то… а) Линия горизонта все время будет удаляться. б) Линия горизонта все время будет приближаться. а) Линия горизонта останется на мест. Учитель: - Что нового узнали на уроке? - Где могут пригодиться полученные знания? Придумать и изготовить модель «Стороны горизонта». На партах у вас лежат смайлики. Оцените наш урок и свою работу. Красный смайл: -мне ничего не понравилось, я ничего не понял. Желтый смайл: -урок мне понравился, но я не все усвоил. Зелёный: Мне все понравилось и я все понял. | - Вернулись обратно. Проверка по схеме на доске | |