Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»
Гафарова Фарида Гаптелхамитовна
МБОУ «Арская СОШ № 2»
Учитель начальных классов
Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по УМК «Перспектива»
по теме «Как работает наш организм».
Тип: урок «открытых нового знания.
Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и закреплению представления о работе внутренних органов человека.
Задачи урока:
- дидактические: формировать умение различать системы органов;
- развивающие: развивать коммуникативные навыки, познавательную активность детей при изучении деятельности внутренних органов человека, способствовать оцениванию своей деятельность на уроке; развивать познавательную активность детей при изучении строения тела человека;
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету при изучении функций систем органов человека; формировать бережное отношение к своему здоровью на основе полученных знаний на уроке; воспитывать потребность к объективному самооцениванию.
- Добрый день дорогие ребята. Я рада вас. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов!
3. Проверка готовности к уроку.
- А сейчас пора за работу. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
- Тогда сели красиво и правильно.
II. Проверка усвоения материала прошлого урока
- А теперь, ответим на пару вопросов.
1. Перечислите внутренние органы, которые мы разбирали на уроке.(мозг, легкие, сердце, желудок, печень, кишечник)
2. Какие системы органов вы запомнили?
III. Актуализация знаний . Мотивация познавательной деятельности
1. Мотивация к познавательной деятельности
- Наш урок я хочу начать с пословицы. «Глаза боятся, а руки делают».
- Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)
- Да, так говорят перед началом. Не нужно бояться, за что-то браться, постепенно делая работу, обязательно будешь вознагражден в итоге.
- Надеюсь, мы сегодня хорошо поработаем, и в конце за хорошую работу кто-то будет вознагражден оценками.
2. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т. е. создание проблемной ситуации)
- Посмотрите на доску, (200, 650, 43, 17,100.000) как вы думаете, что они обозначают и для чего я их написала на урок окружающего мира?
3. Целеполагание (т. е. формулировка темы и цели урока совместно с учащимися)
- Исходя из этого, как мы можем сформулировать цель нашего урока? О чем мы будем говорить?
- Молодцы, я принимаю все ваши ответы. Но хочу их немного скорректировать.
- Цель нашего урока: познакомимся с внутренним строением тела человека.
Тема нашего урока «как работает наш организм».
IV.Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)
1.Определение последовательности действий на уроке(т.е. вовлечение учащихся в организацию с целью решения проблемной ситуации)
Чтобы достигнуть цели урока, давайте наметим план действий по изучению нового материала.
- Для этого посмотрите на доску и попробуйте соединить начало и конец каждого предложения. Это наш порядок действий на уроке.
1.Познакомимся.. с пищеварительной системой.
2.Узнаем.. сколько костей и мышц в нашем организме.
3. Узнаем.. как мы дышим
4.Научимся.. измерять свой пульс.
- После прохождения каждого этапа на листах самооценки мы будем с вами ставить знак плюс, если вам всё было понятно.
2. Поиск решения («открытия нового знания»)
А) работа с текстом на тему пищеварение человека, составление цепи пищеварения
- Каждый из нас употребляет пищу, а вы когда-нибудь задумывались, какой путь проходит пища в нашем организме? Для того, что бы нам узнать, какой путь она проходит нам нужно объединиться в 6 групп. Ваша задача из данного текста выделить главную информацию и представить ее классу. Как мы работаем в группах? (дружно и сообща)
- Прежде чем рассказать о своих органах пищеварения, давайте посмотрим, что происходит с яблоком в каждом органе. (яблоко передается каждому рассказчику?
Ротовая полость.
Ты ешь таким сложным органом, который умеет дышать, кусать, жевать, смачивать еду слюной, обогревать и охлаждать ее, глотать, узнавать, соленая она или сладкая, горькая или кислая, горячая или холодная; кроме того, он умеет бороться с микробами, а так же петь, говорить, смеяться и, к великому сожалению, показывать язык.
Рот – это и вход в пищеварительный тоннель. Как перед настоящим тоннелем, в нашем домике тоже сидит охранник. Толстый, красный и мокрый. Догадался, кто это?
Язык стоит на посту и всех входящих на вкус пробует. «Стой! Кто такой? Ах, молчим? А ну-ка, попробуем тебя кончиком, на сладость... Не сладкий. Попробуем корнем... Не горький. А если бочком? Кисленький! Здравствуйте, гражданин лимон, давно ждем! Позвольте вас подсадить на зубок. Так. А вы кто будете? Не сладенький... не кисленький... а ну-ка корнем... Горький, как отрава! Па-а-прашу на выход! Горьким огурцам вход воспрещен! А это что? Этот глупый мальчишка опять заставляет меня пробовать холодный снег. Ну нет! Сначала растопим, согреем, а потом проглотим, раз уж так хочется».
Язык все время смачивается слюной, которая нужна для глотания. Попробуй проглоти не жуя черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно.
Но слюна не только смачиватель, она — первая, кто на нашем конвейере приступает к разборке еды. Это специалист по топливу. Из еды она освобождает только углеводы.
Но это не все! Слюна еще и санитар. Она уничтожает вредных микробов, которыми просто кишат немытые овощи, фрукты. Есть они и на грязных руках. Но микробов бывает так много, что с ними не справляется не только слюна, но и второй санитар — миндалины. Недаром говорят: все болезни вползают через рот.
Миндалины стараются не пропускать микробы внутрь. Но, когда микробов скапливается слишком много, миндалины воспаляются и начинают болеть. Вот тогда за дело принимаются настоящие санитары и врачи.
У зубов совсем другая, очень важная работа. Если они плохо разжуют пищу, она может повредить пищевод и желудок, который очень трудно лечить. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, а значит, меньше отдыхает и начинает болеть.
Желудок
Итак, твой нос почувствовал запах яблока. «Дзинь-дзинь, — сигналит он в мозг!» — «Найти и уничтожить!» — приказывает мозг. Ты отправляешься на кухню и видишь румяные, аппетитные яблоки. Тут же во рту начинает обильно выделяться слюна, а в желудке — специальный желудочный сок. Язык быстренько обследовал, каков яблоко на вкус, и подсадил его на зубы. Зубы разжевали, слюна смочила, ты задерживаешь дыхание, глотка закрывает дыхательный путь... Ты делаешь глотательное движение и — пуск! Кусок яблока проскользнул в пищевод и поехал вниз. Он проскочил пищевод за пять секунд и очутился в узеньком, сеном желудке.
Желудок без еды - спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик — он чуть надуется, въедет яблоко в желудок — он чуть растянется и наконец превратится в целую пещеру, до потолка набитую яблоками. Стенки ее, как и в настоящей подземной пещере, не гладкие, а шершавые, и из них тоже сочится вода. Только это не обычная пода, а желудочный сок. Течет он не только с потолка, а сразу отовсюду. Из каждого квадратного миллиметра стенок нашей пещеры бьет по сто родничков такого сока!
Это самый главный разборщик на нашем конвейере. Он постепенно пропитывает всю пищу и растворяет даже твердые леденцы до жидкой кашки. Но сок делал бы эту кашицу в несколько раз дольше, если бы работал один. И знаешь, кто ему помогает? Сам желудок. Как ладони трут и перемешивают твердую глину с водой, так и желудок своими стенками м нет, растирает и перемешивает пропитанную соком еду. Вся эта сложная работа и называется перевариванием.
Яблоко желудок будет переваривать часов пять. А вот над жареной уткой, которую мы ели вчера, желудок старательно трудился целых семь часов.
Итак, переваренная пища постепенно движется к выходу из пещеры, который заперт до поры до времени сторожем. Зовут его по-старинному — привратником. Он такой же строгий, как настоящий привратник. Только тогда, когда он убедится, что пища хорошо переварилась, он открывает выход, выпускает небольшую порцию и тут же опять закрывает. И так трудится, пока не уедут все гости.
Тонкая кишка
Кишечник, как семиметровая змея, свернулся в несколько раз и лежит себе под желудком, как под камешком. «Змея» эта в начале тонкая, как сосиска, а в хвосте — толстая, как огурец.
Она постоянно сжимается и разжимается. Но давай лучше вернемся к привратнику и проследим, что же происходит с гостями, которых он выпустил из пещеры. Они сразу же попадают в коридор длиной в двенадцать пальцев. Он так и называется — двенадцатиперстный, потому что палец раньше называли перстом.
Из стенок этого коридора вытекает горькая желтая желчь. Она растворяет жирных гостей, с которыми не справился желудочный сок. Медленно, как на лифте, опускается вниз по этому коридору жидкая кашица и плавно въезжает в тонкую кишку. Стенки ее не грубые и шершавые, как в желудке, а бархатистые, потому что покрыты малюсенькими ворсинками.
Ворсинки же высотой всего один миллиметр, и на каждом квадрат ном сантиметре их растет около тысячи! Если посмотреть в микроскоп то эта тонкая кишка мохнатая, как наш толстый кот.
Каждая ворсинка — это насос для всасывания питания. И чем насосов больше, тем быстрее они накормят все клетки. За час эта насосная станция может всосать до трех литров питательной жидкости и накормить досыта все клетки.
Толстая кишка.
Тонкая кишка всосала не всю еду, а только три любимых всеми клетками блюда, самых полезных и нужных: белки, жиры и углеводы.
Наша умница тонкая кишка всю еду до конца переварила, выжала, самое вкусное всосала, а ненужные шкурки да косточки вместе с водой дальше отправила в толстую кишку.
А толстуха эта ужасно хозяйственная. Как увидела, что ей худая сестрица прислала, заохала, запричитала: «Нам для хозяйства вон сколько воды надо, а некоторые этого не понимают. Но мы не выльем, а быстренько все всосем».
И всасывает всю оставшуюся воду. В результате от завтрака, обед и ужина остаются никому не нужные отходы, которые даже такая хозяйственная толстая кишка без сожаления выбрасывает наружу.
- Ребята, вы большие молодцы! Давайте прочитаем, какой путь у нас проходит пища в нашем организме
Б) физкультминутка на тему мышцы и кости человека
— Часто в фильмах показывают, как скелет идет, бежит, наклоняется. Может ли быть такое? Почему? (Нет, кости в движение приводят мышцы, которыми командует мозг. У скелета нет ни того, ни другого.)
— Что такое скелет? (Все кости человека.)
— Какую роль играют мышцы в организме? (Приводят тело в движение.)
— Для чего нужна правильная осанка? (Чтобы внутренние органы работали без сбоев и помех.)
Итак, скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой.
- Я вижу вы не много устали, давайте встанем и не много отдохнем. В организме человека 200 костей и 650 мышц.
Отдохнем с тобой, дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
В) прочтение темы на стр 54 «как мы дышим».
- Сейчас мы с вами разобрали пищеварение человека, мышцы и кости человека а без чего еще не может прожить человек?
- Правильно, без дыхания. Для того, что бы разобрать, как дышит человек, откройте учебник и кто-нибудь один нам прочитает, что там написанно.
- Что вы узнали из этого текста?
Г) беседа на тему кровеносная система
- Кто знает, какая самая главная мышца в организме человека? Правильно это сердце.
- А что оно делает? Своим биением заставляет кровь двигаться
- Для чего нужна кровь в нашем организме? Она переносит полезные вещества и кислород по всему организму
- Куда попадают полезные вещества и кислород из крови?
Д) измерение пульса оксипульсометром
Давайте сейчас проведем не большой эксперимент. Я принесла оксипульсометр, он измеряет сердцебиение и насыщенность кислорода в крови.
-Сейчас выйдет один спортивный человек и мы замерим его показатели в спокойном состоянии (ответы выводятся на доску)и замерим показатели после упражнений, а сейчас присядь 10 раз, пока он делает упражнение.
-Как вы думаете, будут ли отличаться показатели? (измерение) вы были правы, показатели изменились.
-Посмотрите, они увеличились или уменьшились показатели?
- Это плохо или хорошо? Почему?
-Какие выводы мы можем сделать?
- А можем ли мы без приборов измерить пульс? Как мы можем это сделать?
- Для измерения, положите три пальца от запястья и в этой точке не много надавите, возьмите часы и посчитайте сколько ударов у вас будет за 10 сек и умножьте его на 10
3. Первичное закрепление
«Проверь себя»
- А теперь, ответим на пару вопросов.
1.Перечислите внутренние органы, которые мы разбирали на уроке.
2. Какую функцию выполняют эти органы?
4. Включения нового знания в систему знаний
- Чтобы узнать то, как хорошо вы запомнили сегодняшний материал, выполним задание. Нужно ответить на вопросы. Для этого откройте конверты №2. Работаем самостоятельно.
1. Орган, с помощью которого человек дышит. (Легкие)
2. Длинный извилистый орган длиною почти 6 метров. (Кишечник)
4. Что переносит кровь в нашем организме? (кислород и питательные вещества)
5. Что обеспечивает опору тела и его движение (мышцы и кости)
- Чтобы проверить ответы, обменяйтесь вашими ответами с соседом по парте. Приступаем к проверке по ответам, их вы можете увидеть на слайде.
- Посмотрите на критерии оценивания.
Критерии оценивания:
Нет ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
- Ребята, возникли ли у вас ошибки? Давайте разберем их.
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
- Соотнесение результатов с поставленными целями
- Ребята, какую тему мы сегодня прошли?
- Вспомним нашу цель. Достигли ли мы её?
- Какое затруднение у вас возникло? Можем ли мы теперь выполнить это задание? Как же будет правильно? Давайте откроем тетради и уже ручкой сопоставим правильно названия с частями тела и органами.
- Вернёмся к плану, все ли пункты мы выполнили?
- Самооценка ученика собственной деятельности
- Давайте вспомним пословицу, о которой мы говорили в начале урока. «Глаза боятся, а руки делают».
- Вам было трудно на уроке, глаза боялись? Вы хорошо поработали, старались? Молодцы!
VI. Домашнее задание. Прочитать стр. 52-55, измерить свой пульс