Уроки окружающего мира (УМК «Начальная школа XXI века») .
В настоящее время большое внимание при изучении предметов естественно-научного цикла в начальной школе уделяется проблемам здоровьесбережения. На уроках окружающего мира мы с ребятами постоянно обсуждаем вопросы, связанные с их здоровьем, говорим о том, что такое здоровый образ жизни, как он формируется, какие факторы могут на него повлиять.
Одной из ярких тем в программе 2 класса, несомненно, является тема, посвящённая бактериям. Сейчас СМИ очень часто обращаются к теме борьбы с бактериями. Возникает реальная опасность того, что у детей возникнет боязнь всех бактерий. Поэтому очень важно внести ясность в детские умы, помочь разобраться в том, что такое бактерии, какие из них считаются вредными для человека, а какие помогают человеку. Конечно, охватить эту тему мы во 2 классе не сможем, да и не ставим перед собой такой цели. Но мы можем попытаться научить детей не делать поспешных выводов о вреде и пользе, опираться на изученные факты, добывать интересную и полезную информацию из разных источников, обсуждать, выслушивать мнения товарищей, доказывать правоту своих суждений.
Предлагаю вниманию коллег уроки окружающего мира по темам «Царство бактерий» и «Грибы». Уроки разработаны в рамках внедрения ФГОС нового поколения, содержат описание УУД, которыми могут овладеть учащиеся, к урокам прилагается презентация.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | | |
Актуализация знаний «Разминка» | Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | Игра «Найди лишнее» Учащимся предлагается несколько объектов природы (живой и неживой), они находят объект, который не подходит к основной группе. | Высказывание предположений. Актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. |
Постановка темы и цели урока. | | Постановка темы и цели урока. - Какую большую важную тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Царства природы) - Сколько таких царств-государств мы выделили? - Две волшебные двери приоткрыли. Вспомните, что там увидели, кто там прячется? (растения и животные) - Сегодня откроется перед нами ещё одна дверь. Долгая дорога, трудная, надо зарядиться энергией растений и животных. | Актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. |
Физкульминутка | | | |
Постановка проблемы «Открытие» новых знаний детьми | Регулятивные УУД Личностные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | - Открываем дверь. - Бактерии. Когда мы слышим слово «бактерии», у каждого возникают свои ассоциации. Но нам нужна точная научная картина. Давайте попробуем её нарисовать, ответив на несколько вопросов. Бактерии будут нам помогать, так что в классе должно быть не очень шумно. 1. Что такое бактерии? 2. Где живут бактерии? 3.Какие они, бактерии? Как они выглядят? 4. Как их можно увидеть? 5.Загадка про микроскоп. Научная справка: определение «микроскопа». | Высказывание предположений. Актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. - Бактерии – мельчайшие живые существа. - Бактерии живут в воде, в почве, в организмах животных и людей. Высоко в небе, глубоко под землёй. (Работа по учебнику) - Форма бактерий: палочки, шарики, жгутики. -В микроскоп. |
Физкультминутка «Таинственные гости» | | | |
Продолжение диалога | Личностные УУД Коммуникативные УУД | 6. На какие две группы можно разделить бактерии? 7.Как и где человек использует полезные бактерии? Научная справка: пенициллин. Пенициллин во время войны спас жизни тысяч и тысяч людей. Если бы не этот мощный антибиотик, раненые умирали бы не только от потери крови, но и от инфекции, которая попадала в организмы через раны. Сейчас мы пользуемся разными группами антибиотиков, а в то время это был прорыв в российской и мировой науке. 8. Как уберечься от вредных бактерий? | - Полезные и вредные - Дрожжи, молочнокислые бактерии, лекарственные препараты. 1.Соблюдать правила личной гигиены. 2.Правильно обрабатывать продукты питания. 3.Повышать уровень иммунитета, закаляться. 4. Ограничить контакт с заболевшими людьми и животными. |
Подведение итогов. Рефлексия. | | Подробнее о бактериях вы узнаете старших классах, на уроках биологии. А полученные сегодня знания полезны для вас? | |
Практическая работа | Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | -Полезными знаниями надо делиться. Как вы думаете, нашим первоклашкам наши знания смогут пригодиться? Я предлагаю вам стать соавторами книжки-малышки для первоклассников. - Творите, раскрашивайте, дописывайте, вклеивайте. Всё необходимое для работы у вас есть. - А Тимуру и Кате я предлагаю выполнить секретное задание. (Детям предложено из энциклопедий выбрать факты, интересные, не звучавшие ещё на уроке) | Оформление книжек. (Работа в группах) |
Рефлексия | Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | - Как работалось ? Оцените свою работу на уроке. Дорисуйте смайликам соответствующий ротик. | |
Подведение итогов урока. Домашнее задание. | | | |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Организационный момент | Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | Приглашение в гости к старому другу. Загадки. 1.Дом открыт со всех сторон В доме тысячи колонн Над колоннами- шатры. Под колоннами – ковры. Тут живут и на коврах, И в колоннах, и в шатрах. 2. Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом – Чудеса увидишь в нём! СЛАЙД 2. | |
Актуализация знаний. «Разминка» Физкульминутка Надо зарядиться энергией перед дорогой. | Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | Все мы бывали в лесу. Особенно красив лес осенью. Он радует нас не только своими яркими красками, но и щедрыми дарами. - Каких подарков мы ждём от леса? (грибы, ягоды, свежий воздух…) - Сегодня я приглашаю вас в царство грибов. А можно взять с нами маленького друга? (колобок)Вы его узнали? СЛАЙД 3 - Только, кажется, мы неправильно одеты для прогулки в лес. Как должен выглядеть настоящий грибник? - А какие качества характера нужно воспитывать в себе грибнику?(выносливость, внимательность, осторожность) - Давайте проверим, на сколько мы с вами внимательны. Игра « Найди лишнее» СЛАЙД 4 Мы обули сапоги, Курточки надели. У большой лесной реки Отдохнуть хотели. Хлеб любимый в рюкзаке Палка крепкая в руке Дружно зашагали Мы в лесные дали! ГИПЕРССЫЛКА СЛАЙД 2 | Высказывания предположений. Актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. |
Постановка темы и цели урока | | - Нужно помнить, что лес подарил нам свои подарки, а мы в свою очередь должны к нему бережно относиться (не сорить, не разрушать гнезда птиц и муравейники, не нарушать грибницу – срезать ножку гриба ножом, но очень осторожно). - | Высказывание предположений, актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. |
| | | |
Постановка проблемы | Регулятивные УУД Личностные УУД | Сказка про колобка. Начало. Подарила бабушка колобку красную шапочку в белый горошек. Пошёл колобок в лес. Хорошо в лесу! Птицы поют, заливаются. После дождика протянулась над тропинкой весёлая радуга. Засмотрелся колобок, споткнулся. Рассердился: кто это ему подножку подставил?! Смотрит, а на тропинке камень – не камень, пенёк – не пенёк, а что-то круглое, коричневое. И вдруг этот камень прямо на глазах начал расти. Что это? – испугался колобок. - А вы догадались, что это за камень-пенёк? - А почему он стал расти? А что вы знаете о грибах? - Все ли грибы в лесу полезные? Что может случится с человеком, если он съест вредный гриб? Учебник,с.39-40 -- Как мы будем собирать грибы? - Что мы заберём из леса? Понесём ли домой грибницу? - Как называется та часть, которую мы положим в корзинку? - Давайте же собирать грибы вместе с колобком. Ведь первый гриб, который он нашёл был гриб-боровик. СЛАЙД 5 Пошёл он дальше и на полянке увидал много разноцветных зонтиков. Больше всех ему понравился красненький в горошек. СЛАЙД 6 «Не трогай меня! Я не зонтик, я гриб – мухомор! А это моя соседка – бледная поганка! Мы ядовитые!» - Возьми нам, - закричали сестрички – сыроежки. СЛАЙД 7 - А мы братцы – опята! Слайд 8 - А мы – шампиньоны! СЛАЙД 9 Всех нас можешь класть в корзинку смело. Идёт Колобок дальше. Вдруг видит перед ним поляна в блюдцах, как праздничный стол. Блюдца на ножках. -Ну, мы то с вами догадались, что это – грибы. Слайд 10 Белые грузди Слайд 11 Рыжики Слайд 12 Волнушки - Тут из-под куста показалась красная шапочка: «Не слушай никого, собирай только нас, Подосиновиков» СЛАЙД 13 - Слушал-слушал их Колобок и решил взять их всех по одному, а то корзинки не хватит. СЛАЙД 14 | Высказывание предположений, актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. - не нарушать грибницу - срезать ножку гриба ножом, но очень осторожно |
«Открытие» новых знаний детьми | Познавательные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | - Сегодня мы познакомимся с основной частью гриба и постараемся выяснить для себя новое, интересное, полезное. - Знаете ли вы, что есть грибы – хищники? СЛАЙД 15 - Природа очень разнообразна, и наша задача как можно больше узнать о ней и о ее законах. - Знаете ли вы, что есть грибы, которые не увидишь без микроскопа? - Это тоже могут быть полезные и вредные грибы. СЛАЙД 16 СЛАЙД 17 Дрожжи и молочный гриб. Например, часто на старом хлебе можно увидеть черную плесень – это тоже гриб, который очень вредно влияет на здоровье человека и может вызвать его отравление. Иногда в ванных комнатах можно увидеть черный налет – это тоже плесень, дышать которой тоже очень вредно. СЛАЙД 18 | Работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради. Наблюдение, сравнение, анализ, вывод. |
Физкультминутка «За грибочком я нагнусь…» | Личностные УУД Коммуникативные УУД | - Мы любим собирать грибы не только для того, чтобы их есть. Прогулка по лесному лесу, на свежем воздухе очень полезна для здоровья. | Высказывание предположений. Отгадывание загадок. |
Открытие новых знаний детьми. Постановка проблемного вопроса | Познавательные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | - Как вы думаете, почему грибы выделили в отдельное царство? Почему бы их просто не отнести к растениям? - Какие бывают грибы по строению и внешнему виду плодового тела? Учебник,с.42 | Высказывание предположений, актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. Работа по учебнику. |
Практическая работа | Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | - Как вы думаете, почему знания о грибах нам необходимы? - Что о грибах мы должны знать прежде всего? Игра: «Разложи - ка по корзинкам» Учащимся предлагается раэделить грибы на две группы: съедобные и ядовитые. Кроссворд. | .Высказывание предположений. Вывод: грибы съедобные и ядовитые. |
Обобщение полученных знаний | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Познавательные УУД | - Почему нельзя класть в корзинку незнакомый гриб? - Можно ли пробовать грибы? - Гриб - сыроежка. Надо ли его есть сырым? - Как правильно собирать грибы? - Кто из лесных обитателей тоже очень любит собирать грибы? Учащимся предлагаются загадки. 1.Устелет мхом она дупло (Зимою будет там тепло) Натащит вдоволь для детишек Орехов, и грибов, и шишек И нагрызёт их мелко-мелко Заботливая мама-белка. СЛАЙД 19 2.Длиннохвостая она Со спины черным - черна Брюхо белые да плечи. Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит - вмиг Подымает стрекот – крик. СЛАЙД 20 3.Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец Ходит смело и легко Рога раскинув широко. СЛАЙД 21 | Высказывание предположений, объяснение своей точки зрения. |
Рефлексия | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД | - Как работалось на уроке? Как было в лесу? Если вам было хорошо, вы вспомнили полезные для себя знания, поднимите солнышко. Если наоборот, возьмите в руку облачко. | - Заполнение «корзинки» грибами настроения. |
Подведение итогов урока. Домашнее задание | | - В учебнике для нас приготовили очень интересный дополнительный материал. Прочитайте его на стр. 39 А для самых творческих грибников есть специальное задание: составить рассказ о любимых грибах вашей семьи. Спасибо за работу! СЛАЙД 22 | |