Конспект урока по окружающему миру на тему : «Грибы».
Тип урока: Урок, раскрывающий содержание темы.
Вид урока: Объединённый.
Технология построения: Развивающее обучение.
Цели:
Образовательные:
сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями грибов; дать понятие микроскопические грибы; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека;
Развивающие:
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации.
Продолжить формирование коммуникативных умений и навыков (работа в парах).
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать о наличии царства грибов
- находить и перечислять части гриба
- знать разновидности грибов
- знать съедобные и несъедобные грибы;
Метапредметные:
- сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки;
- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;
- формулировать правила сбора грибов;
- строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации,
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема);
Личностные:
- осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека
- осознавать важность правильного сбора грибов;
- осознавать значение бережного отношения к природе
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Прозвенел весёлый звонок,
-Позвал вас, ребята, на урок.
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Давайте покажем, как мы умеем работать, быть активными, внимательными.
II.Повторение ранее изученного.
- Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы и др.)
- А что относится к неживой природе? (Воздух, вода, Солнце и др.)
- Назовите признаки живых организмов. (Питание, движение, дыхание, рост, развитие и др.)
- К какой группе относятся бактерии? (Живая природа)
III. Целеполагание и мотивация.
- Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с удивительным царством живых организмов. А каким, вы узнаете отгадав загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб)
- Мы совершим путешествие в царство грибов. Как вы думаете, какой у нас план урока? (Строение грибов. Виды грибов. Значение грибов в природе. Как грибы использует
человек).
IV Изучение нового материала.
1. Знакомство со строением грибов.(Фронтальная работа)
- Как вы думаете, из каких частей состоит гриб? (плодовое тело: шляпка, пенёк и грибница)
- У гриба различают подземную часть – грибница. Она располагается в почве, образована из ветвящихся трубчатых нитей. Очень похожа на паутину. Чтобы грибница росла, необходимы тепло, воздух и влага. Наземная часть у грибов называется плодовым телом. В плодовом теле различают шляпку и ножку (пенек).
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 40. Какие грибы здесь изображены?
- Сравните по внешнему виду. Сделайте вывод о разнообразии плодовых тел у грибов.
2. Работа в группах (две). - Определитесь, кто будет ответственным организатором в группе. (Задания: 1 гр. Выявление отличий грибов от растений (учебник стр.41) 2 гр. Знакомство с видами грибов. Размножение грибов (учебник стр. 42)
3. Сообщения групп.
4. Обобщение учителя. Выводы. - Долгое время грибы относили к царству растений. Однако в настоящее время их выделяют в отдельное царство. К нему относится около 100 000 известных видов.
- Назовите главные отличительные признаки грибов. ( Выводы: 1.Грибы не имеют зелёной окраски. 2.Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества.)
- На какие группы можно разделить грибы? ( Виды грибов: шляпочные, трубчатые, пластинчатые.)
5. Знакомство с микроскопическими грибами.
- Грибы – удивительные живые существа. Некоторые живут рядом с нами, в наших домах и квартирах, а мы их даже не замечаем. Например, оставьте в хлебнице или в закрытом целлофановом пакете куски белого или черного хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. На хлебе, варенье и других продуктах поселяются плесневые грибы. Их можно рассмотреть только под микроскопом.
Работа с цифровым микроскопом:
- Рассмотрите плесневый гриб на кусочках хлеба под микроскопом. Он называется мукор.
- Под микроскопом заметны тонкие бесцветные ветвящиеся нити.
6. Физминутка
Все зверушки на опушке (маршируют на месте)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (скачут вприсядку, изображая белочек)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (бег на месте)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (скачут)
Искали опятки.
Медведь проходил, (идут, изображая медведя)
Мухомор раздавил. (Правильно ли он сделал?)
7. Значение грибов в природе и жизни человека. Правила сбора грибов.
- Грибы в природе играют очень важную роль. Какую?
-Уничтожая растительные и животные остатки, они выполняют большую санитарную работу по очистке окружающей среды, создавая полезные вещества. Без деятельности грибов на Земле накапливались бы высохшие листья, истлевшие деревья и животные.
- Как человек использует грибы?
- Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов.
- Помимо того, что человек использует грибы в пищу, они имеют другое значение. Вспомните, пожалуйста, ваши мамы и бабушки пекут пирожки. Но сначала нужно замесить тесто. Что они добавляют в него? ( Дрожжи).
- Дрожжи не совсем похожи на привычные нашему вниманию грибы. Это мелкие одноклеточные грибы. Они осуществляют процесс брожения, благодаря которому тесто становится пышным. Человек научился использовать дрожжи в хлебопечении.
- Некоторые грибы произрастают под деревьями. Какие?
- Нужно сказать, что они являются «неразлучными друзьями».По названию гриба можно определить с каким деревом он «дружит». Грибы очень привязаны к своим деревьям. Грибница срастается с корнями деревьев, образуя «грибокорень». Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.
Из – за этого ученым не удается пока вырастить на грядках подберезовик, подосиновик, рыжик. Но известно, что если взять старый гриб, измельчить его, смешать с водой и этим раствором полить корни деревьев в молодых лесополосах, то через 2 – 3 года здесь можно собирать грибы.
- Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством.
- Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать при сборе грибов? (Ответы детей).
- Собирать только известные вам грибы;
При собирании грибов использовать ножик, срезая гриб, а не вырывая его из земли. (Почему?)
Ни в коем случае не собирать грибы со старым плодовым телом.
В процессе приготовления грибы обязательно отваривают, а затем используют для приготовления блюд.
При первых признаках отравления срочно обратиться к врачу.
-Какие грибы относятся к съедобным, а какие к ядовитым? ( Задание на интерактивной доске: « ПОЛОЖИ СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ В КОРЗИНУ»)
V. Закрепление изученного.
Дети выполняют тестовые задания по теме «Грибы»
1.Тестовые задания по теме «Грибы»:
1. Как называется основное тело гриба:
А) плодовое тело
Б) грибница
В) споры
2. Чем делится гриб с деревом?
А) водой
Б) сахаром
В) корнями
3. Какой гриб лишний?
А) подберёзовик
Б) подосиновик
В) мухомор
4. Грибы, которые используются в производстве хлеба:
А) кефирный гриб
Б) дрожжи
В) желчный гриб
5. Самые маленькие и самые примитивные живые существа на Земле – это…
А) грибы
Б) насекомые
В) бактерии
6. Грибы относятся к ….
А) царству растений
Б) царству животных
В) отдельному царству
2. Результаты теста.
VI. Итог урока.Рефлексия.
- Наше путешествие в царство грибов завершилось. Чему научились на уроке?
Рефлексия: «Я узнал…»
«Я научился…»
«Я могу…»
VI I .Домашнее задание:
учебник стр.39 – 44, рабочая тетрадь на печатной основе: задание на стр. 23, упр. 44.
Самооценка:
-Выберите сигнальную карточку
Критерии оценивания: зелёный цвет - всё понял, жёлтый цвет - понял, но не всё; красный цвет - многое непонятно.