Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Животные и растения леса"
Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Животные и растения леса"
В конспекте прописаны этапы урока, описано дидактическое оснащение, дана ссылка на видеоматериал. Урок можно использовать как дополнение к уроку по программе «Школа России», либо по другим программам, где есть тема «Ярусы леса».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учебник «Окружающий мир. 1 часть» (авторы А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова)
Атлас. «Окружающий мир. Природа и человек. 1-4 классы» ( авторы О.В. Крылова, В. И. Сивоглазов)
Атлас – определитель «От земли до неба» (автор А.А. Плешаков)
Тетрадные листы (для записи названий животных и растений)
Набор карточек с изображением животных (для групповой работы, 1 набор на 1 группу)
Презентация «Животные леса»
Тетрадь для работ по окружающему миру (обычная ученическая)
Видео «Ярусы леса» https://www.youtube.com/watch?v=tb54w28Chlw
Текст «Ярусы леса» (для выполнения домашней работы)
Урок можно использовать как дополнение к уроку по программе «Школа России», либо по другим программам, где есть тема «Ярусы леса».
Этапы урока.
Орг. момент (проверка готовности к уроку)
Актуализация.
Цель учителя: актуализировать понятия «лес», «растения», «животные»; сформулировать тему урока.
Детям предлагается отгадать слова по предложенным описаниям:
Это дом для растений, животных и грибов. Это источник древесины, это «лёгкие» нашей планеты (лес)
Это живые организмы, у которых есть корень, стебель и листья (растения)
Эти представители живой природы делятся на всеядных, растительноядных и хищников (животные).
Учитель предлагает детям составить из полученных слов тему урока: «Растения и животные леса».
Поиск информации.
Цель учителя: учить детей работать с разными источниками информации; учить детей работать в парах.
Учитель предлагает детям составить список животных и растений леса (на заранее приготовленных листочках)
Дети определяются, кто из пары будет составлять список животных, кто список растений.
После выполнения работы ребята меняются списками.
Учитель и ученики проверяют составленные списки. Детям предлагается называть по одному названию и помечать крестиком или галочкой названные объекты (если они есть в списке).
Игра «Кто лишний?»
Цель учителя: учить детей работать в малой группе (4 человека), использовать найденную информацию в практических целях.
Каждая группа получает 1 набор карточек с изображением животных, среди которых есть животные леса и «лишние» животные других природных зон. Задача группы определить, какие животные лишние, выяснить их название и места обитания.
После выполненной работы каждая команда называет «лишних» животных, места их обитания. Карточки с этими животными дети вывешивают на доску.
Затем учитель предлагает сверить оставшиеся карточки с правильными ответами (показ презентации).
Физкультминутка.
Знакомство с понятием «Ярусы леса».
Цель учителя: закрепить умение детей классифицировать растения по группам «деревья, кустарники, травянистые растения»; учить находить нужную информацию из видеоисточника; познакомить с понятием «ярусы леса»; учить представлять информацию в виде таблицы.
Детям предлагается разделить растения леса на три группы и начертить в тетради таблицу. Верхнюю строчку оставить свободной. В каждой колонке написать по 1-2 названия растения: 1 колонка – деревья, 2 колонка – кустарники, 3 колонка – травянистые растения.
Например:
дуб
шиповник
черника
сосна
рябина
берёза
Учитель предлагает детям посмотреть обучающее видео (4 мин.) о ярусах леса. При этом ставит перед детьми задачу: запомнить названия растений и выяснить, как можно озаглавить колонки таблицы.
После просмотра видео учитель предлагает детям ответить на вопросы:
Как можно озаглавить колонки в таблице? ( I ярус, II ярус, III ярус)
Почему растения растут в лесу ярусами?
С чем можно сравнить ярусы леса?
Названия каких растений леса вы услышали?
Далее учитель предлагает детям продолжить работу с таблицей (записать названия колонок – I ярус, II ярус, III ярус; записать названия растений из видео).
Обобщение, подведение итогов.
Дети отвечают на вопрос, что нового они узнали на уроке.
Диагностика результатов.
В качестве домашнего задания детям предлагается выполнить работу с текстом.
В тексте нет заголовка, пропущены слова.
Текст для домашнего задания.
Прочитай текст. Впиши пропущенные слова, используя слова для справки.
Жизнь растений леса имеет свои особенности. Растения в лесу расположены ярусами, которые можно сравнить с этажами. Некоторые леса имеют четыре, пять и даже больше ярусов. В смешанном лесу можно наблюдать три яруса.
Первый ярус представлен самыми высокими растениями. Это ель, сосна, берёза. Второй ярус сформирован из кустарников. Это рябина, шиповник, бересклет. Третий ярус – это самые низкорослые растения, как правило, это травы. На нижнем ярусе можно встретить землянику, чернику, костянику.
Слова для справки: низкорослые, чернику, ярусами, высокими, ель, три, берёза, кустарников, сосна, шиповник.