Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира»
Конспект урока окружающего мира 2 класс (Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
Окружающий мир. Учебник и рабочая тетрадь для 2 класса Е.В.Чудинова, Е.Н. Букварёва
Тема: «Вода тушит огонь» Цель учителя: тренировка детей в различении и описании существенных и несущественных условий процесса Цели: по истечению урока учащиеся: - получат понимание протекания процесса горения, тренировку в различении и описании существенных и несущественных условий процесса, способов управления огнём, соответствующих правил безопасного поведения; - приобретут опыт отстаивания своей точки зрения, приводить доводы для доказательства собственного мнения и мнения группы; - определят условия результативности урока;
1. Орг. момент - Здравствуйте, ребята, садитесь! Вы знаете, что если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Наша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Учебный день начинаем с постановки цели. Наглядная игра «Калейдоскоп успешных дел». Дети записывают на листочке в первую колонку свои цели на данный урок.
2. Целеполагание, планирование - До начала нашего урока, давайте прослушаем загадку: Жарю, парю и пеку, В доме каждом быть могу. Людям много — много лет Я несу тепло и свет. Обожгу – меня не тронь. Называюсь я … (огонь)
- Правильно, сегодня мы с вами будем говорить про огонь. А следующая загадка поможет нам составить план нашего урока: Без него мы как без рук, Нам он самый лучший друг, Но порою он, ребята, Может стать врагом заклятым!
- Напомните мне, какое домашнее задание было у вас? Да, ребята, с прошлого урока вы получили задание посмотреть фильм «Огонь - враг или друг?» После просмотра нужно было определиться: огонь – враг или друг? Доказать, почему? Справились с заданием? Отлично! Вернемся к плану нашего урока, что мы будем делать сегодня? (рассуждать о том, огонь враг или друг) А также …(слайд)
3. Работа по теме - Все-таки, огонь друг или враг? Сейчас вы будете работать в группах:, 1 группа будет доказывать, что огонь – друг, 2 группа, что огонь – враг. Соберите доказательства в подтверждение вашего мнения. - Что вам нужно сделать, чтобы результат работы групп был успешен? (количество доводов – доказательств)
Друг
Враг
свет, тепло, защита от животных, изготовление орудий труда, предметов быта, приготовление пищи
пожары, возгорания, молния, стихийные бедствия.
В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что огнём нужно учиться управлять. Человек научится управлять огнём, если будет понимать процесс горения.
Опыт 1. – Внимательно понаблюдайте. (Берется свеча, зажигается.) -Что происходит со свечой? (Она горит) – Сейчас я свечу накрою колпаком. Внимательно посмотрите, что произойдет со свечой. (Свеча гаснет) – Почему свеча погасла? Обсудите в паре. (Погасла, потому что закончился воздух.) – Вывод: для горения нужен воздух.
Физминутка. Зарядка для глаз.
Рисование носом.
- Закройте глаза. Представьте себе, что нос стал длинным как карандаш. А теперь нарисуйте этим карандашом свои имена. Молодцы! Садитесь.
Проведение опыта №2. (Зажигается свеча, затем на свечку выливается вода.) – Почему свеча погасла?(Дети высказывают свои предположения.) – Давайте свои предположения сверим с текстом учебника. Найдите текст “Почему вода тушит огонь?” – Прочитайте самостоятельно. – Катя, прочитай текст. – Так почему вода потушила свечку?
- Что нужно для процесса горения? Ребята называют различные условия: огонь, воздух, кислород, горючее, топливо… В ходе обсуждения выясняется, что существенным условием горения является воздух. Дети рисуют схему процесса горения в РТ с.22. (Демонстрация одним учеником схемы процесса: горючее вещество, кислород, источник воспламенения — пламя, искра и др.)
- Какие способы тушения огня вы предложите? 1) Вода тушит огонь 2)Накрыть горящий предмет одеялом, плотной тканью 3) Засыпать землёй или песком костёр
- Думаю, среди нас нет таких людей, у которых дома нет электрических приборов. Я права? Кто знает, что является немаловажным условием пользования электрическими приборами? Умение предотвратить возгорание. Именно об этом и 2 текст на с.22. Прочитайте его. Так, что же нам нужно делать? Хорошо, теперь сравните 1 и 2 текст. В чем их отличие? Почему? (текст-инструкция пишется коротко, просто, понятно, последовательно, «повелительно»)
- Какой номер вызова пожарных? (01). А если рядом не оказался домашний телефон и рядом с вами только мобильный, что нужно набрать? (112)
В конце урока учитель предлагает выполнить задание: закончить предложения в У.с23., связанные с мерами противопожарной безопасности.
4. Рефлексия - Вернемся к нашему плану, просмотрите его еще раз и скажите, что мы сегодня делали. Давайте проверим полученные знания. Я раздам вам небольшой тест, на выполнение которого у вас есть 5 минут. Теперь поменяйтесь соседами по парте, проведем взаимопроверку. Ответы предоставлены на слайде. Проверяйте карандашом. Вернемся к нашему «Калейдоскопу успешных дел». На второй колонке запишите свои результаты, чего вы добились к концу урока. Молодцы! Вы отлично потрудились!
5. Домашнее задание - Ребята, большое спасибо, дома сделайте задания на с. 24. Спасибо за урок, до скорых встреч!