«Органы цветкового растения».
Цель урока:
Образовательная:
- формировать представление о строении цветкового растения; основных частях растения.
- учить распознавать органы цветкового растения;
- закрепить знания учащихся об органах цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя;
Развивающая:
- продолжить процесс формирования средствами учебного предмета умений работать с различными источниками информации, анализировать, оценивать, преобразовывать ее из одной формы в другую.
Основные понятия: органы цветкового растения: подземные – корень; надземные – побеги с листьями, почками, цветками.
Коррекционная:
1.коррекция внимания, памяти, мышления
2.коррекция мелкой моторики пальцев
Воспитательная:
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, научить их ценить прекрасное.
Оборудование:
- Гербарные образцы растений со всеми органами;
- Таблицы для заполнения;
- Компьютер для показа слайдов.
Ход урока:
I.Повторение изученного материала.
Работа в парах.
– На какие группы можно разделить все растения? У вас на столах есть карточки, попробуйте объединить их в группы.
Игра «Назови правильно».
Учитель: Перед вами на экране будут появляться изображения растений, названия которых вы должны будете записать в своей тетради в столбик, в той последовательности, в какой они будут появляться на экране. Если вы не знаете названия, под этим номером не пишите ничего и переходите к следующему номеру на строку ниже.
Внимание на экран!
(Смена слайдов с изображением растений)
Проверка выполненного задания : повторный просмотр слайдов с ответами.
2. Постановка учебной проблемы.
-Где растут разные растения?
-Что общего имеют растения?
-Все ли растения имеют цветок?
II. Актуализация знаний. Беседа.
Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?
Ответ: органы цветкового растения.
Корень - всему основа. Его почти никогда не видно, он находится в земле. Это он удерживает растение в почве, дает ему питательные вещества и влагу. Корень сражается за жизнь растения. Чаще легче сломать стебель, чем выдернуть растение с корнем. Легче спилить дерево, чем выкорчевать его. Каждым своим ответвлением корень старается удержаться в земле и спасти растение.
Стебель придает растению форму. Он несет на себе листья и цветки. Он никогда не устает переносить соки от корня к листьям и цветкам. Стебли бывают разные. У одних растений они стоят прямо, у других — стелются по земле, а у третьих — находятся под землей. У молодых растений стебель тонкий и гибкий. Но со временем он утолщается и твердеет.
Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка с помощью которого он прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки. У всех растений листья разные. Листья помогают корням заботиться о растении. Каждый лист — это маленькая кухня, где готовится пища для самого листа и для растения. Из чего же состоит пища? Из воды, которую поглощает корень, и углекислого газа, который листок получает из воздуха. А еще листья наполняют воздух, которым мы дышим, кислородом.
Цветок — украшение растений. Цветок нужен растениям. У цветка такие красивые лепестки и свой особенный аромат. Это нужно для того, чтобы привлечь насекомых. Они слетаются на сладкий нектар и переносят пыльцу — опыляют растение. Вскоре на месте опыленного цветка образуется плод с семенами.
Плод — это то, что люди больше всего ценят в растениях. Все любят лакомиться сочными и спелыми яблоками и грушами, персиками и сливами.
III.Изучение нового материала.
Что мы будем изучать сегодня на уроке?
Ответ: закрепление полученных знаний об органах цветкового растения.
Учитель: перед тем как приступить к выполнению практической работы, проведем физкультминутку.
IV. Физминутка.
Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
IV.Практическая работа «Части цветкового растения»
Цель: Повторение строения цветковых растений.
Перед нами цветковое растение.
Учитель: Мы уже знаем место обитания, значение цветковых растений.
Учитель: Какие органы растения вам известны?
Ответ: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.
Так как вам известно, какими органами образовано цветковое растение, то распознайте их в ходе выполнения практической работы. Раздача образцов гербария.
Учитель: Рассмотрите рисунок на слайде, найдите и назовите основные части цветкового растения.
Заполните таблицу.
Орган цветкового растения | Работа, которую он выполняет |
КОРЕНЬ | 1. укрепляет растение в почве; 2. прочно удерживает его; 3. поглощает из почвы воду и минеральные соли. |
СТЕБЕЛЬ | 1. поднимает над землей и выносит к свету листья; 2. двигается вода с минеральными солями к листьям, цветкам. |
ЛИСТ | 1. образуются органические вещества. 2. выделяют O2 |
ЦВЕТОК ПЛОД | Орган семенного размножения. |
Учитель: Сделайте вывод, из чего состоит растение?
Вывод:
Растение - живой организм. Оно состоит из корня, стебля, цветков и плодов. Внутри плодов созревают семена. Каждая часть имеет определенное значение для растения.
Организм цветкового растения, это единое неделимо целое.
V. Рефлексия. Подведение итогов работы.
Мне понравилось с вами сегодня работать.
Закончите фразу.
Я узнал. Я научился.
Мне понравилось.
Для меня стало новым. Меня удивило.
У меня получилось. Я приобрёл.
Оцените свою работу на уроке, оцените работу соседа по парте, поставьте себе отметку, поставьте оценку товарищу.
Собственная отметка
Отметка учителя
Практическая работа.
Задание 1. Используя текст учебника и гербарий заполните таблицу.
Орган цветкового растения | Работа, которую он выполняет |
КОРЕНЬ | |
СТЕБЕЛЬ | |
ЛИСТ | |
ЦВЕТОК ПЛОД |
Задание 2. Подпишите органы цветкового растения.
.