- Мир растений огромен и удивителен. - Знакомство с ними мы начали с клеточного строения. Перед вами на доске изображена схема. Заполните ее. … - … - … (Если затрудняются ответить, то задаются вопросы) - Что является функциональной единицей живого? Из чего состоят все живые организмы? (из клеток) - Какие бывают организмы по количеству клеток? (одноклеточные и многоклеточные) - Чем отличаются одноклеточные организмы от многоклеточных? 2. Что в организме образуют клетки? (ткань) - Что такое ткань? (Ткань – это группа клеток, имеющих общее происхождение, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции?) 3. Что образуют ткани? (органы) Клетка – ткань – орган. Проблемный вопрос: - Как вы думаете, что такое орган? - Органы — это части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение. - Подумайте, могут ли растения жить без органов? - Сформулируйте тему урока. Тема: «Органы растений» - записывают в тетрадь. - Определение, что такое орган записывают в тетрадь. - Давайте в тетради нарисуем растение и подпишем все его органы. - Подписываем подземную часть, надземную часть и органы растения. - Какие функции в организме выполняют органы растений? (питание, дыхание, обмен веществ с окружающей средой, размножение) - По функциям все органы растения можно разделить на 2 вида – это вегетативные и генеративные органы. - Что мы можем отнести к вегетативным органам? А какие к генеративным? - Чертим схему в тетради. Органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста, называют вегетативными, они участвуют в бесполом размножении. Все вместе они образуют вегетативное тело растения и обеспечивают жизнедеятель-ность растительного организма. Высшие растения имеют вегетативное тело, разделенное на две основные части: корень и побег, которые помогают растению осваивать две разные среды для получения пищи — почвенную и воздушную. Корень и побег — главные вегетативные органы растения. - Какую функцию выполняет корень? (удерживает растение в почве, поглощает из неё воду и минеральные вещества) - Побег — это орган, в котором различают стебель, листья и почки. - Хотя стебель, листья и почки — это части побега, их часто тоже называют органами растения. - О том, какую роль играют стебель, листья и почки, вы узнаете, прочитав самостоятельно текст параграфа с. 63 - Какую функцию выполняет стебель? Лист? Почки? - Генеративные органы появляются у растений в определённый период их жизни, их функции связаны с половым размножением. - Какие органы мы можем отнести к генеративным? (цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена) - О роли цветков, плодов и семян вы узнаете из текста учебника с. 63-64 (чтение по цепочке) - Рассмотрите картинки и найдите отличия между ними. - Чем отличаются рассмотренные вами картинки? - Среди растений есть такие, тело которых не расчленено на отдельные органы (от греч. органон — «орудие», «инструмент»). Поэтому их называют низшими растениями. К низшим растениям относятся, например, водоросли). - Растения, тело которых образовано органами (прежде всего стеблями с листьями), называют высшими растениями, или листостебельными. К ним относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения. |