Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Охрана животных"»
Тема урока: Охрана животных.
Тип урока: урок ОНЗ.
Цели и задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение понятий, познакомить учащихся с представителями животных Красной книги; закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике; закрепить умения работать с красной книгой, осознавать ее роль; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся об экологической проблеме – исчезновении видов животных, о необходимости их охраны;
воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность при работе с карточками и раздаточным материалом; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;
развивающие(формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки законов, правил); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Планируемые результаты
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, общения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные: учащиеся научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.
Личностные: формирование установки к бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
Оборудование: ИКТ, презентация, карточки для работы в группах, индивидуально, условные знаки, маски животных, текстовая информация; образные объекты (фото, рисунки- приложение), видео (заставка в мире животных, физминутка - панда), минусовка к физминутке.
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация к уроку) (Слайд 1)
Посмотрите, как прекрасен этот мир! (Слайд - просмотр заставки в мире животных)
Хотелось бы всегда восхищаться и удивляться красоте природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим животным угрожает опасность исчезновения с лица Земли.
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы животные не исчезали? (Охранять)
-Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Охрана животных)
Сообщение темы урока (Слайд 3)
Верно, тема нашего урока «Охрана животных».
IV. Работа по теме урока.
1. Беседа «Охрана животных»
- Всегда считалось, что человек должен охранять и оберегать животных, а не убивать их. Скажите, всегда ли мы, люди, выполняем это правило?
Что нам об этом расскажут экологи?
Эколог – это специалист по экологии. А экология – это научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собою и с окружающей их средой.
1 эколог На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие – из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных средств обитания и загрязнение окружающей среды.
2 эколог С древних времен люди охотились на животных, используя мясо и шкуру. Человек стал убивать большее количество животных, чем ему было необходимо для поддержания жизни. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.
Так в результате неумеренной охоты исчезли морские коровы, квагги (вид африканских зебр), странствующие голуби и сумчатые волки. (Слайд 3)
Учитель: По вине людей стали редкими многие виды животных. В последние годы на Земле ежегодно исчезает от одного до десяти видов животных. Это больше, чем появляется новых видов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения и составила мировой список, в который вошли все животные, находящиеся на грани исчезновения. А затем ученые решили назвать этот список «Красной книгой» (показать Красную книгу) (слайд 5 )
- Как вы думаете, почему книгу назвали Красной, а не синей или зеленой? (ответы детей) (Слайд 6) (Это - сигнал тревоги)
Икрем Сообщение о Красной книге.
- А вы знаете, что Красная книга переиздавалась несколько раз, как вы думаете, почему?
(Появились новые виды животных, которые находились на грани исчезновения.)
Вывод: Красная книга – это важный документ, который информирует, какие животные в опасности. Она призывает изучать природу, любить и охранять животных.
V. Физминутка Панда – видео (Слайд 7)
VI. Работа по учебнику. (Слайд 8)
- Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, жук- красотел, выхухоль и многие другие животные.
- У вас на партах лежат карточки с названием животных, которые находятся под угрозой исчезновения, а в учебнике даны небольшие тексты об этих животных. (морж, фламинго, тигр, орел-беркут, жук- красотел).
-Откройте учебник на странице 106-107, найдите и каждый из вас прочитает текст о животном, название которого написано у вас на карточке.
- После чтения вам нужно будет рассказать, что вы запомнили о данном животном.
Рассказы детей, дополняет учитель.
- А вы помните, что в Красной книге есть и зелёные страницы. Как вы думаете, о чём говорят эти страницы? (гипотезы детей: некоторые виды животных удалось спасти)
- Они говорят о том, что благодаря защите животных человеком, некоторых животных удалось спасти. Например, соболя, бобра.
VII. Знакомство с Красной книгой Крыма.
- Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашей республике была создана Красная книга Крыма. (Слайд 9)
Животные, которые находятся под охраной в Республике Крым пришли к нам в гости, чтобы рассказать о себе.
Руслан
Я Хорь степной — находящийся под угрозой исчезновения группа. Живу на равнинах, лесопосадках и даже в небольших населённых пунктах. Питаюсь мелкими грызунами. Самки оплодотворяются весной, рожают в начале лета по 10 — 16 щенков за раз. В конце лета щенки уходят от матери, живут поодиночке и к следующему году становятся половозрелыми особями. Специальных мер по охране не предлагается. Численность популяции зависит от количества крыс, которые являются основным кормом
Нурие
Я Афалина — сокращающийся в численности вид. В Крыму обитаю в Чёрном море и Керченском проливе. Питаюсь рыбой, живу в среднем 20 — 30 лет, Страдаем мы от незаконного отлова для коммерческих дельфинариев, гибнем от столкновения с судами. В неволе размножаемся, но потомство даём слабое, не способное к полноценному размножению. Как мера сохранения названо сокращение, а впоследствии — закрытие дельфинариев.
Гульфира
Я Суслик малый — сокращающаяся в численности, степная группа. Живу колониями в степях и полупустынях. Рою длинные, с ходами, норы. Питаюсь, в основном, злаковыми. В холодное время года на 3-4 месяца впадаю в спячку. По выходе из спячки начинается цикл размножения, в помёте от пяти до десяти детёнышей. В начале лета мы выходим из нор, а в норах поселяются другие группы животных, в том числе — занесенные в Красную книгу в Крыму, что делает сусликов ценным в экологическом плане подвидом. Угрозу для нас представляет распахивание степей и хищники.
Тимур Умеров
Я Тушканчик большой — вид, находящийся под угрозой исчезновения. Предпочитаю луга и сухие берега водоёмов. Живу в норах, оборудуя гнездовую камеру. На зиму впадаю в спячку. Питаюсь луковицами, семенами, листьями и насекомыми. Угрозой для нас является распашка лугов, выпас скота. Также страдаем от хищников: чаек, сов, хорьков.
Шамрат
Я розовый скворец. Цвет у меня на самом деле розовый, за исключением небольшого хохолка, крыльев и хвоста — они чёрные, с металлическим отливом. Я очень редкий подвид. К местам гнездования прилетаем в мае. За последние 30 лет численность прилетающих птиц сократилась в три раза. Строим гнёзда в укрытиях — трещинах скал, под шиферными крышами. Откладываем около 5 яиц, которые высиживают оба родителя. Через месяц после рождения птенцы уже хорошо летают. Питаемся в основном, насекомыми, летом в рацион добавляются сочные плоды.
Динара
Я жёлтая цапля — редкий подвид. Гнездимся мы по берегам солоноватых и пресноводных водоёмов, рядом с другими колониями птиц. Прилетаем в апреле, кладку делаем в начале мая. К июлю молодняк уже улетает из колонии. Взрослые птицы улетают до конца сентября. Питаемся насекомыми, земноводными и мелкой рыбёшкой на мелководье.
Многие виды перелётных птиц в последние годы сократили свою численность и те, которые занесены в Красную книгу, находятся под охраной государства.
Виолетта
Я Махаон — редкий вид. Крупная, красивая бабочка. Размах крыльев достигает 10 см. Живу в степях, но перелетаю на большие расстояния, залетая в посёлки на огороды и откладывая там яйца. Перед спариванием самцы танцуют брачные танцы. Самка откладывает от 1 до 3 яиц. Гусеницы питаются укропом, петрушкой, фенхелем и прочие растения семейства зонтичных, предпочитая их цветки. Развиваются в течение месяца, потом делают куколку. Угроза популяции — распашка степей, бесконтрольный выпас скота.
- Ребята, как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание. Что делают люди для охраны животных?
VIII. Знакомство с заповедниками Республики Крыма (Слайд 10-20)
Заповедник – это участок земли или водного пространства, который находится под охраной государства. В них запрещена любая Деятельность, которая нарушает или угрожает природе. Заповедники, как правило, закрыты для посещения туристов. Это строго охраняемые территории!
Заказник – это территория, на которой временно охраняются отдельные виды животных, растений. Существуют охотничьи, рыболовные и другие заказники.
Зоопарк –это место, где содержатся дикие животные, часто привезенные издалека, из тех уголков планеты, где они обитают в естественных условиях, главная задача зоопарков Спасти. Сохранить. Изучить. Размножить. Подготовить. Выпустить на волю. Привить людям любовь и бережное отношение к дикой природе. Вот для чего нужен зоопарк.
- Давайте познакомимся с некоторыми заповедниками Крыма.
Крымский государственный заповедник.
Был организован в1928 году. Обитает более 200 видов позвоночных животных(половина, встречающихся в Крыму).В лесах обитают благородный олень, крымская косуля, муфлон, черный гриф, белоголовый сип и др. редкие животные. На территории произрастает более 1200 видов растений(почти половина всей флоры Крыма).Особую ценность представляют дубовые, буковые и грабовые леса.
Ялтинский горно-лесной природный заповедник.
Один из самых крупных на территории Крыма. Решение о его создании принято в 1973г. На территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность, кроме научных и исследовательских разработок. В горной части заповедника расположена гора Ай-Петри, знаменитая Чертова лестница, Трехглазая (Ледяная ) пещера, водопад Учан-Су.
Мыс Мартьян.
Расположен к востоку от Никитского Ботанического сада,площадь-240га. Создан в 1973 г.и предназначен для сохранения в Крыму участка средиземноморской природы. Здесь охраняется реликтовый средиземноморский лес в котором произрастает более 500 видов растений.
Особую ценность представляют сообщества редчайшего реликта- земляничного дерева красного, занесенного в Международную Красную книгу.
Лебяжьи острова.
Здесь находится одно из самых крупных в Восточной Европе скоплений водоплавающих птиц: более 230 видов, из них 18 занесены в Красную книгу. Ежегодно сюда прилетают с юга до 5тыс. лебедей.
Карадагский.
Самый молодой на полуострове (1979г.), находится на юго-востоке Крыма. Флора насчитывает около 1050 видов растений.
Только здесь обитает боярышник Поярковой. Своеобразен и животный мир. Здесь отмечено 35 видов млекопитающих, 15 видов рептилий,277 видов птиц.
IX. Физминутка
Песенка защитников природы.
Если б только - только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли
То возможно–можно–можно,
То наверно – верно - верно,
Книги Красной точно – точно
Никогда б не завели!
Припев:
А – а, здравствуйте,
горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А- а, и зеленый попугай!
X. Закрепление изученного материала
Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, синица, дятел, лягушки, жабы и др. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.
Работа в группах
Игра «Экологические правила»
- А сейчас давайте проверим, знаете ли вы экологические правила. Соберите правило к соответствующему знаку. (Каждой группе даётся знак, к которому они собирают правило из словосочетаний.)
Прочитайте что у вас получилось.
Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать разорить хищники.
Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лес или парк. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных зверей.
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
XI. Итог урока
- Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп мышления.
1-белая – шляпа информации
- Как называется тема урока? (Охрана животных)
- Какое значение имеют животные в жизни человека? (Животные восхищают нас своей красотой, дарят нам радость открытий, учат нас доброте.)
- Какое значение имеют животные для растений? (Без животных растения не смогли бы расселяться и размножаться.)
- Для чего нужна Красная книга? (Она рассказывает о растениях и животных, которые находятся в опасности, призывает изучать природу, охранять её.)
- Назовите животных, которые находятся в опасности.
- Что плохого вы видите в этой теме? (животные продолжают исчезать, некоторые люди не понимают, как нужно относиться к природе и т.д.)
3-жёлтая –шляпа оптимиста
Здорово что ….. (Создаются заповедники, заказники, национальные парки для охраны животных и что некоторых животных удалось спасти соболя, бобра и т.д.)
4-красная-шляпа эмоций
Что вы чувствуете, когда мы говорим об охране животных? (страх за животных, что люди не берегут природу, есть браконьеры, которые убивают животных, животные исчезают и их не смогут увидеть наши дети и т.д.)
5-зелёная-шляпа идей
-Какие у вас идеи по охране животных? (Оберегать их, бережно относиться к природе. Вести правильно себя на природе и т.д.)
6-синяя-шляпа
Дайте совет другим людям. Как надо относиться к окружающему миру.
XII. Рефлексия (самооценка) (Слайд 21)
Ребята оцените себя. Кто считает что…..
XIII.Домашние задание
Подготовить сообщение о животных из Красной книги Крыма.
- Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.