kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "М,В, Ломоносов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения ноого материала. Цель урока - способствовать знакомству обучающихся с первоначальными сведениями о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, выяснению его вклада в развитие России; формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "М,В, Ломоносов"»

Тема урока М.В. Ломоносов

Тип урока урок изучения нового материала

Цель урока – способствовать знакомству обучающихся с первоначальными сведениями о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, выяснению его вклада в развитие России; формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир».

Основные термины и понятия: Михаил Васильевич Ломоносов

Информационно-образовательная среда: Информационный материал (УМК, дополнительная литература) - Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. /(сост. Плешаков А.А.) - М.: Просвещение. 2022г. - Толковый словарь С.И.Ожегова , демонстрационный материал (портретный ряд, мультимедиа-ресурсы) раздаточный материал: материал для работы в группах – приложение 1, 2; оценочный лист, мультимедийная презентация по теме

Планируемые результаты

Предметные

Ученик научится (БУ):

Знания: - рассуждать о значении деятельности М.В. Ломоносова, получив первоначальные сведения о его жизни.

Умения: - составлять собственные монологические высказывания на основе материла, изученного самостоятельно; объяснять значение деятельности М.В. Ломоносова для современного общества.

Ученик получит возможность научиться (ПУ):

- работать с учебником, историческими документами, организовывать рабочее место.


Метапредметные

Регулятивные УУД:

- формулировать и удерживать учебную задачу

- применять правила в планировании способа решения

- выделять из темы урока известные знания и умения

- определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

Познавательные УУД:

- находить и выделять необходимую

информацию из различных источников в разных формах

- отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог

- оценивать свои достижения на

уроке; вступать в речевое общение,

пользоваться учебником.

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свою точку зрения и

оценку событий

- признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение.

Личностные:

Будут созданы условия для формирования у ученика:

на основе полученных знаний о жизни и деятельности М.В.Ломоносова осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед

Родиной; осуществлять собственную самооценку на основе

критериев успешности учебной деятельности

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

  2. Актуализация знаний и мотивация

- С какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке?

Или - Вспомним знаменитого человека, при котором Россия была провозглашена империей.

  1. - Кто этот человек?

- Что такое империя? (Империя - большое, сильное государство.)

- Что можете рассказать о детстве?

(Петр был провозглашен царем в 10 лет, но самостоятельно управлять государством стал позже. Одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи» -игры. Поэтому полк, набранный по его приказу, назвали «потешным». «Воины» -сверстники царя из семей придворных и окрестная детвора-были одеты в настоящую военную форму. Со временем его детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.

-Чем царь Пётр 1 отличался от других европейских правителей?

Отвечают: Во время путешествия в Европу он трудился плотником на верфях Голландии и Англии, постигал сам премудрости корабельного дела)

-  Какие главные черты характера Петра 1? Отвечают: Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли ему наперекор его воле.

- Какие главные перемены произошли при Петре 1? Работа в группах.

1. Начало Нового года с 1 января, летоисчисление от Рождества Христова.

2. Освобождение Москвы ополчением под руководством К.Минина и Д.Пожарского?

3. Появление наградных медалей.

4. Выход в свет первой русской газеты.

5. Создание российского флота.

6. Покорение Сибири.

7. Куликовская битва.

8. Создан первый музей в России.

9. Россия выиграла войну и получила выход в Балтийское море.

10. Создание новых государственных учреждений; открытие фабрик, заводов, аптек, «цифирных школ», навигационных, артиллерийских, инженерных.

11. Отечественная война против наполеоновских войск.

12. Создание в России регулярной (постоянной) армии.

13. Строительство Санкт-Петербурга и Петрозаводска.

14. Открылась первая Российская Академия наук.

15. Носить одежду немецкого покроя и велел всем одеваться по-немецки, брить бороды.

Потом ответ на слайдах

- Заслуженно, ли Петр Первый получил прозвание «Великий?

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

3.1 Приём, используемый для создания мотивационной основы учебной

деятельности (подчеркните нужное: игровая ситуация; проблемный вопрос, проблемная ситуация, ситуация затруднения, антиципация, учебно-познавательная или учебно-практическая, стадия вызова).

Итак, преобразования Петра Первого помогли дальнейшему развитию страны. В России появился флот, возникли новые города. Петр основал новую столицу – Санкт-Петербург. Для управления империей, для развития государства, для движения вперед требовались образованные люди. Петр Великий сам всю свою жизнь учился, осваивал науки, заботился об открытии учебных заведений. Он понимал важность развития образования. Великое дело Петра – развитие российской науки продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, разгадав кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Прозвище Петра I в истории России. (Великий)

2. Как назывался его полк? (Потешный)

3. Что перевезли из Владимира в лавру? (Мощи)

4. Фамилия Петра I (Романов)

5. В устье какой реки был заложен г. С- петербург? (Нева)

6. Второе слово в названии главной улицы Санкт-Петербурга. (проспект)

7. Кто занимался государственными делами, когда юный Петр стал царём? (Софья)

8. Что было в округе той местности, где начали строить Санкт-Петербург? (Болото)

9. Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?(Верфь)

3.2 Мотивационная основа включения учащихся в учебную

деятельность (подчеркните нужное: познавательный интерес, желание

помочь персонажу, стремление применять свои знания, получить

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Кто такой Ломоносов? Что вы знаете об этом человеке?

- Итак, мы будем говорить о М.В.Ломоносове.

    1. Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД):

- Озвучьте цель вашей работы.

- Чем прославил М.В.Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки?

- Что мы будем делать на уроке для достижения поставленной цели?

- Мы с вами будем работать с разнообразными источниками информации, анализировать, делать выводы, строить высказывания, рассуждать, выполнять задания и многое другое.


  1. Поисковый этап

А.С. Пушкин назвал Ломоносова так «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».

- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что означает слово «университет»?

- Где мы это можем узнать?

-Давайте узнаем, у вас в группах лежат толковые словари Владимира Ивановича Даля и Сергея Ивановича Ожегова, найдите значение этого слова.

- Давайте сделаем вывод: университет это?

УНИВЕРСИТЕТ, а, м. 1. Высшее учебное заведение и одновременно научное учреждение с различными естественно-математическими и гуманитарными отделениями (факультетами). Московский у. Университетов не кончал кто-н. (мало учился, мало образован; прост.).

2. Название учебных учреждений по повышению научно-политических знаний, образования в какой-н. области. Вечерний у. Народный у.

3. перен. Об источнике накопленных знаний, большого опыта. Жизнь была его университетом.

- Почему он так назвал его?

Окончательный ответ мы дадим в конце урока, когда соберем информацию о Ломоносове.

Презентация

- Сколько лет было Ломоносову?

- Давайте поработаем с исторической картой учебника на с.58 – 59 и представим себе путь Ломоносова до Москвы.

А сейчас я вам предлагаю узнать больше о жизни М.В. Ломоносова.  Откройте учебник на странице 68, прочтём текст по цепочке.  Посмотрите на слайд. Прочитаем задание.

Задание: «Восстановите деформированный план рассказа о М.В. Ломоносове».

- После чтения мы выполним это задание

-У нас получился такой план

  1. Детство и юность Михаила Васильевича Ломоносова.

  2. Учеба в Славяно-греко-латинской академии в Москве

  3. Учеба в Петербургской академии.

  4. Учеба за границей.

  5. Возвращение в Россию. Открытия М. В. Ломоносова.



  1. Практический этап

Работа в группах

- Каждая группа будет работать по своей теме

-Кроме того, на каждую группу дан план действий. Весь план действий вы должны выполнять строго по инструкции. С ним вы ознакомитесь самостоятельно.

1 ГРУППА Детство Михаила Васильевича Ломоносова.

Родился он в 1711 году в Архангельской губернии, на севере.

Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по - европейски парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей. Был рыбаком.

Мать Елена Ивановна умерла очень рано.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Впечатления от плавания остались у нег на всю жизнь. Все интересовало любознательного мальчика: отчего стрелка компаса всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?

В 11-12 лет начал постигать грамоту и первыми учебными книгами у него были “Арифметика” и “Грамматика”. Назвал эти книги «вратами своей учености», он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Ломоносов прочитал все, что было под рукой: Часослов, псалтырь и другие священные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра Первого. Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

Ломоносов очень много времени проводил за чтением книг. Мачехе не нравилось, что он сидит постоянно за книгами и поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.

Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха то и дело ругалась. Заветная мечта Ломоносова была - учиться.

Он слышал, что в Москве есть школы, где латыни, истории и другим наукам учат, да и книг там много.

Ответьте письменно на следующие вопросы (пользуйтесь учебником (с. 68 – 69) и дополнительной информацией на листе):

1. Когда и где родился Михаил Васильевич Ломоносов?

2. Каким был отец Ломоносова?

3. Что случилось с матерью Ломоносова?

4. Что закалило характер Ломоносова?

5. Со сколько лет начал постигать грамоту Ломоносов ?

7. Как относилась мачеха к Михаилу?

8. Какая заветная мечта была у М.Ломоносова?

Используя ответы на эти вопросы, составьте сообщение на тему «Детство М.В. Ломоносова.

2 ГРУППА Учеба в Москве (1 часть)

В 19 лет Ломоносов уходит из дома. Он держит путь в Москву. И было в Москве место, куда более всего стремился Михайло. Это Славяно-греко-латинская академия, или, как еще называли, «Спасские школы». Ломоносов утаил свое крестьянское происхождение и выдал себя за сына дворянина и поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Только здесь обучали латинскому языку.

А знания его так поразили экзаменаторов, что он был принят учеником с жалованием в 10 рублей за год. Это 3 копейки в день! Так что жил он впроголодь: на копейку в день покупал хлеба и кваса, а оставшиеся 2 копейки уходили на покупку бумаги и чернил, обувь и другие нужды.

Нелегко ему было на первых порах обучения, так как по возрасту, он был старше всех учеников, которые постоянно потешались над ним.

Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:

- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

- Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры.

Но жажда знаний помогла преодолеть все невзгоды. За год Михаил перешел из низшего класса сразу в третий. А через год спустя так освоил латынь, что мог на ней даже сочинять стихи. Освоив языки, Михайло открыл для себя новый мир-мир книг, хранившихся в библиотеке. У него появилась возможность читать летописи, книги по философии, физике и математике. Появилось у него желание подробнее изучить науки о природе - физику, химию, минералогию.

Полный курс обучения составлял 13 лет. Ломоносов закончил учебу в ней за 5 лет.

Ответьте на следующие вопросы

1. В каком возрасте Ломоносов уходит из дома?

2. В какую академию он поступает в Москве?

3. Какому языку здесь обучали?

3. Как жил Ломоносов? Хватало ли ему средств?

4. Как ребята отреагировали на Михаила?

5. Как учился М.Ломоносов?

6. Сколько составлял полный курс обучения? За какое время Ломоносов закончил обучение?

Используя ответы на эти вопросы, составьте сообщение на тему «Путь в науку ». (пользуйтесь учебником (с. 68 – 69) и дополнительной информацией на листе): (Выступление группы не более 3 минуты). Удачи ребята!!

3 ГРУППА

Обучение в Санкт-Петербурге (2 часть)

В 24 года Михаил Васильевич Ломоносов в числе 12 самых способных студентов был направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Он самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами.

Не прошло и трех месяцев, как он оказался в числе лучших студентов.

Ответьте на следующие вопросы

1. В каком возрасте Ломоносова направляют в Санкт-Петербург?

2. Что он там изучает?

3. За какое время он показал себя лучшим студентом?

Используя ответы на эти вопросы, составьте сообщение на тему «Обучение в Санкт-Петербурге». (пользуйтесь учебником (с. 69) и дополнительной информацией на листе):

4 ГРУППА

И вот через год после Санкт-Петербурга Ломоносова отправляют в Германию для изучения горного дела и химии. Он прожил за границей около 4 лет. Он обучался у Вольфа и у Генкеля . Все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. В Германии он слушал лекции по теоретической химии, по механике, по основам арифметике и геометрии, физике, логике. Ломоносов также занимался металлургией и минералогией, посещал рудники и изучал их устройство. Познакомился со способами укрепления шахт, подьёмными машинами. Наряду с изучением немецкого языка, с мая 1737 г. Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. Начал там собирать свою первую библиотеку, представил свои первые научные работы.

Ответьте на следующие вопросы

1. Куда Ломоносова направляют после Санкт-Петербурга?

2. Что он там изучает?

3. Сколько времени он находился за границей?

4. Какие языки он там изучает?

Ответьте на вопросы (пользуйтесь учебником (с. 69) и дополнительной информацией на листе):Используя ответы на эти вопросы, составьте сообщение на тему «Обучение за границей ».

5 ГРУППА

Возвращение в Россию. Открытия Ломоносова

По возвращению в Россию, Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое.

Ломоносов сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для других писателей. В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова. Он прославился, как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.

В 1755 году он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.

Ответьте на следующие вопросы (пользуйтесь учебником (с. 70) и дополнительной информацией на листе):

1. Куда был определен М.Ломоносов? Что он преподавал?

2. В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?

3.Что произошло в 1755 году под руководством Ломоносова?.

Используя ответы на эти вопросы, составьте сообщение на тему «Ломоносов-ученый».

Физпауза. На старославянском языке.

- В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?

- Предлагаю более подробно узнать о достижениях этого великого человека. Работать будем по схеме прошлого урока – выпускаем мини-газеты в группах.

Обучающиеся получают наборы информации и иллюстраций и выбирают необходимые для своей темы, располагают на листе А4 и приклеивают. Необходимо продумать презентацию работы группы: главные слова, стихотворение, высказывание и т.п.

Когда дети выступают, показ слайда.

1 группа

Открытия М.В.Ломоносова в области физики:

Ф.Тютчев писал о Ломоносове: «…Первый русский ученый в европейском смысле этого слова был Ломоносов - естествоиспытатель

а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;
в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

Главное дело в жизни Ломоносова – создание первого русского университета. Он открылся в 1755 году в Москве. Наука благодаря этому стала развиваться в России гораздо быстрее. Теперь не нужно было ездить за границу, чтобы получить знания и стать ученым.

2 группа

Открытия М.Ломоносова в области химии:

Факел учености на Руси зажег крестьянский сын из-под Холмогор Михайло Ломоносов». Писал о нем Ф.А.Абрамов

Химия – любимая наука М.В. Ломоносова

а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки «Физической химии».

В своей химической лаборатории Ломоносов провел много опасных опытов, достигнув интересных результатов. Даже дома он делал смелые опыты с электрической машиной. Его друг, профессор Рихман, погиб от электрического разряда, повторяя опыт Ломоносова.

3 группа

Открытия М.В.Ломоносова в области геологии:

Он сделал первую в истории науки попытку определить глубину очагов землетрясения, то есть толщину земной коры.

а) создал теорию о возникновении металлов и минералов;

б) написал сочинение «О причине землетрясений

4 группа

Открытия М.Ломоносова в области астрономии:

а) в 1761 году предположил наличие атмосферы на Венере;
б) построил телескоп.

Именем Русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов.

5 группа

Открытия Ломоносова в области географии:

Академик М.В. Келдыш писал: “Ломоносов – это целая эпоха в истории отечественной науки и культуры. Историческое значение Ломоносова состоит так же и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа показав на личном примере на какие подвиги способны люди ради Родины…

а) составил «Полярную карту»;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию;
6 группа

Открытия М.В.Ломоносова в области истории:

Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом.

а) закончил 1-й том Российской истории;
б) составил «Краткий летописец с родословием».

7 группа

Открытия М.В.Ломоносова в области литературы, поэзии:

В.Г. Белинский писал: «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим».

Н.М. Карамзин писал: «Ломоносов был первым образователем нашего языка, первый открыл в нем изящность, силу и гармонию…»

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;
б) выпустил «Риторику», которая стала по сути первой в России хрестоматией мировой литературы;
в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
Прочитать ученику

8 группа

Большой клад в развитие изобразительного искусства внес Ломоносов как художник: Великий русский учёный, художник и просветитель М.В. Ломоносов, наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, прославился, как первый художник-мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране. Им построена целая фабрика по изготовлению цветного стекла – одна из лучших в Европе.

Ценность материалов, необычная светоцветовая игра микрообъёмов отдельных капелек горячей эмали, многотрудный кропотливый ручной мозаичный набор и сама авторская технология исполнения данного произведения делают его уникальным и неповторимым.

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин, в том числе «Полтавскую битву»;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

г) открыл мозаичную мастерскую

С оставим блок-схему с "лучиками" – направления научных исследований учёного, в центре, которой – портрет М.В. Ломоносова

6 .Предполагаемый итог работы (открытие нового знания, актуализация освоенных ранее представлений, создание нового алгоритма, определение эффективности способа, выявление закономерности и т.д.)

- А что позволило Ломоносову сделать так много величайших открытий?

(благодаря своим способностям, стремлению к знаниям, несгибаемой воле и энергии, упорство)

Вернемся к началу урока.

- Почему А.С. Пушкин назвал Ломоносова так «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет»?

(он сам источник накопленных знаний, много знал и умел во многих дисциплинах). Труды Ломоносова охватывают огромное количество научных областей. По его предложению в России был открыт Московский университет. Он был очень умным и имел успех во всех областях науки.

-Ребята, а может ли Михаил Васильевич быть для вас примером? В чем?

(что он сын крестьянина-рыбака, выходец из самых низов народа, благодаря своим способностям, стремлению к знаниям, несгибаемой воле и энергии достиг вершин науки и обогатил многие из ее областей своими трудами.)
- Как вы думаете, возможно, ли вам стать таким же, как Ломоносов?

- Какие личные качества в себе надо развивать для того, чтобы добиться успеха в каком–либо деле?

– А как вы думаете, кому он посвящал все свои достижения? 

Любил Россию безгранично

И за народ переживал

Все достижения в науке

Всегда народу посвящал.

И мы, его потомки, ценим его как великого ученого и чтим память о нем.

7. Рефлексивно-оценочный этап


- А сейчас, в завершении урока  каждая группа составит синквейн. На работу 2 мин.

- Смогли ли мы с вами всё узнать о М.В. Ломоносове на сегодняшнем уроке?

- Кого из вас заинтересовала жизнь и деятельность великого учёного?

- Кто из вас захотел узнать самостоятельно подробности его жизни и открытий.

Рефлексивный экран


– Время урока подошло к концу, и закончить его я хочу словами М.В. Ломоносова:

Везде исследуйте всечасно, 

Что есть велико и прекрасно

Чего еще не видел свет.

– Пусть эти слова Великого ученого станут эпиграфом для  всей вашей дальнейшей жизни





Л.: самоопределение к учебной деятельности;










П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

П: соотнесение ранее изученного материала для ответа на вопрос;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

К: построение речевого высказывания

Р: осуществление подведения под понятие.


Читательская грамотность

Общекультурная грамотность














































Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного самостоятельно

Коммуникативные: умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Читательская грамотность












Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке,

соблюдение норм и правил поведения.

Познавательные: структурируют схему, формулируют ответы на вопросы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи ,планируют ь свои действия


К: планирование учебного сотрудничества – определение цели.


Читательская грамотность







П:использование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы







Коммуникативная грамотность


Информационная грамотность





Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке,

соблюдение норм и правил поведения.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя

Коммуникативные: умеют слушать учителя


Регулятивные: ориентируются в учебнике;

контролируют учебные действия, замечают

допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

П:использование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения

Читательская грамотность

Информационная грамотность





Коммуникативные: получать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение работать в группе;

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, слушать партнера по общению, не перебивать его, вникать в смысл того, что говорит собеседник


Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию; умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализируют план работы, выделяя основные этапы, систематизируют собственные знания;


Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.







Читательская грамотность

Общекультурная грамотность































































































Коммуникативные: понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий, обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания,

задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать

в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками.



Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету


Познавательные: выделять существенную информацию из познавательных текстов;


Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); планируют своё высказывание (выстраивают последовательность предложений для раскрытия темы, приводят примеры, делают обобщение); контролируют и корректируют свои действия в учебном сотрудничестве;






Компонент ФГ

Информационная грамотность

Читательская грамотность

Общекультурная грамотность






























Познавательные: умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации


Р.:













Общекультурная грамотность

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников, умеют адекватно воспринимать информацию

учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Социальная грамотность





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока на тему "М,В, Ломоносов"

Автор: Ерастова Наталья Викторовна

Дата: 19.10.2023

Номер свидетельства: 638328

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект  урока по литературе на тему: "Г.Р.Державин.Судьба и поэзия." "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-g-r-dierzhavin-sud-ba-i-poeziia"
    ["file_id"] => string(6) "189021"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426786369"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "конспект урока "Критерии вида" "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-kritierii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "136155"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417044856"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по теме «Возведение в степень произведения и степени»."
    ["seo_title"] => string(66) "konspekt_uroka_po_teme_vozvedenie_v_stepen_proizvedeniia_i_stepeni"
    ["file_id"] => string(6) "537467"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580075821"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) ""Уравнения"-5 класс математика планы конспектов уроков "
    ["seo_title"] => string(56) "uravnieniia-5-klass-matiematika-plany-konspiektov-urokov"
    ["file_id"] => string(6) "176974"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424532245"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока  русского языка  "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokarusskoghoiazykapravopisaniiepristavokpriepri"
    ["file_id"] => string(6) "285156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454091870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства