Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Грибы"»
Тема: Грибы
Задачи:
1.Формировать умение различать наиболее распространенные грибы по их отличительным признакам.
2.Формировать умение расширить конкретные представления о наиболее распространенных съедобных и ядовитых грибах;
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, сегодня на уроке вас ждут сюрпризы. Вы узнаете много нового и интересного.
2.Минутка календаря
- А урок мы начнем с минутки календаря. Постарайтесь найти самое яркое, самое точное слово для описания сегодняшнего утра.
Сегодня….(число, месяц, день недели) Температура воздуха… Ветер…. Осадки…
Погода…
3.Актуализация знаний учащихся.
- А что такое природа?
- На какие группы делится природа?
- Назовите предметы неживой природы?
- Назовите предметы живой природы?
4.Сообщение темы урока, целей. Проблемная ситуация.
Загадка (мнемосхема)
Тема нашего урока: Грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Сегодня на уроке мы отправимся в грибное царство и узнаем что такое грибы, какое строение они имеют, на какие группы делятся . Узнаем, как правильно собирать съедобные грибы и какую опасность таят в себе ядовитые. А поможет нам в путешествии Боровичок-Лесовичок.
5. Работа над новым материалом.
Ребята, Лесовичок в корзинке принес нам грибы.
- Назовите известные вам грибы.
- Какие еще грибы изображены на картинках?
Строение грибов.
- А теперь давайте познакомимся со строением гриба.
- В самом верху? (шляпка) Верхняя часть гриба (шляпка) – плотная и мясистая. Своей формой действительно напоминает шляпу.
- Что находится ниже? (Ножка). Обычно длинная и вытянутая, похожая на стебель.
- Шляпка и ножка называется плодовое тело.
- Как называется подземная часть гриба? (грибница)
- А сейчас сюрприз от Боровичка-Лесовичка.
Физминутка
Вот он гриб - боровик, И красив он и велик.
Давайте носиками нарисуем гриб. Начнём с грибницы, ножка, шляпка.
Цель: опытным путём прийти к выводу о том, что шляпки грибов впитывают в себя различные вещества (в том числе и вредные); не собирать грибы вблизи дорог и в городе.
Материал: мочалки, вырезанные в виде грибов; тарелочки с чистой и грязной водой.
Ход опыта:
Я хочу обратить ваше внимание на шляпку гриба. Какая она на ощупь? Мягкая, гладкая. А внутренняя сторона гриба вся в маленькую дырочку – она пористая. А что ещё может быть пористым? (мочалка). Мочалка обладает такими же свойствами как и шляпка гриба.
А сейчас мы с вами проведём опыт. У вас на столах тарелочки с водой чистой и грязной, и мочалочки. Опустите мочалку в чистую воду. Куда делась вода? Она исчезла, впиталась. Значит пористые предметы впитывают влагу.
Теперь выжимайте мочалки и опустите их в грязную воду. Что случилось с водой? Она тоже впиталась вместе с вредными веществами, попавшими в неё из воздуха и почвы. Значит шляпка гриба впитывает любую воду. И если гриб впитал грязную воду или грязный воздух, то вредные вещества попадут потом к нам в пищу.
Давайте подумаем, где можно собирать грибы? (в лесу, там чистый воздух). А где нельзя? (в городе, у дорог, т. к. вредные вещества впитываются в гриб).
Молодцы, ребята, правильно: «Не срезай нас никогда, если в лес пришла беда, если рядом есть дорога. Обойди нас и не трогай!»
- На какие большие группы делятся грибы? (Работа по картинкам на доске).
Физминутка
Вот он гриб - боровик, И красив он и велик.
Давайте носиками нарисуем гриб. Начнём с грибницы, ножка, шляпка.
Съедобные грибы
Съедобные Ядовитые
- Лесовичок подготовил нам необычные загадки о грибах. Давайте попробуем их отгадать (используя мнемосхемы).
Ядовитые грибы
Мухомор
Ядовитый красный мухомор, к счастью, не похож ни на один съедобный гриб. У этого красивого гриба красная или красно-оранжевая шляпка с белыми хлопьями на поверхности. Ножка белая и имеет внизу клубневидное утолщение- «горшочек», а наверху ножки – белое пленчатое кольцо. Мухомор – очень ядовитый гриб. Его яд действует через 2 часа. Он вызывает боль и расстройство желудка. Мухомор смертельно опасен.
- А какой еще опасный гриб поджидает вас в лесу вы узнаете из учебника (стр. 68) Какой ядовитый гриб – самый опасный?
-Почему?
- Найдите и прочитайте, как выглядит белая поганка?
- Какой отличительный признак имеет этот гриб?
- Какие правила нужно соблюдать при встрече с бледной поганкой?
Правила сбора грибов
-А кто из вас ходил в лес и собирал грибы? Как правильно собирать грибы? -
- Ребята, есть грибы, которые не относятся к шляпочным. Это – плесень. Сейчас мы посмотрим видеофильм об этих грибах.
(просмотр видеофильма)
Физкультминутка
- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъедобный гриб, проходим мимо.
- Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.
Садитесь.
- Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим.
6. Творческая поделка «Гриб-боровик»
7. Подведение итогов урока
Урок подошёл к концу.
- О какой особой группе живой природы мы сегодня узнали на уроке?
- Из каких частей состоит гриб?
- На какие две группы делятся грибы?
- Молодцы! Сегодня на уроке все старались, очень хорошо работали на уроке… Лесовичок уверен, что находясь в лесу, вы теперь знаете какие грибы можно собирать, а какие нет. Он надеется, что вы будете бережно относиться к природе.
8. Рефлексия
-А сейчас давайте на память о нашем уроке подарим Боровичку-Лесовичку осенний букет.
- У вас на столах лежат березовые листочки. Зеленые листочки прикрепят те ребята, у которых на уроке все получилось, желтые – те ребята, которым что-то было непонятно, красные – те, кто ничего не понял.