сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;
развивать умение пользоваться картой
воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать.
Оборудование: Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, план-исследования (на доске), план изучения темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока»
Форма урока: Урок-исследование.
Цели:
сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;
развивать умение пользоваться картой
воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать.
Оборудование: Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, план-исследования (на доске), план изучения темы.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний.
– Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого ответим на вопросы тестов с.
2. Кроссворд
— Разгадайте кроссворд и в выделенных клетках прочитайте название растения. (Работа в парах)
1
2
3
4
5
6
Луковичное растение с крупными красивыми цветками, имеющими форму бокала. (Тюльпан.) 2. Небольшой грызун с развитыми защечными мешками, живущий в норах и собирающий в них большие запасы зерен. (Хомяк.)
3. Животное из отряда грызунов, наносящее большой вред посевам. (Суслик.)
4. Травянистое степное растение с собранными в пушистые метелочки цветками. (Ковыль.)
5. Непосеянное ... не взойдет. (Зерно.)
6. «Не в ту ...» значит не в том направлении ехать, невпопад отвечать. (Степь.)
- А теперь проверим, правильно ли Вы разгадали кроссворд.
( Интересный факт) Полынь - Это растение можно встретить практически везде в России, Украине и многих других странах. Благодаря тому, что корень у нее довольно длинный, траву можно часто встретить в засушливой зоне.
3. Введение в тему. Игра «Кто где живёт?»
– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас я зачитаю небольшое стихотворение, а Вы должны сказать «О какой природной зоне идёт речь в стихотворении»
Солнечный, жаркий Жёлтый поток Льётся в пустыне На жёлтый песок. В воздухе жёлтом и плотном, как мёд. Жёлтая птица неслышно плывёт.
- Молодцы, верно. Пустыня.
- Как Вы догадались, что речь идёт о пустыне?
– Природу пустыни будем исследовать по плану:
Границы зоны.
Поверхность в пустыне.
Климат.
Растения.
Животные.
4. Изучение нового материала. Работа с картой.
– Начнём исследование с границ. Откройте в учебнике карту на стр.72-73 и попробуйте определить границы зоны пустынь.
– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря и вдоль реки Волги.
- Где расположены зоны пустыни, на материке или в открытом океане? ( Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов.)
- По отношению экватора где расположены? (ближе к экватору.)
– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?
– Какую зону сменяет пустыня? (степи)
- Работа с контурной картой. ( Каким цветом будем выделять природную зону?)
– Определили, где находится пустыня. Теперь переходим к следующему пункту плана. Исследуем поверхность.
– Откройте учебники на стр.118 и рассмотрите картинки.
- Чем отличается поверхность пустыни и степи? (практически нет растительности)
- Прочитайте второй абзац.
- Какие пустыни бывают (песчаные и глинистые)
– Что такое бархан?
Бархан – это насыпь из песка, образовавшаяся естественным путем в результате движения песка. Это огромный холм из песка, который находится в постоянном движении.
- А что такое такыр?
Такы́р — форма рельефа, образуемая при высыхании засолённых почв, характерны трещины усыхания, образующие характерный узор на глинистом грунте.
– Определили, чем отличается поверхность пустыни от других природных зон, чем? А теперь переходим к следующему пункту плана. Климат.
– Прочитайте на стр. 119 второй и третий абзацы.
-Какое лето в пустыне? (Жаркое, до 70 градусов)
- Почему ночью в пустыне прохладно? (Песок и глина быстро остывают)
- Как много выпадает осадков в этой природной зоне? (Совсем мало, ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков)
– Есть ли в пустыне зима? (да, зима в пустынях необычно холодная для этих низких широт. Средняя температура января около -12°)
– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).
– Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»? Вот сейчас и узнаем.
Переходим к следующему пункту плана. Растения.
– Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так.
- Рассмотрите картинку на стр.119.
- Какие растения есть в пустыне? (верблюжья колючка, колосняк, джузгун)
- Как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне? ( имеют очень длинные корны, около 20 м.)
- А всё таки, есть жизнь в пустыне?
Конечно, и помимо растений, в пустыне обитают животные. Переходим к следующему пункту плана. Животные.
- Рассмотрите картинку на страницах 120-121.
- Перечислите животных, которые обитают в пустыне.
- Давайте прочитаем информацию о этих животных на странице 122: тушканчики, песчанки, сайгак.
- Как приспособились животные к жизни в пустыне? Прочитайте в учебнике на стр.123 2 и 3 абзац.
– Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне. Свой ответ обоснуйте.
Закрепление изученного материала.
Р.Т.с.
Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)
6. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами
ответили? (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы, сформулированные в начале урока.)
– Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям.
- Оценки я выставлю, как проверю Ваши работы в тестах.