1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
I. | Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – организовать планирование учебной деятельности на уроке. | Слайд 2. 2 | Проговорить правила поведения на уроке. – Вспомним правила поведения на уроке. – Для чего нам нужно соблюдать эти правила? – Вы видите, что парты сегодня стоят необычно. Значит, как сегодня нам предстоит работать? – Давайте вспомним правила работы в группе. – А руководители будут следить за выполнением этих правил. Примечание: руководители групп выбираются членами группы (или назначаются учителем) до урока. | Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять. – На уроке будь внимательным. Будь послушным и старательным… – Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали. – В группе. – Говори вежливо. – Называй собеседника по имени. – Говори внятно, понятно. – Слушай внимательно собеседника. – Если не понял, переспроси. | 2 мин. |
| | Слайд 3. Слайд 4. | – Девиз нашего урока… Проговорить последовательность действий на уроке.– Значит, … – Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? | Читают девиз урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». – Значит, мы открываем что-то новое. – Вспоминаем то, что важно для урока, определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания. | |
II. | Актуализация знаний Цель: – организовать актуализацию знаний: Земля имеет форму шара, горизонт – воображаемая линия. | ЭОР № 1. (30 сек.) | Вспомнить содержание предыдущей темы, изученной во 2 классе. – О чём мы узнали на во 2 классе о планете Земля? Просмотр ЭОР «Земля из космоса». – Я хочу напомнить вам, какой видят нашу Землю космонавты. | – Что Земля имеет форму шара. Что линия горизонта – это воображаемая линия, граница между небом и землёй. Рассматривают изображение планеты Земля, вид из космоса. | 3 мин. |
III. | Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (6 мин.). Цель: – организовать постановку учебной | | – Есть ли предмет, который позволяет увидеть всю нашу Землю сразу и не из космоса? – Для одного из доказательств шарообразности Земли мы | | |
| проблемы, используя побуждающий от проблемы диалог. | ЭОР № 2. (35 сек.) Слайд 5. | использовали мяч. – Удобно было с ним работать? – Почему? – Как вы думаете, есть ли предмет, который позволяет увидеть всю нашу Землю сразу и не из космоса? Практическая работа с глобусом. – Рассмотрите внимательно глобус. Сравните изображение Земли и глобус. Дополнительные сведения. – Похож ли глобус на Землю? Чем? – Чем отличается? – Какими цветами окрашен глобус? – Что изображено голубым цветом? – Что изображено зелёным (жёлтым, коричневым цветом)? – Задание было одно? – Сколько ответов получили? Определить основной вопрос урока. – Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. | – Нет. – Он падает, его неудобно держать. – Есть, это глобус. Работают в группах. Рассматривают глобус. – Да. Имеет форму шара. - Раскраской. – Глобус меньше размером, на нём есть сеточка. – Голубым, жёлтым, коричневым, зелёным. Высказывают свои предположения. Высказывают свои предположения. – Да. – Много. – Что люди изображают на глобусе? (Возможный вопрос.) | |
IV. | Формулирование темы, целей урока Цель: – организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя. | Слайд 6. | – Какая же тема нашего урока? – Какая же цель нашего урока? | Пробуют сами сформулировать тему урока. Уточняют, читая тему на слайде. – Узнать, что люди изображают на глобусе. | 2 мин. |
V. | Открытие нового знания Цель: – организовать поиск решения учебной проблемы. | Слайд 7. | – Какой наш следующий шаг? Дополнительные сведения. – Глобус в переводе с латинского – шар. Глобусы бывают разные. Первый дошедший до нас земной глобус был изготовлен в 1492 году немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом. | Проговорить последовательность действий на уроке. – Открываем новое знание. | 15 мин. |
| Физминутка | Слайд 8. | | Выполняют танцевальные движения | 2 мин. |
V. | | | Практическая работа с глобусом. – Попробуйте вращать глобус. – Что помогает совершать это движение? – Как при этом расположен глобус? – Как вы думаете, почему глобус сделали вращающимся? | Работают в группах. – Внутри есть штырь. – Под наклоном. – Потому что и | |
| | ЭОР № 3. (№1. «Осевое движение Земли», 30 сек.) | – Найдите на глобусе любой город. Вращайте глобус. – Что происходит с надписью? – Какой сделали вывод? – Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте. Кто знает их название? – Найдите на глобусе линию, которая делит наш глобус пополам, опоясывает его. – Прочитайте, как она называется? – На глобусе мы заметили и другие линии, которых нет на Земле. – Как они проходят? | Земля вращается вокруг воображаемой оси наклонно. Ведь глобус – уменьшенная копия Земли. – Она вращается. – Земля вращается очень плавно, равномерно, а вместе с ней и мы вращаемся. – Самая верхняя точка – Северный полюс; самая нижняя – Южный полюс. – Экватор. – От Северного до Южного полюса, а другие – выше и ниже экватора. Один ученик читает вслух, остальные следят. | |
| | Дополнительные сведения. ЭОР № 4 (1 мин. 27 сек.) | – Давайте посмотрим, как они называются в учебнике на с. 10. – Их наносят на глобус, чтоб легче было найти любую точку Земли. – Так что же такое экватор? – На какие части делит экватор глобус? – И у Земли есть Северное и Южное полушарие. – Рассмотрите раскраску глобуса и Земли. Попробуйте объяснить, что обозначает каждый цвет. – Почему есть синий и голубой цвета? – Бледно-коричневый и тёмно-коричневый цвета? – Какая поверхность отмечена белым цветом? | – Меридианы – с севера на юг; параллели – с запада на восток. – Самая длинная параллель. – На полушария: Северное и Южное. – Голубой – вода, коричневый, зелёный, жёлтый – суша. – Тёмный – глубокие места океанов и морей. – Тёмно-коричневым показаны высокие горы. – Снег, лёд у полюсов. | |
| | ЭОР № 5 (фрагмент от 2мин.10сек-2мин.30сек) | – Какое новое знание мы открыли? | – На глобусе голубым цветом изображают воду, жёлтым, коричневым, зелёным – сушу. На глобусе изображают параллели и меридианы. Экватор – самая длинная параллель. Самая верхняя точка – Северный полюс; самая нижняя – Южный полюс. | |
VI. | Применение нового знания Цели: – организовать применение новых знаний; – организовать самопроверку, исправление ошибок, самооценку по алгоритму. | | Задание № 1, с. 2 в Рабочей тетради. – Какой наш следующий шаг? Задание № 2, с. 2 в Рабочей тетради. – В каком полушарии, Северном или Южном, находится наша Россия? – Назовите какие материки расположены в Северном, Южном полушариях? - Какие материки, океаны пересекает экватор? | – Рассмотреть рисунок глобуса и подписать на нем, где находятся Северный и Южный полюса. – Отметить красным карандашом экватор, а синим 0 меридиан. | 10 мин. |
| | | Задание № 3, с. 3 в Рабочей тетради. Организует самопроверку. Самооценка. Организует составление критериев оценивания самостоятельной работы с учениками, записывает их на доске. | Самостоятельно выполняют задание Выполняют самопроверку, исправляют ошибки. Принимают участие в составлении критериев оценивания, оценивают свою работу. Несколько человек оценивают свою работу по алгоритму. | |
VII. | Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.). Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Слайд 9. | Зафиксировать новое содержание урока. – Какая тема урока была? – Какое новое знание открыли? Рефлексия. – Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке. | – Глобус – модель Земли. – Что изображают на глобусе. Пример: Я знаю, что экватор – самая длинная параллель. | |
VII. | Д/З Цель: – организовать выполнение домашнего задания. | | Задание № 6, с. 4 Рабочей тетради. (Прочитай высказывания, проверь их правильность с помощью глобуса.) – Прочитайте задание. – Что нужно сделать? – Как вы будете делать задание? Задания № 5, с. 4 выполнить по | Читают задание. | 2 мин. |
| | ЭОР № 6 (1 мин. 12 сек.) | желанию. - Примите поздравление от экипажа российского сегмента МКС с Днем знаний. | Слушают поздравление. | |