kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Изображение Земли. Географическая карта»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру на тему:

«Изображение Земли. Географическая карта»

Цели:        

-развитие  учебно – познавательного интереса к новому материалу.

- формировать понимание того, что глобус – это модель Земли;

- развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;

- ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.

Задачи:

- создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

- принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале  (регулятивные);

- строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);

- использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию (коммуникативные).

Ход урока.

1.Орг.момент.

-Здравствуйте ребята ! Садитесь!  Сегодня  урок  проведу у вас,  я меня зовут Нина Валериевна.

Введение в тему урока.

Учитель: Догадайтесь, какая сегодня тема урока. А поможет вам в этом загадка:

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

Ученик: Глобус.

Ученик: Карта.

 Учитель: Кто прав?

Ученик: Мне кажется, что обе отгадки будут правильными. Ведь и на глобусе и на карте есть моря, а плавать по ним нельзя, есть и земля, и дороги.

Учитель: Правильно. Мы сегодня будем говорить о глобусе и географической карте.

Работа над новым материалом.

Стр36. Представьте,  что  вам  нужно  объяснить, где  вы живёте. Конечно,  можно  просто назвать  свои адрес. Но  бывает,  так  что  гораздо  удобнее  сделать это  с помощью  рисунка,  схемы  модели. Наиболее  известными из  географических моделей являются план, карта, глобус.

Учитель:

Что такое глобус?

Ученик: Уменьшенная модель земного шара.

Учитель: После открытия Аристотелем шарообразности земли люди стали создавать ее модели – глобусы.

Учитель: А какой был древний глобус?

Ученик:

– Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н. э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. И это естественно. Мир, который знал древний человек, был очень мал.

Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.

  Учитель: как вы  думаете, какие глобусы бывают?

   Ученик: Глобусы бывают разные. Могут быть глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.

 Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь.

 Глобус стран мира. Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.

ПОРАБОТАЕМ С  ГЛОБУСОМ

  Учитель:  Как устроен глобус?

  Учитель: Что сразу бросается в глаза?

  Ученик: Глобус немного наклонен.

  Учитель: Почему глобус наклонили?

  Ученик: В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.

  Учитель: Что это за стержень торчит на Северном полюсе?

  Ученик: Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.

  Учитель: Можно потрогать или увидеть земную ось?

  Ученик: На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось. Их можно только вычислить математически.

  Учитель: Куда нацелена земная ось северным концом?

   Ученик: Северный конец земной оси направлен на Полярную звезду.

Физминутка.

Продолжение темы урока.

Учитель: Посмотрите, посередине глобус пересекает горизонтальная синяя линия. Она называется экватором.  Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария. 

- Что такое экватор? ( ЭКВАТОР (от позднелат. aequator - уравнитель) (в географии), линия сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси ее вращения. Делит земной шар на Сев. и Юж. Полушария)

-Для чего нужен экватор? (чтобы ориентироваться)

- На каком материке мы живем? (на экваторе)

Покажите их на глобусе (дети показывают)

Помните, что на Земле в природе такой линии нет. Ее вычислили математически.  

         Обратите внимание на две пары жирных пунктирных линий. Это тропики – северные и южные. Для них характерен жаркий климат, но чаще сухой.

Здесь нет непроходимых лесов, как на экваторе, а есть полупустыни и пустыни.

       Найдите на глобусе пустыни. Каким цветом они обозначены? (дети показывают)

 Ближе к полюсам находятся Северный и Южный полярные круги.

 Найдите на глобусе место, где мы живем. Подумайте, в каком поясе мы живем? Какой у нас климат? Холодный, жаркий?

 Рассмотрим глобус. Какими цветами здесь все обозначено?

 Ученик: Вода – синим цветом, суша – зеленым, желтым, коричневым.

Учитель: Удобно ли работать с глобусом? Вся ли поверхность видна?

Ученик:  Работать с глобусом не всегда удобно. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам.

И размером  он большой и объекты на нём самые крупные

Учитель: Ученые условно разрезали глобус и перенесли на карту. Получилась географическая карта,  карта  полушарии. Слайд карта

При  перенесении изображения с  круглого глобуса на  плоскую поверхность возникнуть искажения.

Конечно, моря, горы, реки такие  большие что  в  натуральную  величину их  нельзя показать на  глобусе или на карте.

При  изображении  земной поверхности  на  глобусе и  географической карте  используют  масштаб.

Масштаб показывает: во  сколько  раз  уменьшен объект.

Масштаб указан  на каждой карте. Например, на карте написано:

Масштаб:25000 это означает, что объекты уменьшены в 25 тысяч   раз.

Можно записать словами: в 1 см 250 км.

Такая  запись означает,  что одному сантиметру  на  карте соответствует 250 километров.

Существуют четыре  стороны света: север. Юг, запад.  Восток.

На географических  картах север всегда вверху, а  восток  справа.

Первые  карты  были  созданы в  глубокой  древности.

-Давайте в тетрадках запишем сегодняшнее число, кл. работа, запишите тему урока: Как изображают Землю и Географическая карта.

-Запишем определение, что такое глобус и что такое географическая карта.

-Хорошо

-А теперь, ребята, давайте обратимся на стр. 38 к заданию « Обсудим вместе»

- Людям, каких профессий необходима карта?

-Ученик: Учителю, летчику, археологам…

- Нужна ли карта человеку в обыденной жизни?

-Хорошо, ребята.

Итог  урока.

Что  вы  узнали о глобусе  и географ карте?

С  какими глобусами вы  сегодня  познакомились?

Что  узнали о географической  карте?

И  в  чём  различия  глобуса и геогр. карты?

Рефлексия.

Было интересно…

Было  трудно…

Было  легко…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему: «Изображение Земли. Географическая карта» »

Конспект урока по окружающему миру на тему:

«Изображение Земли. Географическая карта»

Цели:

-развитие учебно – познавательного интереса к новому материалу.

- формировать понимание того, что глобус – это модель Земли;

- развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;

- ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.

Задачи:

- создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

- принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);

- строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);

- использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию (коммуникативные).

Ход урока.

1.Орг.момент.

-Здравствуйте ребята ! Садитесь! Сегодня урок проведу у вас, я меня зовут Нина Валериевна.

Введение в тему урока.

Учитель: Догадайтесь, какая сегодня тема урока. А поможет вам в этом загадка:

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

Ученик: Глобус.

Ученик: Карта.

Учитель: Кто прав?

Ученик: Мне кажется, что обе отгадки будут правильными. Ведь и на глобусе и на карте есть моря, а плавать по ним нельзя, есть и земля, и дороги.

Учитель: Правильно. Мы сегодня будем говорить о глобусе и географической карте.

Работа над новым материалом.

Стр36. Представьте, что вам нужно объяснить, где вы живёте. Конечно, можно просто назвать свои адрес. Но бывает, так что гораздо удобнее сделать это с помощью рисунка, схемы модели. Наиболее известными из географических моделей являются план, карта, глобус.

Учитель:

Что такое глобус?

Ученик: Уменьшенная модель земного шара.

Учитель: После открытия Аристотелем шарообразности земли люди стали создавать ее модели – глобусы.

Учитель: А какой был древний глобус?

Ученик:

– Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н. э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. И это естественно. Мир, который знал древний человек, был очень мал.



Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.



Учитель: как вы думаете, какие глобусы бывают?

Ученик: Глобусы бывают разные. Могут быть глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.



Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь.



Глобус стран мира. Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.



ПОРАБОТАЕМ С ГЛОБУСОМ

Учитель: Как устроен глобус?

Учитель: Что сразу бросается в глаза?

Ученик: Глобус немного наклонен.

Учитель: Почему глобус наклонили?

Ученик: В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.



Учитель: Что это за стержень торчит на Северном полюсе?



Ученик: Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.



Учитель: Можно потрогать или увидеть земную ось?



Ученик: На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось. Их можно только вычислить математически.



Учитель: Куда нацелена земная ось северным концом?



Ученик: Северный конец земной оси направлен на Полярную звезду.

Физминутка.

Продолжение темы урока.

Учитель: Посмотрите, посередине глобус пересекает горизонтальная синяя линия. Она называется экватором. Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария.

- Что такое экватор? ( ЭКВАТОР (от позднелат. aequator - уравнитель) (в географии), линия сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси ее вращения. Делит земной шар на Сев. и Юж. Полушария)

-Для чего нужен экватор? (чтобы ориентироваться)

- На каком материке мы живем? (на экваторе)



Покажите их на глобусе (дети показывают)



Помните, что на Земле в природе такой линии нет. Ее вычислили математически.



Обратите внимание на две пары жирных пунктирных линий. Это тропики – северные и южные. Для них характерен жаркий климат, но чаще сухой.

Здесь нет непроходимых лесов, как на экваторе, а есть полупустыни и пустыни.



Найдите на глобусе пустыни. Каким цветом они обозначены? (дети показывают)



Ближе к полюсам находятся Северный и Южный полярные круги.



Найдите на глобусе место, где мы живем. Подумайте, в каком поясе мы живем? Какой у нас климат? Холодный, жаркий?



Рассмотрим глобус. Какими цветами здесь все обозначено?



Ученик: Вода – синим цветом, суша – зеленым, желтым, коричневым.



Учитель: Удобно ли работать с глобусом? Вся ли поверхность видна?



Ученик: Работать с глобусом не всегда удобно. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам.

И размером он большой и объекты на нём самые крупные

Учитель: Ученые условно разрезали глобус и перенесли на карту. Получилась географическая карта, карта полушарии. Слайд карта



При перенесении изображения с круглого глобуса на плоскую поверхность возникнуть искажения.

Конечно, моря, горы, реки такие большие что в натуральную величину их нельзя показать на глобусе или на карте .

При изображении земной поверхности на глобусе и географической карте используют масштаб.

Масштаб показывает: во сколько раз уменьшен объект.

Масштаб указан на каждой карте. Например, на карте написано:

Масштаб:25000 это означает, что объекты уменьшены в 25 тысяч раз.

Можно записать словами: в 1 см 250 км.

Такая запись означает, что одному сантиметру на карте соответствует 250 километров.

Существуют четыре стороны света: север. Юг, запад. Восток.

На географических картах север всегда вверху, а восток справа.

Первые карты были созданы в глубокой древности.

-Давайте в тетрадках запишем сегодняшнее число, кл. работа, запишите тему урока: Как изображают Землю и Географическая карта.

-Запишем определение, что такое глобус и что такое географическая карта.

-Хорошо

-А теперь, ребята, давайте обратимся на стр. 38 к заданию « Обсудим вместе»

- Людям, каких профессий необходима карта?

-Ученик: Учителю, летчику, археологам…

- Нужна ли карта человеку в обыденной жизни?

-Хорошо, ребята.

Итог урока.

Что вы узнали о глобусе и географ карте?

С какими глобусами вы сегодня познакомились?

Что узнали о географической карте?

И в чём различия глобуса и геогр. карты?

Рефлексия.

Было интересно…

Было трудно…

Было легко…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Изображение Земли. Географическая карта»

Автор: Петрова Нина Валериевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "101496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402419597"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему "Разнообразие георгафических карт" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-raznoobraziie-ghieorghafichieskikh-kart"
    ["file_id"] => string(6) "120252"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413653759"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока познания мира на тему: "Растения и животные лесов и тугаёв" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-na-tiemu-rastieniia-i-zhivotnyie-liesov-i-tughaiov"
    ["file_id"] => string(6) "204774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429722108"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему: "Образ человека и природы Крайнего Севера" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obraz-chielovieka-i-prirody-krainiegho-sieviera"
    ["file_id"] => string(6) "243298"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445691095"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства