kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грибы и ягоды. Правила их сбора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  содержит материал о грибах и ягодах, растущих в лесу.

         Рассчитано занятие  на обучающихся 7-11 лет, а так же для детей детского сада подготовительной группы. Предназначено для педагогов дополнительного образования эколого-биологического направления, учителей младших начальных классов и воспитателей детских садов.

         Представленное пособие содержит большой объём теоретического материала: внешний вид грибов и ягод, правила сбора грибов и ягод, правила первой помощи при отравлении грибами, строение гриба. В процессе изучения данной темы, так же предусмотрены и практические работы, и дидактические игры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие Грибы и ягоды»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАНЦИЯ ЮННАТОВ»

Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ



«ГРИБЫ И ЯГОДЫ. ПРАВИЛА ИХ СБОРА»











Разработала:

педагог дополнительного образования

Волкова Ольга Александровна


Возраст участников: 7 – 11 лет











20018 год


Аннотация на методическую разработку занятия

«Грибы и ягоды. Правила их сбора»


Методическая разработка содержит материал о грибах и ягодах, растущих в лесу.

Рассчитано занятие на обучающихся 7-11 лет, а так же для детей детского сада подготовительной группы. Предназначено для педагогов дополнительного образования эколого-биологического направления, учителей младших начальных классов и воспитателей детских садов.

Представленное пособие содержит большой объём теоретического материала: внешний вид грибов и ягод, правила сбора грибов и ягод, правила первой помощи при отравлении грибами, строение гриба. В процессе изучения данной темы, так же предусмотрены и практические работы, и дидактические игры.




























Тема: Грибы и ягоды. Правила их сбора.


Цели:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с внешним видом ядовитых и съедобных грибов и ягод;

  • формировать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоро­вья и здоровья окружающих;

  • ознакомить детей с правилами сбора грибов и ягод.

Развивающая:

  • развивать интеллект обучающихся;

  • развивать внимание, память, интерес и любознательность.

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • формировать коммуникативные навыки учащихся.


Форма занятия: путешествие


Методы обучения: словесные, наглядные, практические, дидактическая

игра, методы устного контроля.

Наглядность:

  • иллюстрации грибов и ягод;

  • «Памятка сборщику грибов»;

  • «Памятка сборщику ягод»;

  • плакат «Строение гриба».


Оборудование:

  • разрезанные названия грибов;

  • корзина;

  • кроссворд «Грибы» - 12 шт;

  • презентация «Ядовитые ягоды леса»;

  • задания для рефлексии.


Литература:

  • Гиппенрейтер В., Андрест Б. Экскурсия в природу. Грибы. – М.: Планета, 1980.

  • Гращенкова В.С. Занимательный материал на уроках природоведения.- Смоленск, 1993.


ХОД ЗАНЯТИЯ:


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ


СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ


-Сегодня, я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие. Куда, вы узнаете из загадки.


Он большой, густой, зелёный

Представляет целый дом.

В нём найдут приют и птицы,

Зайки, волки и лисицы. (ЛЕС)


- Ребята, скажите, а зачем мы с вами ходим в лес? (по грибы и по ягоды)

- Вот и сегодня на занятии мы побываем в лесу, чтобы насобирать целое лукошко грибов и ягод, а заодно и узнаем, как правильно собирать эти вкусные дары леса.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1. Знакомство с грибами и правилами их сбора

- Ребята, посмотрите, сколько грибов растёт в наших лесах. (На доске висят иллюстрации грибов)

- Скажите, а вы когда-нибудь ходили в лес за грибами?

- Вот и сейчас мы с вами отправимся на «тихую охоту».


Дидактическая игра «Тихая охота»

Правила игры: каждому из вас я дам разрезанное название гриба, ваша задача – правильно его составить, меняя местами буквы и слоги. Когда все названия грибов будут составлены, каждый по-очереди выходит к доске, называет свой гриб, находит его среди иллюстраций, показывает всем и кладёт в нашу корзину.

Задания: ПО-ДБЕ-РЁ-ЗО-ВИК, ЛИ-СИ-Ч-КА, СЫ-РО-ЕЖ-КА,

ПО-ДО-СИ-НО-ВИ-К, СТ-РО-ЧОК, СМ-ОР-ЧОК, О-ПЁ-НО-К, БЕ-Л-Ы-Й


- Посмотрите, мы собрали не все грибы. А почему же мы не положили их в нашу корзину? (Эти грибы ядовитые)

- Все грибы можно разделить на две группы: съедобные и ядовитые. Давайте же посмотрим, какие ядовитые грибы мы можем встретить в нашем лесу.

МУХОМОР,

ЛОЖНООПЁНОК КИРПИЧНО-КРАСНЫЙ,

ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ,

ЛОЖНАЯ ЛИСИЧКА,

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА.

- Недостаточные знания людей приводят к тяжелым отравлениям, особенно маленьких детей. Сейчас я вам расскажу правила первой помощи при отравлении грибами.

  1. При любом отравлении грибами необходимо вызвать врача или доставить потерпевшего в больницу.

  2. До прибытия врача больного следует уложить в постель и дать выпить маленькими глотками 4 – 5 стаканов кипяченой воды комнатной температуры, содового раствора или слабого раствора перманганата калия. После этого вызывают рвоту надавливанием обратным концом ложки (или пальцем) на корень языка. Такое промывание желудка повторяют несколько раз. После промывания дать больному 2-3 таблетки активированного угля.

  3. С целью удаления яда из кишечника больному дают слабительное, которое надо пить сразу после каждого промывания желудка.

  4. Следует положить грелки на живот и к ногам больного.

  5. Остатки не съеденных грибов необходимо сохранить для микологического анализа и точной идентификации, что помогает выявить причину отравления и принять соответствующие меры.


- Предлагаю вам сделать открытие. Как вы думаете грибы - друзья или враги человека? Почему? (Если гриб съедобный, то он – друг, а если гриб ядовитый, то он - враг)

- В народе даже есть такая поговорка: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут!»

- Итак, многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Какой вывод можно сделать? ( Нужно быть внимательным грибником и уметь их различать.)

- Знаете, но иногда можно отравиться даже белым или подосиновиком. Всё дело в том, что съедобные грибы можно собирать не во всех местах, где они растут. Поэтому давайте познакомимся с правилами сбора грибов.


Дидактическая игра «Правила сбора грибов»

Правила игры: перефразируйте неправильные правила в правильные.


  • Всегда пробуй гриб на вкус! - Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться.)

  • Клади в корзину все грибы! - Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)

  • Собирай грибы у дорог и предприятий! - Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)

  • Собирай старые, большие грибы! - Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)

  • Выдёргивай гриб из земли со всей силы! – Лучше всего гриб аккуратно выкрутить из грибницы. Образовавшуюся ямку присыпьте листьями или хвоёй.

- Ребята, а кто из вас знает, что такое грибница?

- Грибы, которые ты обычно видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки. Наземная часть важна тем, что в шляпке гриба созревают споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. А под землей от ножки тянутся в разные стороны тонкие, белые, перепутанные нити. Это грибница – подземная часть гриба. Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.

Плодовые тела недолговечны. Они живут пять – десять суток, а грибница съедобных и ядовитых грибов существует несколько десятков и даже сотен лет. Она хорошо переносит сильные морозы и засуху. При неблагоприятных погодных условиях грибница прекращает рост и развитие, как бы замирает.

Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету. Так грибы и деревья помогают друг другу.

А еще грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные.

- Скажите, а почему съедобные грибы называют «лесным мясом»?

- Свежесобранные плодовые тела съедобных грибов, несмотря на большое количество воды в их составе (85-92%), содержат много ценнейших органических и минеральных веществ. Фосфора и кальция в них почти столько же, сколько и в рыбе. Грибы содержат калий, натрий, цинк, марганец, железо, медь, йод, мышьяк и другие, необходимые для жизнедеятельности человека элементы. Также они содержат наиболее важные витамины А, В1, В2, С, D, РР. Более всего полезны молодые грибы.


Дидактическая игра «Почемучка»

Правила игры: объясните названия грибов.


  • Зеленушка – шляпка зеленая.

  • Волнушка – из-за рисунков этих, волн, волнушкой и зовут.

  • Лисички – эти грибы всегда растут россыпью, семейкой. Издали семейка рыжая, может лисенком показаться. За что назвали? Да за цвет лисий, наверное, и за повадки хитрые, гибкие – искать нужно, прячутся.

  • Масленок – шляпка, словно маслом помазана, блестит, из рук выскальзывает.

  • Мухомор – мух морит. Красив, но ядовит. Для людей отрава, для мух погибель, если настойку из этого гриба приготовить.

  • Опенок – вокруг пня растет.

  • Подберезовик – под березами растет.

  • Подосиновик – за привычку под осинами расти.

  • Рыжик – рыженький, яркий грибок, часто под елками любит прятаться.

  • Сморчок – сморщенный весь, шляпка смятая, сплющенная.


Разгадывание кроссворда «Грибы»

Задание: найти грибы в кроссворде, используя подсказки, и записать их названия в тетрадь.


Физкультурная пауза.


Педагог: проверим, какие вы внимательные грибники. Я буду называть названия грибов. Если это съедобный гриб, вы наклоняетесь и кладете его в воображаемую корзинку. Если гриб несъедобный, разводите руки в стороны.


Ёжик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют. Учитель называет гриб.) Поднял грибок, положил в кузовок. (Дети делают наклоны или разводят руки в стороны).

Грибы: боровик, подберёзовик, мухомор, строчок, опёнок, бледная поганка, волнушка, груздь, желчный гриб.


2. Знакомство с ягодами и правилами их сбора


- Ребята, но мы же с вами в лес ходим собирать не только грибы, но и ягоды.

Давайте узнаем, какие ягоды растут в нашем лесу.


Дидактическая игра «Что за ягодка?»

Правила игры: каждый из вас получит иллюстрацию лесной ягоды. Ваша задача – составить рассказ о ягоде по плану:

  1. Как называется?

  2. Где растет?

  3. Какая на вид, на вкус?

  4. Что из нее готовят?

Задания: малина, толокнянка, земляника, черника, костяника, брусника, голубика, клюква.

(Иллюстрации ягод кладём в корзину).


- Ребята, не все ягоды, растущие в лесу, можно употреблять в пищу. Встречаются ягоды опасные для человека – ядовитые. Давайте посмотрим презентацию «Ядовитые ягоды леса».

(Просмотр презентации)


- А сейчас давайте познакомимся с правилами сбора ягод.

  1. Не рвите, тем более не ешьте незнакомые вам ягоды;

  2. Не рвите ягоды вместе с кустиком, на котором она висит;

  3. Не рвите ягоды все подряд, а собирайте по одной только спелые.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


Дидактическая игра «Вопрос – ответ»


  1. Зачем человек собирает грибы? (Чтобы употреблять в пищу)

  2. В каком виде человек употребляет грибы в пищу? (Варёные, сушеные, маринованные, солёные, жареные)

  3. Из чего состоят грибы? (Грибы состоят из шляпки и ножки)

  4. Как называется подземная часть гриба? (Это грибница)

  5. С чем связаны грибы в лесу? (Они связаны с деревьями)

  6. Для чего нужны грибы в лесу? (Многие животные питаются грибами)

  7. Почему нельзя срывать старые грибы? (В них есть яд, опасный для человека)

  8. Почему нельзя собирать грибы вдоль шоссейных дорог? (Потому что в них содержатся вредные вещества)

  9. Что мы готовим из ягод, собранных в лесу? (Варенье, желе, чай, компот)


Дидактическая игра «Да – Нет»


  1. Грибы - это растения? (нет)

  2. Ложные опята и бледная поганка – ядовитые грибы? (да)

  3. Рыжики, лисичка - съедобные грибы? (да)

  4. Животные едят ядовитые грибы? (да)

  5. Самый ядовитый гриб - мухомор? (нет)

  6. Грибница губит деревья? (нет)

  7. Можно ли из лесных ягод готовить вкусное варенье? (да)

  8. Укрепляет ли черника зрение? (да)

  9. Можно ли рвать ягоды вместе с кустиком, на котором они растут? (нет)


- Вот, ребята, и закончилось наше путешествие по лесу. Мы вернулись домой с целым лукошком грибов и ягод. Давайте же вспомним, что мы насобирали в лесу.

Дидактическая игра

Правила игры: каждый по-очереди выходит к доске, достаёт из корзины карточку. Ваша задача – правильно назвать гриб или ягоду по иллюстрации.


РЕФЛЕКСИЯ



-Я думаю, что наше занятие принесло большую пользу вашему здоровью, дало вам моменты радости от новых знаний и общения друг с другом. Спасибо за работу!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Грибы и ягоды. Правила их сбора.

Автор: Волкова Ольга Александровна

Дата: 10.04.2018

Номер свидетельства: 465712

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока " В лес по ягоды" "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-v-lies-po-iaghody"
    ["file_id"] => string(6) "172707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423847406"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "презентация "Правила поведения в разное время года" "
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiia-pravila-poviedieniia-v-raznoie-vriemia-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "169199"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423385633"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект внеклассного занятия на тему "Северные ягоды" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-na-tiemu-sieviernyie-iaghody"
    ["file_id"] => string(6) "228722"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441467220"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Мы - жители планеты. Царство живой природы. Грибы. "
    ["seo_title"] => string(50) "my-zhitieli-planiety-tsarstvo-zhivoi-prirody-griby"
    ["file_id"] => string(6) "234328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443425472"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Русский лес полон чудес  (познавательно-игровая программа) "
    ["seo_title"] => string(62) "russkii-lies-polon-chudies-poznavatiel-no-ighrovaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "215149"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432580878"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства