kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мы - жители планеты. Царство живой природы. Грибы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: «Мы – жители планеты».

Тема: «Царство живой природы. Грибы».

Цель:

      1. Познакомить учащихся  с царством грибов.

      2.Познакомить со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных      

         грибов.

      3. Развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся, речь, воображе-

         ние.

      4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедиа, аудиозапись «Голоса леса».
  • Картинки с изображением грибов.      
  • Ход урока.

1.Организационный момент.

      Каждый день - всегда, везде,

      На занятиях, в игре

      Смело, четко говорим

      И тихонечко сидим.

      Ну-ка, проверь, дружок,

      Ты готов начать урок?

      Все ль на месте, все в порядке,     

      Все ли правильно сидят?

      Все ль внимательно глядят?

2. Проверка знаний по предыдущим темам. Тест. Самопроверка.

  -Перед вами тест. Внимательно читайте вопрос, а ответ подчеркните карандашом.

  -Проверьте себя – правильные ответы на доске. Оцените свои результаты:

       красный круг – нет ошибок, выполнено  «отлично»;

       зеленый круг – 1-2 ошибки, выполнено «хорошо»;

       синий круг – более 2 ошибок, «Подтянись!».

      3.Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы отправимся в удивительное царство нашей природы. А как зовут жителей этого царства, вы узнаете отгадав загадку:

                            Под сосною у тропинки кто стоит среди травы?

                            Ножка есть, но нет ботинка,

                            Шляпка есть – нет головы?

Ученики: Гриб!

-Верно. Сегодня наш разговор пойдет о грибах. Вы узнаете какие грибы съедобные, а какие опасные? Где растут грибы? Что можно приготовить из них? Какие грибы человек взял себе в союзники?

Рассказ учителя о грибах.

-Грибы - это особое царство природы. Долгое время ученые спорили, куда их отнести - к царству растений или к царству животных. Грибы не похожи на зеленые растения, у них нет корня, листьев и цветков. Они не могут питаться как зеленые растения. Но и к животным они не относятся. А какие грибы вам известны?

Ученики: Маслята, опята, подберезовики, подосиновики….

-Поэтесса Зоя Александрова поможет нам набрать грибов. Поиграем в игру «Лучший грибник», а помогут мне ваши товарищи (Фронтальная беседа).

   Разбежались по полянке

   Мухоморы и поганки,

   Чтобы сбить тебя с пути

   И от белых отвести.

   Там, где солнышко пригрело,

   Задержаться можно смело,

   Значит, здесь семья маслят

   Или рыжики стоят.

   А под елкой, а под елкой

   Кто-то спрятался в иголках,

   В темной шляпке набекрень

   Боровик укрылся в тень.

   А веселые ребята –

  Тонконогие опята –

   Притаились возле пня

   И кричат: «Ищи меня!»

   Нам и лето, нам и осень

   Чудеса всегда приносят,

   Но грибы, что дарит лес –

   Это чудо из чудес.

-Посмотрим, кто же был внимательным. Где следует искать разные грибы?

Ученики: Где солнышко пригрело, под елкой, в тени, возле пня.

-У вас на партах лежат пазлы. Соберите картинку и вы узнаете, что  на ней изображено.

Работа учеников в парах.

-Кто правильно собрал картинку? Какой гриб изображен на ней? Какие это грибы?

Ученики: Боровик …

Показ учителем картинок с изображением грибов.

Физминутка.

Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (Скачут вприсядку, изображая белочек.)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (Бегут.)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (Скачут стоя.)
Искали опятки.
Медведь проходил, (Идут, изображая медведя.)
Мухомор раздавил.

-В лесу растут не только съедобные грибы, но и опасные, которые вызывают отравление у людей. Почти каждый съедобный гриб имеет в лесу своего ядовитого «двойника». Об 

этом всегда нужно помнить, собирая грибы и не допускать, чтобы «двойники» или ядови-тые грибы попали в вашу корзину, а тем более на стол.

-Познакомимся с «двойниками». А помогут мне мои помощники.

Индивидуальные сообщения учащихся.

Белая поганка

Белая поганка растет обычно на кислых, скудных песчаных почвах, на влажных торфяниках, под буками, дубами, березами, елями и соснами. Гриб довольно редкий, но иные годы бывают «урожайными» на белую поганку. Обычно встречается с июля по октябрь.

Белая поганка — один из немногих смертельно ядовитых грибов. Содержит клеточные яды, разрушающие печень и почки. Симптомы отравления появляются лишь спустя 8—10 часов. За это время яд успевает пройти весь желудочно-кишечный тракт и попасть в печень и почки. Противоядия и меры экстренной помощи те же самые, что и при отравлении бледной поганкой. Также, как и при отравлении бледной поганкой, оказанная вовремя помощь может предотвратить тяжелые последствия.

Ложноопёнок серно-жёлтый

Встречается часто, большими группами, на пнях и около них, на гнилой древесине. Плодоносит с июня по ноябрь. Иногда ложноопенок собирают вместе с осенним и летним опятами. Это происходит из-за совпадения мест обитания, времени произрастания и внешнего сходства грибов. При употреблении в пищу через 1—6 ч появляются тошнота, рвота, потливость, человек теряет сознание.

Говорушка беловатая

Растёт на почве или на подстилке в местах с травяным покровом — на лугах и пастбищах или на опушках, полянах и вырубках в лиственных и смешанных лесах, а также в парках. Плодовые тела появляются группами, иногда очень большими; образуют «ведьмины круги». Распространён в умеренной зоне Северного полушария.
Сезон с середины июля по ноябрь.

Смертельно-ядовитый гриб; содержание мускарина в говорушке беловатой выше, чем в красном мухоморе. Мускарин, содержащийся в плодовых телах говорушки беловатой, может вызывать тяжелые отравления, которые проявляются через 15 — 20 минут после приёма усилением секреции слюны и слёз, потливостью, в больших дозах — ослаблением сердечного ритма, резким понижением артериального давления, нарушением дыхания, сильной рвотой и поносом. Обычно симптомы отравления начинают ослабевать через два часа. Антидотом при отравлении мускарином является атропин и другие М-холиноблокаторы

-Запомните их. Эти грибы являются опасными для человека. Но не смотря на это их нельзя уничтожать. Несъедобные грибы лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для некоторых насекомых.

-Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. Покры – лась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое – опять грибы. Испортилось яблоко – и это работа грибов. На пользу человеку работают: грибы-хлебопеки, грибы-сыровары, грибы-маслоделы, грибы-пивовары. А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном – в бо-рьбе за жизнь.

Показ призентации «Грибное царство».

Физминутка.

Если нравится тебе, то делай так…

Если нравится тебе, то делай так…

Если нравится тебе, то мы друг другу улыбнемся,

Если нравится тебе, то делай так.

Рассказ учителя.

-Грибы растут не просто на земле. Под ними в рыхлой перегнойной почве тянутся тончайшие нити беловатого цвета. Под каждым грибом они образуют сложную паутину, а на ее сплетении пробивается вверх плодовое тело гриба. Грибы вырастают на грибнице наподобие того, как растут яблоки или груши на ветвях раскидистого дерева. Вырастают они ненадолго и только для того, чтобы рассеять по миру крошечные споры, которые в царстве грибов заменяют семена. А тонкие белые нити, названные учеными грибницей или мицелием, не умирают несколько лет.

-Проверим, кто из вас был внимательным. У каждого из вас лежат листы бумаги. Задание – нарисовать гриб, подписать из каких частей он состоит.

Самостоятельная работа учащихся (один ученик на закрытой доске).

Самопроверка.

-Кто из вас выполнил задание без ошибок?

-Объясните, как правильно нужно собирать грибы?

 На экране высвечивается слайд.

   Правила сбора грибов.

  • Никогда не пробуй гриб на вкус!  (Можно отравиться.)
  • Не знаешь гриб – не  бери его!   (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)
  • Не собирай грибы у дорог и предприятий!   (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)
  • Не собирай старые, перезрелые грибы!   (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)
  • Не собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой, окруженной оболочкой.   (Как правило, это ядовитый гриб.)
  • Срезай гриб ножиком.   (Чтобы не повредить грибницу.)

-Человек в лесу - гость, и вести себя нужно подобающим образом. Собирать грибы, ягоды, орехи нужно очень осторожно, чтобы не навредить растению в целом. Если правильно, не повреждая грибницу, собирать грибы, то они будут расти на одном месте не только в течение одного грибного сезона, но и в течение нескольких лет. Итак, гриб нужно аккуратно срезать ножиком, чтобы не повредить грибницы.

4.Закрепление изученного материала.

Вопросы:

1.Какие виды грибов вам известны?

2.Назовите съедобные грибы?

3.Какие ядовитые грибы вам известны?

4.Из каких частей состоит шляпочный гриб?

5.Где растут грибы?

6.Как правильно собирать грибы?

7.Что можно приготовить из грибов?

5.Итог урока

  -Что интересного узнали на уроке? Что понравилось?

  Молодцы все! Но особенно мне помогали….

  Домашним заданием у вас будет работа по учебнику ….. И творческое задание – нарисовать любой понравившийся гриб, который вы видели на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мы - жители планеты. Царство живой природы. Грибы. »

Раздел: «Мы – жители планеты».

Тема: «Царство живой природы. Грибы».


Цель:

1. Познакомить учащихся с царством грибов.

2.Познакомить со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных

грибов.

3. Развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся, речь, воображе-

ние.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.


Оборудование:

  • Компьютер, мультимедиа, аудиозапись «Голоса леса».

  • Картинки с изображением грибов.


.Ход урока.


1.Организационный момент.


Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


2. Проверка знаний по предыдущим темам. Тест. Самопроверка.

-Перед вами тест. Внимательно читайте вопрос, а ответ подчеркните карандашом.

-Проверьте себя – правильные ответы на доске. Оцените свои результаты:

красный круг – нет ошибок, выполнено «отлично»;

зеленый круг – 1-2 ошибки, выполнено «хорошо»;

синий круг – более 2 ошибок, «Подтянись!».

3.Изучение нового материала.


Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы отправимся в удивительное царство нашей природы. А как зовут жителей этого царства, вы узнаете отгадав загадку:

Под сосною у тропинки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка,

Шляпка есть – нет головы?

Ученики: Гриб!

-Верно. Сегодня наш разговор пойдет о грибах. Вы узнаете какие грибы съедобные, а какие опасные? Где растут грибы? Что можно приготовить из них? Какие грибы человек взял себе в союзники?

Рассказ учителя о грибах.

-Грибы - это особое царство природы. Долгое время ученые спорили, куда их отнести - к царству растений или к царству животных. Грибы не похожи на зеленые растения, у них нет корня, листьев и цветков. Они не могут питаться как зеленые растения. Но и к животным они не относятся. А какие грибы вам известны?

Ученики: Маслята, опята, подберезовики, подосиновики….

-Поэтесса Зоя Александрова поможет нам набрать грибов. Поиграем в игру «Лучший грибник», а помогут мне ваши товарищи (Фронтальная беседа).

Разбежались по полянке

Мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути

И от белых отвести.


Там, где солнышко пригрело,

Задержаться можно смело,

Значит, здесь семья маслят

Или рыжики стоят.


А под елкой, а под елкой

Кто-то спрятался в иголках,

В темной шляпке набекрень

Боровик укрылся в тень.


А веселые ребята –

Тонконогие опята –

Притаились возле пня

И кричат: «Ищи меня!»


Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес –

Это чудо из чудес.

-Посмотрим, кто же был внимательным. Где следует искать разные грибы?

Ученики: Где солнышко пригрело, под елкой, в тени, возле пня.

-У вас на партах лежат пазлы. Соберите картинку и вы узнаете, что на ней изображено.

Работа учеников в парах.

-Кто правильно собрал картинку? Какой гриб изображен на ней? Какие это грибы?

Ученики: Боровик …

Показ учителем картинок с изображением грибов.


Физминутка.

Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (Скачут вприсядку, изображая белочек.)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (Бегут.)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (Скачут стоя.)
Искали опятки.
Медведь проходил, (Идут, изображая медведя.)
Мухомор раздавил.


-В лесу растут не только съедобные грибы, но и опасные, которые вызывают отравление у людей. Почти каждый съедобный гриб имеет в лесу своего ядовитого «двойника». Об этом всегда нужно помнить, собирая грибы и не допускать, чтобы «двойники» или ядови-тые грибы попали в вашу корзину, а тем более на стол.

-Познакомимся с «двойниками». А помогут мне мои помощники.


Индивидуальные сообщения учащихся.


Белая поганка

Белая поганка растет обычно на кислых, скудных песчаных почвах, на влажных торфяниках, под буками, дубами, березами, елями и соснами. Гриб довольно редкий, но иные годы бывают «урожайными» на белую поганку. Обычно встречается с июля по октябрь.

Белая поганка — один из немногих смертельно ядовитых грибов. Содержит клеточные яды, разрушающие печень и почки. Симптомы отравления появляются лишь спустя 8—10 часов. За это время яд успевает пройти весь желудочно-кишечный тракт и попасть в печень и почки. Противоядия и меры экстренной помощи те же самые, что и при отравлении бледной поганкой. Также, как и при отравлении бледной поганкой, оказанная вовремя помощь может предотвратить тяжелые последствия.



Ложноопёнок серно-жёлтый

Встречается часто, большими группами, на пнях и около них, на гнилой древесине. Плодоносит с июня по ноябрь. Иногда ложноопенок собирают вместе с осенним и летним опятами. Это происходит из-за совпадения мест обитания, времени произрастания и внешнего сходства грибов. При употреблении в пищу через 1—6 ч появляются тошнота, рвота, потливость, человек теряет сознание.



Говорушка беловатая

Растёт на почве или на подстилке в местах с травяным покровом — на лугах и пастбищах или на опушках, полянах и вырубках в лиственных и смешанных лесах, а также в парках. Плодовые тела появляются группами, иногда очень большими; образуют «ведьмины круги». Распространён в умеренной зоне Северного полушария.
Сезон с середины июля по ноябрь.

Смертельно-ядовитый гриб; содержание мускарина в говорушке беловатой выше, чем в красном мухоморе. Мускарин, содержащийся в плодовых телах говорушки беловатой, может вызывать тяжелые отравления, которые проявляются через 15 — 20 минут после приёма усилением секреции слюны и слёз, потливостью, в больших дозах — ослаблением сердечного ритма, резким понижением артериального давления, нарушением дыхания, сильной рвотой и поносом. Обычно симптомы отравления начинают ослабевать через два часа. Антидотом при отравлении мускарином является атропин и другие М-холиноблокаторы


-Запомните их. Эти грибы являются опасными для человека. Но не смотря на это их нельзя уничтожать. Несъедобные грибы лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для некоторых насекомых.

-Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. Покры – лась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое – опять грибы. Испортилось яблоко – и это работа грибов. На пользу человеку работают: грибы-хлебопеки, грибы-сыровары, грибы-маслоделы, грибы-пивовары. А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном – в бо-рьбе за жизнь.


Показ призентации «Грибное царство».


Физминутка.

Если нравится тебе, то делай так…

Если нравится тебе, то делай так…

Если нравится тебе, то мы друг другу улыбнемся,

Если нравится тебе, то делай так.


Рассказ учителя.

-Грибы растут не просто на земле. Под ними в рыхлой перегнойной почве тянутся тончайшие нити беловатого цвета. Под каждым грибом они образуют сложную паутину, а на ее сплетении пробивается вверх плодовое тело гриба. Грибы вырастают на грибнице наподобие того, как растут яблоки или груши на ветвях раскидистого дерева. Вырастают они ненадолго и только для того, чтобы рассеять по миру крошечные споры, которые в царстве грибов заменяют семена. А тонкие белые нити, названные учеными грибницей или мицелием, не умирают несколько лет.

-Проверим, кто из вас был внимательным. У каждого из вас лежат листы бумаги. Задание – нарисовать гриб, подписать из каких частей он состоит.


Самостоятельная работа учащихся (один ученик на закрытой доске).

Самопроверка.


-Кто из вас выполнил задание без ошибок?

-Объясните, как правильно нужно собирать грибы?


На экране высвечивается слайд.

   Правила сбора грибов.

  • Никогда не пробуй гриб на вкус!  (Можно отравиться.)

  • Не знаешь гриб – не  бери его!   (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)

  • Не собирай грибы у дорог и предприятий!   (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)

  • Не собирай старые, перезрелые грибы!   (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)

  • Не собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой, окруженной оболочкой.   (Как правило, это ядовитый гриб.)

  • Срезай гриб ножиком.   (Чтобы не повредить грибницу.)


-Человек в лесу - гость, и вести себя нужно подобающим образом. Собирать грибы, ягоды, орехи нужно очень осторожно, чтобы не навредить растению в целом. Если правильно, не повреждая грибницу, собирать грибы, то они будут расти на одном месте не только в течение одного грибного сезона, но и в течение нескольких лет. Итак, гриб нужно аккуратно срезать ножиком, чтобы не повредить грибницы.



4.Закрепление изученного материала.


Вопросы:

1.Какие виды грибов вам известны?

2.Назовите съедобные грибы?

3.Какие ядовитые грибы вам известны?

4.Из каких частей состоит шляпочный гриб?

5.Где растут грибы?

6.Как правильно собирать грибы?

7.Что можно приготовить из грибов?


5.Итог урока

-Что интересного узнали на уроке? Что понравилось?

Молодцы все! Но особенно мне помогали….

Домашним заданием у вас будет работа по учебнику ….. . И творческое задание – нарисовать любой понравившийся гриб, который вы видели на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Мы - жители планеты. Царство живой природы. Грибы.

Автор: Ткаченко Ольга Александровна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234328

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Мир живой природы нашего края. "
    ["seo_title"] => string(34) "mir-zhivoi-prirody-nashiegho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "116649"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412569415"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  биологии тема: "Общая характеристика грибов" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "206208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430131714"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Экологическая игра "Живая планета""
    ["seo_title"] => string(40) "ekologhichieskaia-ighra-zhivaia-planieta"
    ["file_id"] => string(6) "259194"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448686151"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Каждый должен беречь природу" интеллектуальная игра"
    ["seo_title"] => string(59) "kazhdyi-dolzhien-bieriech-prirodu-intielliektual-naia-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "259798"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448821093"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока по окружающему миру "Берегите лес-кладовую здоровья" "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-bierieghitie-lies-kladovuiu-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "127425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415300282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства