Цели:
- познакомить с природными ресурсами Кольского полуострова;
- формировать творческое воображение, любознательность;
- развивать познавательный интерес, самостоятельность;
- осуществлять эстетическое, экологическое воспитание школьников;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с названиями для детей, изображающих ягод.
Ход занятия.
Учитель. Ребята, любите ли вы Заполярье? Ведь мы привыкли к словосочетаниям «суровое Заполярье», «суровый климат», «полярная ночь». Но мы гордимся тем, что живем здесь. Оглянитесь вокруг, и вы убедитесь, что, фантастически красива природа Заполярья, несмотря на внешнюю суровость. Убедимся в этом, посмотрев фотографии. (слайды 2 - 5)
Ребята, скажите, чем богата Заполярная земля? (полезные ископаемые, ягоды, грибы).
А какие северные ягоды вы знаете? (ответы учащихся)
Правильно! И сегодня на нашем занятии пойдет речь именно об этих ягодах. Посмотрите, ребята, к нам гости. (Заходит брусника).
Брусника. Здравствуйте, ребята, я – вечнозеленый кустарник с мелкими красными ягодами, зовусь я – брусника. Живу я очень долго – до трехсот лет. Если лес горит, то я сгораю и не расту до 8 лет. Осенью я ухожу под снег, а весной продолжаю расти. Я помогаю при многих болезнях, а еще я хороша для компота, варенья и даже мармелада. (слайд 6)
Учитель. Ребята, а кто знает стихотворения о бруснике? Давайте порадуем нашу гостью. (Ученик читает стихотворение)
У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.
Брусника. Как приятно услышать о себе стихотворение. Мне у вас очень понравилось, и я хотела бы вам сделать маленький подарок и угостить ягодами. Ребята, я пришла не одна – со мной моя подружка – красавица черника. (слайд 7)
Черника. Я – черника. А зовусь я так оттого, что все, к чему я прикасаюсь, становится черного цвета. Я расту и в тундре, и на болотах. Меня используют и в пищу, и для окраски кожаных изделий. А еще я снимаю усталость, улучшаю память и даже зрение. Кроме того, из меня получается вкусный кисель и варенье. Ребята, найдите меня среди моих сестричек (слайд 8).
Учитель. Ребята, стихотворения о каких ягодах вы еще знаете?
Ученик читает стихотворение:
Знаю свеклу,
Знаю брюкву,
Знаю даже патиссон,
Ну, а вдруг я встречу клюкву,
Как узнать ее в лицо?
Учитель:
Посмотрю я хитровато:
-Ты обязан всё уметь.
Для знакомства с клюквой надо
Просто зеркальце иметь.
Вот встречаешь ягод кучу
И не знаешь, кто они.
Ты на пробу пару штучек
Съешь –
И в зеркальце взгляни.
Если там увидел злюку –
Узкий глаз,
Кривой оскал –
Значит, ты увидел клюкву
И в лицо её узнал.
Заходит клюква. (слайд 9)
Клюква. Кто меня звал? Я – клюква, болотная ягода, темно-красная, сочная, на вкус кислая, как лимон. По форме я напоминаю маленькие красные яблоки. Я быстро снимаю температуру и утоляю жажду. Из меня варят варенье, морс, делают клюкву в сахаре, а так же сок, квас, пастилу. А знаете ли вы, что клюкву изображали на марке и даже на гербе города в Швейцарии. (cлайд 10)
Учитель. Ребята, как вы думаете, что за ягоды, которые называются моховая смородина, глошина, северный апельсин, арктическая малина? (слайд 11)
Морошка. Я – морошка, живу на болотах и в тундре. Я – ягода особенная и редкая. В народе меня называют царской. Саамы собирали меня и отправляли на царский стол. Я начинаю зеленеть раньше других растений, а сбрасываю листья позже. Узнать меня легко – меня называют северной малиной. Сначала мои ягоды красные, а когда поспеют, становятся оранжевыми, полупрозрачными. Меня используют при простуде, заболеваниях сердца, а так же для повышения аппетита. А еще изображение морошки чеканят в Финляндии на монете в 2 евро. (слайд 12)
Учитель. А теперь посмотрим, что вы запомнили из рассказов наших гостей.
– Ягоды, какого растения помогут улучшить зрение и память? Черника
А если поднялась высокая температура, напиток из какого растения поможет снизить жар? Клюква
Какую ягоду называют царской? Морошка
Какая ягода растет до трехсот лет? Брусника.
Ребята, вы молодцы. А как надо собирать ягоды для того, чтобы они принесли пользу? (ответы детей)
А теперь сформулируем правила. (слайд 13)
Правила сбора ягод:
1.Собирайте только те ягоды, которые хорошо знаете;
2.Не собирайте ягоды рядом с дорогой, потому, что там ездят машины и дымят на них;
3.Собирайте ягоды не в пакет, а в корзину, чтобы не помялись, а то выделится сок;
4.При сборе ягод не вырывайте растение с корнем и не собирайте все до последнего (слайд 14)
Сколько полезных растений подарила нам северная природа! Давайте же сделаем все, чтобы сберечь ее.
Использованы стихотворения Богдарина А., Семенова В.П.