Просмотр содержимого документа
«Экскурсия по окружающему миру "Весна в парке"»
КОНСПЕКТ УРОКА-ЭКСКУРСИИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «ВЕСНА В ПАРКЕ»
Класс: 1
Цель: проведение наблюдений за весенними изменениями в живой и неживой природе, создание условий для формирования представлений у учащихся об основных признаках наступления этого времени года, развитие интереса у учащихся к предмету «Окружающий мир» .
Тип урока: урок получения новых знаний, урок развития умений и навыков.
Форма урока: урок-экскурсия в парке.
Задачи:
1. личностные: • развивать эстетические чувства; • развивать интерес к предмету «Окружающий мир», интерес к познанию природы; • воспитывать бережное отношение к природе.
2. Предметные: • познакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдений, самостоятельной работы; • сформировать представление о тесной связи между живой и неживой природы в сообществе, о приспособлениях растений и животных к среде обитания; • вырабатывать умения наблюдать, описывать, делать выводы, сравнивать; • научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса. • закреплять ранее полученные знания о характерных признаках осени.
3. Метапредметные: • развивать личностные и психологические особенности школьников; • развивать память, разные формы мышления.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, испытывать чувство гордости за красоту родной природы, формулировать самому простые правила поведения в природе, формирование желания выполнять учебные действия, использование фантазии и воображения, формирование интереса к окружающему миру.
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации, продолжать учить работать в группе, умение договариваться, инициативное сотрудничества в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: отличать новое от уже известного с помощью учителя, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать необходимую информацию; находить ответы на вопросы используя информацию, полученную на уроке-экскурсии.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Беседа о правилах поведения на природе:
• Как нужно вести себя на природе?
• Где вы можете ходить?
• Что можете делать?
• Чего нельзя делать на природе?
Сегодня у нас необычный урок-урок-путешествие.
Ребята, где мы с вами находимся?
Вам здесь нравится?
А какое время года сейчас?
Какой сейчас месяц?
Какая погода стоит на дворе?
Как выглядит лес сегодня?
Итак, весна пришла в наши края и мы отправимся в гости к ней, в парк им.Н.Островского. Мы понаблюдаем, как изменилась природа с приходом этого прекрасного времени года.
II.Основная часть
Подготовка к экскурсии (Сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения, повторяются правила дорожного движения, правила поведения на природе.)
-О чем мы должны помнить, путешествуя по лесу? (В лесу не шумят, не ломают ветки деревьев, не мусорят, не срывают цветы, травы)
-А еще нельзя трогать руками незнакомые растения, которые могут быть ядовитыми.
-Вы готовы отправиться в путь? (ответы детей) (Перед началом экскурсии учитель настраивает детей на то, что им предстоит на экскурсии)
1.Увидеть изменения, которые произошли в природе по сравнению с зимой.
2.Понаблюдать, изменились ли почки лиственных деревьев и кустарников, появились ли на них цветки и листья.
3.Посмотреть, изменился ли внешний вид хвойных деревьев.
4.Обратить внимание, появились ли цветущие травянистые растения.
5.Понаблюдать, появились ли насекомые.
6.Выяснить, прилетели ли какие-нибудь перелетные птицы, послушать их голоса.
7.Обратить внимание, произошли изменения в жизни зимующих птиц и зверей.
8.Понаблюдать, какие природные признаки ориентирования присутствуют в парке.
-Ну, вот мы у парка.
• А что такое лес?
• Какие бывают леса?
• Чем они отличаются друг от друга?
• Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь. •
Хорошо в лесу. Дремлют красавицы ели.
• А какие еще хвойные деревья можно встретить в лесу?
• Сосна - вечнозеленое дерево высотой до 40-45 м. Сосна ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, а из ее смолы и хвои вырабатывают много необходимых человеку веществ и лекарств.
• Какие еще в нашем лесу растут деревья?
• У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности, постоянства, символом силы и славы.
• К осени на дубе созревают плоды-желуди. Они богаты крахмалом. Для многих зверей и птиц желуди – прекрасный корм. Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Приготовленным из нее отваром поласкают рот и горло при воспалении. Дубы живут до 2 тыс. лет.
• Не мешают ли расти друг другу растения леса?
• Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.
• А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.
• Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? • Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как?
• К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца?
• Наша прогулка по лесу продолжается. - Ребята, посмотрите, что находится около пня?
• Кто живет в этом домике? Расскажите, что вы знаете о муравьях. Муравейник состоит из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Муравейник не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода. Важно значение муравьев в жизни леса. Они разносят плоды и семена растений, уничтожают вредных насекомых. Каждое среднее гнездо муравьев уничтожает за лето до 2 миллионов насекомых вредителей. А каких насекомых мы можем встретить в лесу?
Отгадайте мои загадки.
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет
Золотистые глаза
Кто же это?
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
Ребята, а какую пользу приносят насекомые?
Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду. За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков. Для сбора 1 кг. меда одной пчеле нужно налетать около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов цветков Стрекозы – полезные насекомые т.к. они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. «Стрекоза-коромысло» за два часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Стрекоз надо беречь.
Проводит с детьми физминутку
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась.
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела
На четыре – улетела.
• Только ли растения и насекомые живут в лесу?
• Ребята, когда мы входим в лес, и первыми, кого вы встречаем – это птицы. Отгадайте, какие птицы нас встречают?
Загадки:
Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор.
С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото клювом. Стучит дятел, значит, будут уничтожены вредные насекомые.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица…
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом.
А верней сказать - дворец.
Прилетай скорей…
Зимуют скворцы в теплых странах. Жилище подбирает скворец, если оно не понравилось самке, то птицы ищут другое место. Выбрав жилище птицы чистят его. Устилают дно соломой, пухом, прошлогодней травой, а в середине гнезда делают углубление.
Ребята, каких птиц мы еще можем встретить в лесу?
Что вы о них знаете?
Какую пользу они приносят?
Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Не следует тревожить птенцов в гнездах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку гнезда, чтобы птица не бросила его, а вывела бы птенцов.
Мы углубляемся дальше в лесную чащу.
Ребята, а кого еще мы можем встретить в лесу?
А кто из этих животных живет в нашем лесу?
Какие еще животные живут в нашем лесу?
Как этих животных охраняют?
III Заключение
Давайте подведем итоги с помощью ответов на вопросы
• Понравилась ли вам экскурсия?
• Какие открытия вы сделали сегодня?
• Как размещаются растения и животные в лесу?
• Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
• Как нужно относиться к растениям, животным и почему?